Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глава третья.




Софья, взяв из рук дяди икону, с искренним восхищением разглядывала ее. - Потрясная вещь, как говорит одна моя приятельница. Я думаю, веквосемнадцатый... - Восемнадцатый? - Да, это явно старая икона. Относится к типу так называемыхБогородичных икон. На Руси было много типов таких икон. В нашем случае этоОдигитрия... - Одигитрия? - По-гречески это означает Путеводительница. - Богородица Путеводительница? А кого и куда Она ведет? - Как куда? Послушай, Смок, не перебивай, хорошо? Я и без тебя собьюсь. - Молчу и слушаю. - Этот тип изображения Богородицы на Руси был самым распространенным.Смотри: юный Христос сидит на руках Матери. Одной рукой Он благословляет, вдругой держит, в данном случае, свиток. А бывает, что икону или скипетр.Вообще-то, тут запутаться можно. - В чем? - В типах икон. Я смутно все это помню. Смотришь, положение рукидругое, а икона уже по-другому называется. Но то, что это - Одигитрия, яручаюсь своим дипломом. - Не ручайся. "Запутаться можно" - чему учили вас только. - Я, между прочим, на французской живописи второй половины XIX векаспециализировалась. Спроси ты меня, к примеру, о Тулуз-Лотреке, я бы... - И не собираюсь о нем спрашивать. Карлик, сексуально озабоченныйкарлик, всех парижских продажных девок перерисовал и еще кое-что с нимиделал. - Ты не прав, у него... - Я и спорить с тобой не хочу. Вот оно - настоящее искусство. - Смокпочти с нежностью погладил икону. - Одно другому не мешает. - Зато в твоей голове мешанина. Нашла чем хвастаться! Хорошо хоть, чтотип иконы определила. - Ты опять заводишься? Что с тобой, почему ты злой такой стал? - Прости. Продолжай дальше. - Да я почти все рассказала. Вот здесь видно, что Младенецблагословляет Мать, а Она, в свою очередь, одной рукой сына держит, другойпоказывает на Него. Наверное, поэтому икона и называется Путеводительницей.Она как бы говорит, что Христос для молящегося - путь к спасению. Ну что-тов этом роде или нечто похожее по смыслу. Да, еще вспомнила: есть легенда,что самую первую икону Одигитрии нарисовал, то есть написал евангелист Лука.Ее привезла из Палестины жена императора Византийского. А из Византии,вместе с греческими иконописцами, этот тип икон попал на Русь... Что еще?Оклад на ней был когда-то. Вот и все, пожалуй. - Что ж, уже лучше. Это действительно Одигитрия. Императора звалиФеодосий, а императрицу - Евдокией, как твою бабушку, между прочим. С твоейверсией о названии могу согласиться, но есть и другая. Когда императрицапривезла икону, то поместили ее в монастыре Одигон, отсюда и Одигитрия. - Если все лучше меня знаешь, зачем экзамен устраивал? - А ты не обижайся. Повторение - мать учения. Это во-первых. А то, что,упомянув этого французика, ты меня прилично завела - факт. Это во-вторых.Сонюшка, это не просто Одигитрия, это нечто большее. - Ты что, верующим стал? - Не смейся. Я этой иконой тридцать лет бредил, считал ее потерянной, аона нашлась. Разве это не чудо? - Воронов на глазах воодушевлялся. Он взялиз рук Софьи икону и поставил ее на туалетный столик. - Смотри, смотри нанее, а я тебе о ней буду рассказывать. Хорошо? - Хорошо, - Софья удивилась, но решила молчать. Зная о том, насколькобогат ее дядя, она не понимала причину его восторгов. Ну - икона, ну -старая. Иди на Арбат и хоть с десяток таких покупай. Может, эта икона -фамильная ценность? Но она никогда не видела икон в своей семье. - Я всявнимание. - Ты, наверное, думаешь, что сдурел старик. Иконе радуется. Это непростая икона. - Прости, Смок. Я уже об этом догадалась. В чем необыкновенность? - В чем? Начну с того, что она написана в начале пятнадцатого века... - Шутишь! - Нет, племянница. Я не сумасшедший и утверждать, что ее писали Рублевили Даниил Черный не буду, но мастер жил в их время. И мастер былпрекрасный. Может, русский, может, грек. Согласись. Ты только не думай, чтомне в каком-то салоне лапшу на уши навешали про барабан Страдивари. У нее, уэтой иконы, есть своя история. И я ее хорошо изучил. - Сдаюсь. Ты меня заинтриговал. Если это пятнадцатый век, школа Рублева- тогда иконе цены и вправду нет... Но как она к тебе попала? - Начать мне придется с 1812 года. Это сейчас наш с тобой роднойСтаргород - маленький поселок, большая деревня. Тогда он городом звался.Восемь церквей имел. Народ старгородский жил добычей железной руды. Они еена лошадях в Тулу возили, на оружейные заводы. А когда началась война сНаполеоном, оружия много понадобилось. Вот и решили старгородцы в два разаувеличить добычу руды. Патриотический такой порыв, понимаешь. Слово они своесдержали. А это, кстати, совсем непросто было. Мало руду из ям выкопать, еенужно за тридцать верст на завод свести. Лошаденки же не особо богатырские умужичков были. Как только Наполеона из России турнули, пришла в Старгородблагодарственная грамота от императора Александра I. В грамоте он благодарилстаргородцев за труд, за патриотизм и - в качестве особой монаршей милости -передал им эту икону. Оклад на ней золотой был, а вот в этом месте, -Воронов показал на омофор Богородицы, - рубин блестел. - Настоящий? - Ты меня удивляешь. Русские цари стекляшек не держали. - А что было дальше? - До 1917 года, а может, чуть дольше, икона в Никольском собореСтаргорода находилась. Сам собор году в тридцать пятом разрушили, а иконаисчезла еще раньше, в революционные годы. Когда я от одного старого учителявсе это услышал - не поверил. Но как-то в одном музее увидел книгу. Это былоописание церквей Тульской губернии. И, представляешь, рассказ учителяподтвердился. Разумеется, книга до революции вышла, и о том, что иконаисчезла, авторы знать не могли. А вот описание самой иконы, история еепоявления в Старгороде - все совпало. Конечно, я понимал, что про рубин иоклад надо забыть. А вот саму икону мне очень захотелось найти... - Дядя, а почему император такую древнюю икону отдал старгородцам? Немог он разве более современную подарить? - Это мы сейчас понимаем, что икона - замечательное творение искусства.А в те времена народ простой на иконы молился, а культурный слой обществаикону не ценил. Полвека спустя после Александра I народ образованный напередвижников валом валил, а рублевская "Троица" - ты сама знаешь, где онанаходилась... Ее просто записали. До сих пор старообрядцы пишут темныеиконы. - Знаю. Все дело в олифе. Иконы олифили, а лет через семьдесятизображение от этого темнело... - Да. А эта икона, видимо, в Оружейной палате хранилась. Ее незаписали. Так что царь-батюшка жаловал старгородцам совсем не произведениеискусства, а предмет культа. - Ты как лектор заговорил. - А я, Соня, научный атеизм сдавал в свое время. И на отлично, междупрочим. Ты меня отвлекла. О чем я? Да, в Старгороде я еще застал старушек,икону помнивших. По их словам, к исчезновению образа церковный староста рукуприложил. Правда, дальше мои поиски ни к чему не привели. Во всем Старгородев ходу не более двадцати фамилий. Я узнал, что фамилия старосты была Рыбин.У нас Рыбиных семей сорок. Я поискал, поискал - ничего у меня не получилось.Для себя решил, что икона давно где-нибудь в Америке или Англии находится.На том и успокоился. Но про икону не забывал. И вот совсем недавно случайпроизошел. Один мужичок деньжат мне задолжал. Ты же знаешь, я человектерпеливый, могу долго ждать, но всему есть предел. Сумма, может быть, неахти какая была, но почему я должен кому-то ее дарить? Одним словом, ребятамои мужичка того припугнули будь здоров, он ко мне прибежал, в ногибухнулся. Мол, подождите, Владимир Николаевич, мы ведь земляки с вами. Я емучетко объяснил, что в нашем деле нет такого понятия - земляки. Естьпартнеры, есть должники, кем он и является. И что в его интересах поскореесо мной расплатиться. Говорю ему все это, а до меня доходит, что фамилия умужичка - Рыбин. Он между тем талдычит, что пока денег у него нет, но онготов и квартиру и машину продать. Я вначале хотел спросить, почему онраньше этого не сделал, а потом меня осенило. И вот какой разговор у наспроизошел. - Земляк, твое счастье, что я не бандит с большой дороги. Другой бы намоем месте тебя... - Я все понимаю, Владимир Николаевич. Все понимаю. Поверьте, яобязательно выкарабкаюсь... И заплачу, верьте, до копейки все заплачу. - Послушайте, э-э, Михаил Васильевич, бизнес - это риск. Я один раз вамповерил. Вы расписывали мне, какое у вас выгодное получается дело.Результат? Согласитесь, результат для вас плохой. - Конечно, но я... - Это все отговорки. Так как мне быть? Машину, положим, вам давно порабыло продать. Небось, на "Мерсе" катаетесь? - Что вы, простая восьмерка. - Тогда это копейки. И дети, наверное, есть? - Две девочки, одна школу заканчивает... - Не жалобьте меня, прошу вас. Голова у вас есть на плечах. Думайте. - Что думать? - Бог ты мой, какой вы непонятливый. Впрочем, раз уж мы земляки... - Конечно, Владимир Николаевич. - Что конечно? - Что земляки мы... И... Простите, перебил вас. - Больше не перебивайте. Задам вопрос - тогда отвечайте. Рыбиных вСтаргороде много. Вы из каких? - Мой дед директором школы был. А жили мы за Хлыновским ручьем. - Так, так, припоминаю. Деда как звали? - Петром Васильевичем. Он с палочкой всегда ходил. - Он церковным старостой случайно не был? - стараясь говорить как можнобезразличнее, спросил я Рыбина. - Кажется, был. Точно, был. Дед об этом не вспоминал, а отец как-тообмолвился. Мы тогда выпили, стали говорить о том, что народ сейчас предковсвоих не знает. Ну он и рассказал, что Рыбины были уважаемыми людьми вСтаргороде, а его отец церковным старостой избирался. Рассказывал, чтонастоятель собора в нашем доме частым гостем был. - Икон, наверное, в доме много у вас? От прадеда. - Да что вы! Время, сами знаете, какое было! Отец партийный. Хотя... - Что? - Одна икона у деда была. Он редко ее из сундука доставал. У нас всенях сундук стоял. Там всегда рухлядь старая хранилась. И икона лежала. Мойбрат, помню, предложил деду икону продать. Тогда на них мода началась, еслипомните, но дед чуть палкой не побил брата. - Запретил продавать? - Сказал, что это - реликвия семейная. И чтобы мы оба о продаже идумать не смели. Ни сейчас, ни когда вырастем. - И что дальше? - В восемьдесят седьмом брат женился, деньги нужны были. Отец кое-чтоиз старого хлама - книги, посуду, икону эту в антикварный магазин свез. Отецс братом хотели денег побольше получить, особо они на икону рассчитывали. Аоценщик за все про все сущие копейки предложил. Отец взбеленился. Ладно,говорит, горшки - они и есть горшки. А икона древняя, семейная. Продавец емувозражает, откуда, мол, мне знать, может быть, краденая икона. Я, говорит,не хочу за сбыт краденого сидеть. Отец кладет все привезенное обратно.Продавец чувствует, что икона от него уплывает, "сменил пластинку". С рискомдля себя, говорит, возьму. И добавлю пятьдесят рублей... Неожиданно Вороновобратился к Софье: - А тебе интересно, что я тут рассказываю? - И даже очень. Но... Чуть меньше бы подробностей, а? - Ты права. Я про эту икону могу часами говорить. Закругляюсь, хотяподробности, поверь мне, любопытны. Отец Рыбина икону все-таки продал. Ноздесь мистика какая-то начинается. Икона словно покидать Старгород нехотела. - Но сейчас-то она в Москве... - В Москве, у меня. - И вдруг неожиданно Воронов будто погас. Глазаразом потухли, возбужденность сменилась привычной для Сони сухостью, голособрел привычную ровность: - Странная штука жизнь. То дело, которое нам доставляет радость, мыназываем дурацким словом "хобби", и мечтаем выйти скорее на пенсию, чтобыоставить, бросить проклятую работу и... - А ты не рано о пенсии заговорил, Смок? - перебила его Соня. - Не знаю, не знаю. Устал я, очень устал. А работа у меня оказаласьтакая, что не знаю, доживу я до пенсии или нет. - Ты пугаешь меня... - Не обращай внимания. "Короче: русская хандра им овладела понемногу".Хотя... в моем положении надо быть готовым ко всему. - Воронов поднял руку,предупреждая встречный вопрос племянницы. - У меня небольшие... скажем так,неприятности, но я, надеюсь, улажу их быстро. Они - молодые да нахрапистые, а я - старый и злой. - И еще мудрый. - Соне отчего-то захотелось увести дядю от мрачныхмыслей. Тем более ее уже стали пугать эти неизвестные "они". Но Владимир Николаевич словно не услышал племянницу. - Сопляки. На готовенькое пожаловали. Точь-в-точь по старику Крыловуполучается: я каштаны собирал, жарил, из огня достал, а они пожаловали,кушать им подавайте. Подавятся! Но умный человек, Соня, всегда должен бытьготов к худшему. Ты моя единственная наследница. Все денежные вопросы яутряс давно... - Смок... - Я же говорю, это крайний вариант. Мой адвокат в курсе дела. А вот проикону... Про икону, Сонюшка, никто знать не должен. Считай, это моеблагословение тебе. Гроза пройдет, я ее заберу - все равно когда-нибудьтвоей будет, а потом детей твоих. Пока же у тебя ее оставлю... Дней черездесять мы встретимся. Вот тогда и посидим в "Аркадии". Договорились?Прощаясь, Софья неожиданно спросила: - А этому... Рыбину, когда он тебе икону отдал, ты долг простил? - Неужели ты думаешь, что я лох? Да ты не переживай: пусть благодарит,что жив остался, а на квартиру он себе заработает, поверь мне.
Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты