Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Потребность в аффилиации




Потребность в аффилиации — это потребность создавать и под­держивать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности данной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностного поведения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. Общая направленность на людей, непереносимость одиночества оказывается для человека с ярко выраженной потребностью в аффилиации фактором, усиливающим для него привлекательность другого человека (особенно на начальном этапе взаимодействия) как потенциального партнера по общению. [1, c.198].

Человеку свойственно стремиться к людям, пытаться сблизиться, выстроить доверительные отношения. Все это укладывается в понятии аффилиация.

Еще в 1938 г. Г. Мюррей определил мотив аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группе» .[3, с.289].

Подчеркивая фундаментальный характер повседневной тяги человека к контактам с другими людьми, следует определять этот мотив как взаимное стремление получать удовлетворение от общения и поддерживать контакты таким образом, чтобы она не только приносили удовлетворение, но и увлекали и обогащали обе стороны.

Степень, в которой это достигается, зависит не только от стремящегося к аффилиации, но также и от его пар­тнера. Человек, стремящийся к аффилиации, должен добиться многого. Прежде всего, он должен дать понять, о своем желании вступить в контакт, сообщив этому контакту привлека­тельность в глазах предполагаемого партнера. Он должен сделать очевид­ным для партнера, что рассматривает его как равного себе и предлагает ему отношения полностью взаимные, т. е. он не только «стремится к аф­филиации», но и одновременно высту­пает партнером по аффилиации для соответствующей потребности чело­века, с которым он вступает в кон­такт. Несимметричность в распреде­лении ролей или далеко идущие же­лания превратить партнера в сред­ство удовлетворения своих потребно­стей (например, потребностей в неза­висимости или зависимости, в превос­ходстве или уничижении, в силе или слабости, в предоставлении или полу­чении помощи) наносят ущерб аффилиации как таковой или даже совсем разрушают ее. Наконец, человек, стремящийся к аффилиации, должен добиться определенного созвучия своих переживаний переживаниям партнера, что побуждало бы обе сто­роны к взаимодействию и ощущалось бы ими как нечто приятное, принося­щее удовлетворение и поддержива­ющее чувство собственной ценности [3, с.290].

Важно, чтобы партнер чувствовал, что ему предлагаются отношения на равных, в которых доминирует взаимная доверительная связь. Цель аффилиации — взаимный поиск приятия, желанности себя, дружеской поддержки и симпатии, созвучия переживаний.

Для достижения и сохранения такого рода отношений существует много как вербальных, так и невербальных способов поведе­ния; их можно наблюдать, в частно­сти, при вступлении в контакт с нез­накомыми людьми. О мотивированности поведения стремлением к аффилиации можно судить по количеству и позитивному содержанию речевых высказываний, по дружелюбному вы­ражению лица, длительности контак­та глаз, частоте киваний головой, по позе и жестикуляции и т. д.

Аффилиативное общение имеет, таким образом, свои поведенческие проявления:

§ общее количество высказываний за 1 мин (особенно положительных);

§ длительность речи партнеров и длительность контакта глаз;

§ дружелюбное выражение лица;

§ громкость и скорость речи;

§ количество жестов, кивков, словесных согласий;

§ отсутствие напряженности (количество движений ног, покачиваний корпуса» расстояние до партнера)[3, с. 289].

Если руководствоваться моделью «ожидаемой ценности», то цель мотива аффилиации выступит как некоторая положительная ценность. Результаты действия, ведущего к ее достижению, будут обладать положительной прив­лекательностью. Индивидуальные различия в ее величине представляют собой один из детерминантов мо­тивации аффилиации. Ей противосто­ит, в качестве второго детерминанта, отрицательная привлекательность не­удачной аффилиации, которой также свойственны индивидуальные разли­чия. В зависимости от соотношения обобщенных положительной и отрица­тельной привлекательности мотив аффилиации индивида может быть охарактеризован как преимуществен­но связанный либо с надеждой на аффилиацию (НА), либо со страхом отвержения (СО) [3, с.290].

Как и в случае других мотивов (например, мотива достижения), ха­рактеристика ожидаемого успешного или неуспешного исхода действия аф­филиации не исчерпывается одной только положительной или отрица­тельной привлекательностью опреде­ленной величины. Каждый из альтер­нативных результатов действия так­же заранее ожидается с некоторой определенной вероятностью. Таким образом, каждый человек на основе своего прошлого опыта в сфере обще­ния обладает обобщенными ожидани­ями относительно того, удастся ли ему установить отношения аффили­ации с незнакомым человеком или нет, т. е. обобщенными ожиданиями аффилиации и отвержения. Эти ожи­дания не только определяют, вкупе с соответствующими значениями прив­лекательности, величину мотивации аффилиации (расширяя, таким обра­зом, область применения модели «ожидаемой ценности»). Нередко они непосредственно проявляются в про­цессе направленного на достижение аффилиации поведения, приводя к тому, что завязывание и поддержа­ние контакта происходит непринуж­денно, дружелюбно и адекватно ситу­ации или же, напротив, неуверенно, робко и неловко.

Тесная связь между ожиданием и поведением не только выделяет мо­тив аффилиации среди прочих моти­вов, подобных мотиву достижения. Она оказывает также своеобразное обратное действие, приводящее к тесной ковариации ожидания и прив­лекательности аффилиации в случа­ях, когда партнером выступает незна­комый человек: чем сильнее ожида­ние успеха, тем выше положительная привлекательность, и наоборот, чем сильнее ожидание неуспеха, тем выше отрицательная привлекательность. Более детально цепь обратной связи можно представить себе следу­ющим образом: ожидание оказывает влияние на ход действия, ход дей­ствия—на его результат, повторяющиеся успехи и неудачи формируют соответствующие ожидания, которые, в свою очередь, порождают различия в протекании действия, предопределяющие благоприятный или неблагоприятный результат аффилиации. Таким образом, привлекательность удачной или неудачной аффилиации становится, в конце концов, величиной постоянной, что и задает индивидуальный профиль соотношения обобщенной положительной и отрицательной привлекательности, т. е. надежды на аффилиацию и страха отвержения [3, с.291].

Так возникает (в случае, когда объектом аффилиации является незнакомый человек.) ковариация между ожи­данием и привлекательностью для индивидуального мотива аффилиации, а также соответствующей ситуацион­ной мотивацией: чем в большей степени обобщенное ожидание успеха преобладает над ожиданием неудачи, тем значительнее положительная привлекательность превышает отри­цательную, и наоборот.

От обобщенных ожиданий следует отличать ожидания частные, связанные с определенным человеком, которого вступающий в аффилиацию субъект уже хорошо знает. В этом случае ожидание и привлекательность могут варьировать независимо друг от друга. Так, релевантная мотиву аффилиации привлекательность контакта с каким-либо хорошо знакомым человеком может быть весьма, небольшой, но сопровождаться при этом высоким ожиданием легкого и быстрого установления контакта, или наоборот. Подобная ситуация склады­вается и в тех случаях, когда человек хотя и не знаком лично с предполага­емым партнером по аффилиации, но имеющиеся у него сведения позволя­ют прогнозировать трудность или лег­кость вступления в контакт. Напри­мер, партнер может обладать более высоким социальным статусом, чем стремящийся к аффилиации субъект. В этом случае у последнего, даже если его обобщенные ожидания успе­ха в принципе высоки, может снизить­ся уверенность в том, что старший по статусу позитивно отзовется на его усилия по установлению отношений аффилиации. К тому же он может опасаться (в силу малых шансов на успех) своей большей, чем обычно, скованности и напряженности, что приведет к потере привлекательно­сти контакта с ним со стороны пар­тнера, и, следовательно, субъект сам будет способствовать снижению шан­сов на успех при высокой поло­жительной привлекательности кон­такта.

Устойчивость ковариации ожидания и привлекательности в случае моти­вации аффилиации, направленной на незнакомого человека, до сих пор не проверена эмпирически. Примеча­тельно, однако, что она молчаливо предполагается рядом исследовате­лей, прежде всего Бирном, Мак-Дональдом и Микавой. Они пишут: "Представляется правомерным утверждение, что накапливаемый на протяжении жизни опыт общения с другими людьми ведет к обобщен­ным ожиданиям встретить в них источник поощрения или наказания. Если доминируют ожидания первого рода, то субъект будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет доверять им и высоко их ценить. Если же доминируют противоположные ожидания, то субъект будет избегать других людей, относиться к ним с подозрением и низке их оценивать. Индивид, опыт которого носит смешанный характер и у которого, в силу этого, высоки ожидания обоих родов, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного конфлик­та. А человек, у которого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного общения безразличие и незаинтересо­ванность.

Люди, в опыте которых преобладают успеш­ные межличностные взаимодействия, должны отличаться, во-первых, сильно развитыми моти­вами сближения в ответ на связанные с аффилиацией ключевые стимулы; во-вторых, убеж­дением в том, что будущие ситуации межлично­стного взаимодействия дадут то же количество подкрепляющих взаимодействий; в-третьих, стремлением интерпретировать релевантные аффилиации стимулы в терминах собственного прошлого опыта и своих ожиданий» [3, с.291].

Немногочисленные исследования на эту тему показывают, что люди с ярко выра­женным мотивом аффилиации чаще говорят по телефону и пишут письма, реализуя, таким образом, свою потребность в доверительных контактах. Они воспринимают других людей более позитивно и более похожими на себя, что вызывает ответные чувства и даже в общении с незнакомым человеком приводит к ощущению доверия и комфорта.

Следует отметить, что страх отвержения не приводит к снижению аффилиативной потребности, а усиливает поиск путей сближения. И, что аффилиативный мотив выявляется не только в отношениях с малознакомыми, но вплетается в структуру отношений со значимыми людьми.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты