КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПриятиеВ общем и целом можно сказать, что полное приятие (или признание) — один из важнейших и наиболее эффективных способов установления хороших отношений между родителями и ребенком. Томас Гордон очень выразительно изображает это в своей книге «Семейная конференция». Если кто-то искренне, полностью принимает своего визави, то этим он действительно оказывает ему услугу. Безусловное приятие позволяет этому человеку расти, раскрываться и меняться в лучшую сторону. Оно открывает перед ним возможность научиться решать свои проблемы и стать психологически здоровым, трудиться и мыслить более плодотворно и созидательно. Признание — это как плодородная почва, в которой маленькое зернышко прорастает и становится прелестным цветком, которым ему было предназначено стать. Эта почва, это признание позволяет ребенку раскрыть свой потенциал. Удивительно видеть, что дети часто полностью доверяются абсолютно чужим людям. Они рассказывают им все, и родители бывают совершенно ошарашены, когда позднее выслушивают эти истории. Дело как раз в том, что ребенок почувствовал, что его принимают, а потому почувствовал себя уверенно. И он смог сообщить все, что хотел сказать. Часто в такой ситуации дети могут открыть секреты или поведать запрятанные в тайниках их души истории, которые еще никогда никому не рассказывались. Многие родители верят, что полное приятие детей препятствует развитию их положительных качеств. При воспитании детей они всемерно полагаются на язык неприятия и верят, что это лучший способ им помочь. Снова сравним приятие с почвой, которая должна питать этот маленький росток. Мы увидим, что почва неприятия изобилует оцениванием, осуждением, критикой, поучениями, нравоучениями, наставлениями и указаниями. Общая реакция детей на эти обращенные к ним послания — отступление. Дети Индиго реагируют на это еще чувствительнее, иногда даже испытывают аллергию. Будучи «королями» и «королевами», они тяжело страдают оттого, что к ним не относятся с безусловной любовью и искренностью. Они быстро усваивают, что им намного удобнее держать свои чувства, мысли и проблемы при себе. Однако они оттаивают, когда с ними говорят на языке приятия. Он открывает вам доступ к их чувствам и проблемам. Часто говорится, что достаточно пассивного приятия. Но ребенок никогда не сможет быть по-настоящему уверен в том, что его принимают, пока вы ему активно это не продемонстрируете. Речь идет о том, чтобы посылать ребенку сигналы, что его принимают, вербальным (при помощи слов) или невербальным (при помощи поступков) способом. Приятие можно продемонстрировать следующим образом: ♦ Безмолвное приятие Выражать приятие можно без слов, например языком тела, жестов, мимикой или при помощи других знаков. ♦ Невмешательство Своим невмешательством родители демонстрируют, что они принимают поступки своего ребенка. Вмешиваться — значит, к примеру, мешать детям, контролировать их, вторгаться в их комнату или предостерегать от ошибок. Невмешательство означает предоставить им больше возможностей для получения собственного опыта. ♦ Пассивное выслушивание Здесь речь идет о том, чтобы внимательно выслушивать своего ребенка, время от времени давая ему понять, что вы его слушаете, например, замечаниями вроде: «ах да», «я слушаю», «ммм» и т. д. ♦ Вербальное приятие В разговоре с ребенком ему сообщают, что он думает и/или поступает правильно. ♦ Активное выслушивание При активном выслушивании процесс коммуникации строится на том, что и говорящий, и слушающий активны и открыты друг другу. Слушающий, повторяя сказанное, показывает говорящему, что он его понял. Так можно избежать недоразумений. Часто мы посылаем несколько сигналов одновременно и неправильно понимаем друг друга.
Томас Гордон пишет: Итак, при активном выслушивании слушающий старается понять, что чувствует говорящий или что явствует из его слов. Затем он формулирует то, что понял, в нескольких словах (код) и сообщает говорящему, чтобы удостовериться в правильном понимании. Слушающий не выражает ничего личного —ни своих суждений и мнений, ни советов, ни аргументов, не анализирует и не спрашивает. Он лишь озвучивает то, что, по его мнению, содержится в сообщении говорящего, — не больше и не меньше.
Многие врачи и консультанты только потому достигли успеха, что смогли овладеть языком приятия и пользоваться им. Но и родители могут научиться показывать своему ребенку с помощью своих слов и чувств, что они его принимают. Если им это удается, значит, они действительно овладели ценной методикой и могут с ее помощью добиться поразительных результатов. Они могут влиять на то, чтобы их ребенок мог свободно выражать свои чувства. И от них зависит, будет ли он придерживаться установленных ими определенных границ и уклада. Из всех проявлений приятия нет ничего важнее того, чтобы ребенок чувствовал в душе, что он любим. Потому что принимать человека «таким, как он есть» — подлинный акт любви. Чувствовать, что тебя принимают, — значит чувствовать, что тебя любят. Конечно, желательно, чтобы так относились ко всем людям и ко всем детям. Но Дети Индиго просто-таки требуют, чтобы люди научились принимать их такими, как они есть. Они осознают свою внутреннюю значимость. Они требуют от вас доказательства того, что вы тоже ее ощущаете и принимаете! Если Ребенок Индиго знает, что родители любят его безусловно, этим закладывается самый надежный фундамент для его развития. Он позволяет любви вести и направлять себя и хочет, чтобы мы тоже научились позволять ей вести себя. В сущности, Ребенок Индиго совершенно не нуждается в родителях, как мы их привыкли себе представлять. В чем он, напротив, настоятельно нуждается — так это любовь, любящее руководство и ясные структуры. В этом заключается новое предназначение родителей. Один Индиго рекомендует родителям: ♦ серьезно относиться к своему ребенку; ♦ поддерживать в своем ребенке чувство достоинства; ♦ не связывать его условностями; ♦ формировать у своего ребенка терпимость и служить ему в этом образцом; ♦ знать, чем интересуется ваш ребенок, поощрять его интересы и направлять их в соответствующее русло; ♦ не переносить свой покрытый пылью образ мыслей на своего ребенка; ♦ не добиваться своего, угрожая наказанием; ♦ не создавать себе преимущества, играя на чувстве вины; ♦ уважать по мере возможности желание своего ребенка ощутить с вами близость или же отдалиться; ♦ обучать своего ребенка в соответствии с его наклонностями и интересами; комплексное обучение; ♦ не давать своему ребенку неполные знания; ♦ готовить своего ребенка к настоящим трудностям, которые ему встретятся в жизни (контроль над своими чувствами).
Упражнение: Приятие Это упражнение, которое я охотно выполняю с родителями. Сядьте напротив своего ребенка так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Дышите равномерно и медленно, расслабьтесь... В полной тишине смотрите друг другу в глаза несколько минут — спокойно, сосредоточенно, ничего не говоря.
При этом важно договориться перед началом упражнения, кто из вас будет Номер один, а кто — Номер два.
После того как вы несколько минут посмотрите друг другу в глаза (глаза — зеркало души!), Номер один начинает рассказывать. Он может рассказывать все, что захочет, а Номер два слушает — НЕ давая каких-либо комментариев. Номер два только кивает или выражением своего лица показывает, что он целиком и полностью поглощен рассказом. Через десять минут Номер один и Номер два меняются ролями. Проследите за собой, что вы чувствуете, когда вам «нельзя» ничего говорить или вы как раз «должны» говорить. Мне довелось наблюдать много нежданных потрясений и больших открытий у родителей, и это за такой короткий промежуток времени!
10.4. Местоимение «я» Мне кажется очень важным, чтобы мы научились больше использовать в наших отношениях для достижения согласия местоимение «я». Мы так привыкли к форме обращения на «ты», что нам уже больше не бросается в глаза, что мы все упаковываем в это «ты». Использование «я» всегда позволяет человеку оставаться при себе, при своих мыслях и чувствах. Предложения, начинающиеся с «ты», содержат по большей части какие-то неприятные высказывания и передают в первую очередь не наши собственные ощущения. Использование местоимения «я» к тому же дает возможность избежать столкновения. Как родители, вы имеете право на собственные мысли и чувства, и, говоря о себе, вы можете выразить эти чувства, не обвиняя при этом своего ребенка. Используя «я»-форму, мать может, например, сказать: «Я чувствую себя обиженной, когда ты так делаешь». Если бы она обращалась на «ты», ей пришлось бы сказать: «Ты делаешь мне больно, ты обижаешь меня». Для ребенка между первым и вторым высказыванием есть существенная разница. Беседы, которые начинаются с «ты», заканчиваются большей частью спорами или просто обрываются. После чего никто не чувствует себя довольным или счастливым. Никто не чувствует себя понятым. Когда используется «я»-форма, риск возникновения споров незначителен. Это не означает, что все всегда будет в порядке, если родители станут прибегать к «я»-форме. Для ребенка уже довольно тяжело слышать от своей матери, что его поведение создает ей проблемы или даже причиняет боль. Но всегда менее угрожающе звучит, если вы говорите своему ребенку, что вы чувствуете, а не обвиняете его. Дети Индиго отличаются от других детей, потому что они не подражают эмоциональным реакциям своих родителей. Если они разочарованы тем, что ваше поведение не безупречно, или вашей неискренностью, они не сдерживаются или полностью замыкаются в себе и даже не пытаются еще раз доставить вам удовольствие, поскольку в ваших глазах это не имеет цены. Живя вместе с Детьми Индиго, вы можете научиться находить в себе больше мужества и внутренней уверенности для того, чтобы открывать свои чувства. Ребенок Индиго и без того обычно знает ваши слабые места. Он умеет искусно нажать на нужные кнопочки, сделать все «правильно», чтобы убедить вас на сто восемьдесят процентов. Если вы покажете своему ребенку свою эмоциональную сторону, свою уязвимость, он будет вас уважать и считаться с вами, поскольку вы говорите с ним на его языке. Ребенок Индиго с его потребностью в правдивости, открытости и сердечности наверняка не обманет вашего доверия и не злоупотребит им — не считая того, что каждому ребенку нужно пространство, в котором он может испытывать положенные ему пределы. Для родителей показать себя своим детям такими, как они есть, как они думают и чувствуют, — серьезный шаг. Принять такое решение не просто, если не имеешь опыта. Но: «Что посеешь, то и пожнешь». Искренность и откровенность способствуют близости и доверительности — так могут возникнуть настоящие человеческие отношения. Ребенок узнает своих родителей, какие они, и это, в свою очередь, придает ему бодрости для того, чтобы обнаружить перед ними, каков он сам. Вместо взаимного отчуждения налаживаются тесные взаимоотношения, и больше никто не чувствует себя чужаком в собственном доме.
10.5. Духовное воспитание Я писала эту книгу с огромной любовью и хотела помочь вам познать глубинный смысл жизни: жизнь — это любовь, свет, энергия! Лично я придерживаюсь мнения, что нам срочно требуется реформа «воспитания» — как дома, так и в школе. Без этой реформы мы мало что можем изменить на нашей любимой планете. Мы уже довольно далеко продвинулись в направлении, которое заканчивается тупиком — эмоциональным, социальным, политическим, экологическим и духовным, — если назвать только несколько пунктов. Духовное воспитание, когда родители и дети учатся обращаться с миром и людьми как с энергией, кажется мне единственно верным путем. В 1997 году Дипак Чопра написал чудесную книгу «Семь духовных законов для родителей»[4]. Он считает, что дети добиваются успеха в жизни, если их духовно воспитывают и учат познавать и применять законы природы. Я целиком и полностью с ним согласна и думаю, что для новых детей было бы настоящим подарком, если бы родители и другие лица, которые имеют к ним отношение, взяли упражнения и рекомендации из этой книги и те вошли бы в жизнь Детей Индиго, а повзрослевшие Индиго могли бы сами воспользоваться ими. Семь законов Дипака Чопры гласят: 1. Чистая потенциальность. Источник всего творения — чистое сознание; чистая потенциальность ищет возможность выражения неявленного (не имеющего формы) в явленном (форме). Для детей: Все возможно! 2. Дарение. В своей готовности отдавать то, что мы ищем, мы способствуем тому, чтобы изобилие Вселенной наполняло нашу жизнь. Для детей: Если ты хочешь что-то получить, отдай сам. 3. Карма. Если мы совершаем то, что приносит счастье и успех другим, то и наша карма принесет нам плоды счастья и успеха. Для детей: Делая выбор, ты изменяешь будущее. 4. Наименьшее усилие. Разум природы работает легко и без усилий, с простотой и безмятежностью, в гармонии и любви. Бережно взращивая эти силы, мы творим с такой же легкостью и успехом. Для детей: Не говори «нет» — двигайся с потоком энергии, течением жизни. 5. Намерение и желание. В каждом намерении и желании уже заложено их исполнение. С позиции чистой потенциальности намерение и желание обладают бесконечной организующей силой. Для детей: Всякий раз, когда ты чего-то желаешь, ты бросаешь семя, которое взойдет. 6. Непривязанность. В своей готовности встретиться с неизвестным, в котором таятся все возможности, мы отдаемся творческому духу, который создает хореографию танца Вселенной. Для детей: Радуйся путешествию по жизни 7. Дхарма. Когда мы соединяем свой уникальный талант со служением другим, мы познаем экстаз и блаженство своего духа, что и является истинной целью нашей жизни. Для детей: Есть причина, почему ты здесь.
Ребенок, который усвоил, что в действительности являет собою жизнь, что такое энергия, что значит служение, освобождение и пребывание в потоке, легко найдет свое место в жизни. Он станет сам «воспитывать» и «развивать» себя по этим космическим законам. Ребенок, который с рождения чувствует, что его принимают, узнают (в том смысле, что старая душа возвращается на Землю), ценят и любят, может действительно радоваться этой жизни и получать от нее удовольствие как от «ролевой игры». В конце концов, с ним ничего не может случиться, так как в нужный момент рядом появятся родители, чтобы приласкать, помочь и подсказать. Некоторых родителей слово «духовность» пугает. И мне очень хочется, чтобы эта книга помогла вам иначе взглянуть на духовность и включить это понятие в свою жизнь как нечто само собой разумеющееся!
Одна мать рассказывает: Благодаря Алине я научилась освобождаться от старых установок и открываться навстречу новому, многое для меня прояснилось. Сама я снова и снова оказывалась лицом к лицу со своими призраками. Она меня, так сказать, вынудила уйти из прежнего фарватера.
Другая мать рассказывает: Воспитывая, всегда нужно думать о том, хватает ли у тебя аргументов. Только приведя хорошие аргументы, мы можем убедить своего ребенка, что нужно что-то сделать — или, наоборот, не делать. Воспитывая, никогда нельзя думать, что перед тобой «всего лишь» ребенок. Мы должны относиться к своему сыну как к равному нам собеседнику.
Одна мать сообщает: Моему сыну три года. То, что он не такой, как другие дети, я поняла весьма скоро, так как, хотя я кормила его грудью девять месяцев, он был согласен на тесный физический контакт только в момент кормления. Ластиться к нам в первые полтора-два года Кай не желал совершенно, отчего мы с мужем очень страдали. Свою детскую Кай не принимал уже в младенческом возрасте и только изредка играл там. Он избрал для себя общую комнату и кухню. Даже шлепки, которые он изредка получал, не могли отучить его засыпать только в походной койке в нашей спальне. Это началось почти год назад. О том, какие трудности это создавало для нашей супружеской жизни, я даже не хочу говорить! С другой стороны, это жизнерадостный, любящий, а с последнего времени и очень ласковый ребенок. Когда Каю было года полтора, его пришлось оперировать из-за хронических воспалений среднего уха и грозящей глухоты. Между тем он явно отставал в речевом развитии. Но со временем он все наверстал. Как только Кай немного научился говорить, он стал со стопроцентной уверенностью предсказывать в семье болезни где-то за неделю. Тягостно было для него заболевание моей матери, у нее была смертельная форма рака, я навещала ее вместе с ним в больнице по меньшей мере раз в неделю. За три дня до ее смерти я последний раз была у нее с Каем. Он настоял на том, чтобы взять с собой цветные карандаши и бумагу, и нарисовал бабушке улыбающегося голубого дельфина. Когда мы прощались, он захотел, чтобы я непременно подняла его над кроватью. Он глубоко взглянул в ее угасающие глаза и сказал каким-то взрослым голосом: «Бабушке сейчас очень долго спать. Кай сейчас идет». С этими словами он ласково погладил ее по лицу и закрыл ей глаза своей ладонью. Потом он целеустремленно, не оглядываясь, пошел к двери. Моя мать глубоко вздохнула — казалось, умирая, она обрела мир и покой. Я должна добавить к этому, что моя мать испытывала ужасный страх перед смертью. В тот день, когда она умерла, Кай в минуту ее смерти в слезах вошел ко мне на кухню. У него была страшная икота, которая прошла минут через пять. Я еще сказала ему, что он не должен пугаться, — если кто-то так сильно икает, это значит, что кто-то другой сильно думает о нем. Едва его икота прошла, как зазвонил телефон и мне сообщили из клиники, что моя мать только что умерла. В апреле этого года умер муж моей соседки. Ночью перед тем, как он умер, Кай вдруг в ужасе закричал в своей кроватке в детской (мы в который раз пытались заставить его спать в его комнате). Мы с мужем бросились туда и застали его съежившимся в самом дальнем от окна углу его кроватки. Он плакал и в ужасе показывал на окно. Когда мы спросили его, что случилось, он, запинаясь, бормотал одно и то же: «Черные люди — трое за шторой перед окном. Смотрят на Кая, тянутся через окно к Каю. Каю страшно!» Он шептал только это. С этой ночи он окончательно спит у нас в комнате. Немного позже он стал рассказывать, что с двух сторон детской недалеко от потолка есть двери в другой мир, через которые, особенно по ночам, в комнату являются тени, которые трогают его и проникают в него, поэтому он не любит эту комнату. Это пугает его. Тогда мы решили перебраться в эту комнату сами, после чего я несколько ночей провела там с Каем и между тремя и четырьмя часами ночи чувствовала леденящий, парализующий холод. Я тоже восприимчива к явлениям потустороннего мира и могу ощущать присутствие этих теней-призраков — с тех пор я видела их ночью в этой комнате даже два раза. Один мой знакомый, который может видеть ауру человека, сказал мне, что эти души просто ищут Божественный Свет и принимают Кая за этот Свет, так как от него исходит такое сияние. Он порекомендовал купить Каю в его новую комнату соляную лампу и объяснить Каю, что эти призраки не злые, а просто заблудились. Он должен подвести их к лампе и сказать им, что им нужно войти в нее. Иногда Кай прямо-таки слетает с катушек. Это начинается совершенно неожиданно и так же внезапно проходит — будто бес в него в это время вселяется. А потом бывают еще ситуации, когда он словно «стоит в сторонке». При этом он кажется полностью погруженным в себя. Тогда с ним вообще нельзя ни о чем заговорить. Еще совсем маленьким он прямо-таки впадал в панику, если кто-то включал бормашину, фен, пылесос и что-то такое. Эти звуки для него все еще невыносимы. Он до сих пор с трудом может переносить большие скопления людей, где много бессвязных разговоров. Он прямо-таки физически страдает от этого. С тех пор как у нас появился Кай, мы с мужем сильно изменились. Я давно уже верю в реинкарнацию — собственно, с тех пор, как начала думать. Лет пять назад я приблизительно девять месяцев занималась регрессивным гипнозом. В это время дела свели меня с моим теперешним мужем (отцом Кая). Меня как громом поразило, ведь я во многих своих прошлых воплощениях видела его своим возлюбленным! Моя карма — подарить этому человеку свое единственное дитя и вместе с ним растить этого особенного ребенка.
Заключение Я написала эту вторую книгу для родителей новых детей в надежде, что мы во всем мире сообща придем к целостному укладу жизни. Такой уклад дал бы нам возможность быть здоровыми физически, обращаясь со своим телом как с Храмом Бога. Он дал бы нам возможность быть здоровыми психически, принимая на себя ответственность за свои мысли и представления, и в то же время — возможность быть здоровыми эмоционально, уважать и любить самих себя и других. В конце концов он принес бы нам и здоровье духовное, если бы мы настроились на поток Света, Внутреннюю Силу — Божественное Единение — и слились с ними. Если не прикладывать самостоятельных усилий, этого не произойдет. Чтобы достичь этого, требуются страстное желание, вера, воля и доверие. Но поскольку в каждом из нас есть эта сила и новые дети уже явно имеют связь с ней, мы можем научиться осознанно открываться навстречу Свету. Жизнь часто требует от нас принятия решений. Страх или любовь, что вы выбираете? Если мы решим выбрать любовь, то повсюду на планете мы найдем знаки, указывающие на вселенские законы. Если мы выбираем страх, мы повсюду увидим знаки, укрепляющие наш страх. Иногда кажется, будто мы на клеточном уровне запрограммированы на то, чтобы НЕ хотеть меняться. Мне представляется, что в нас глубоко заложено неприятие перемен. Мы будем лучше тысячу раз сталкиваться с одними и теми же трудностями, чем сделаем один шаг к свету. Омраам Михаэль Айванхов в своей книге «Эпоха Водолея и золотой век» пишет, как труден путь развития сознания: «Есть только одно средство, один метод, если вы хотите идти вперед, а именно: преисполниться любви и доброты и, прежде всего, давать другим вкусить райских плодов, которые вы получили,— и все это просто и естественно. Это трудно, я знаю, и в настоящее время мы почти одиноки. Но именно когда человеку трудно, он должен показать небесам свою верность и искренность. Мало будет в том нашей заслуги, когда тех, кто осознал необходимость такого образа станет много. Но как раз сейчас, в этих тяжелых обстоятельствах, великое дело — служить примером другим. Если бы Бог однажды дал мне возможность обратиться ко всему миру, я бы сказал только следующее: Все вы, богатые и бедные, ученые и необразованные, все вы не знаете того, что хорошо для вас; и поэтому все вы стоите перед неразрешимыми трудностями. Когда речь заходит о том, чтобы извлекать прибыль, развлекаться или вести войну, то вы тут же объявляетесь. Но когда речь идет о том, чтобы создать условия для того, чтобы все человечество могло жить счастливо, не видать никого. Ведь вы вовсе не стремитесь к счастью, иначе вы все сплотились бы, чтобы достичь этого. Да, когда речь заходит о материальных ценностях, таких, как деньги и дома, все вы тут как тут, и все сразу объединяетесь, чтобы приложить всю свою энергию. Однако когда речь идет о счастье всех, о свободе и о возможностях развития для всего мира, это никого не интересует. Как это объяснить? Если люди когда-нибудь осознают, в чем заключаются их истинные интересы, все проблемы разрешатся. В сущности, это ведь самое понятное и простое дело в мире, но вы им не занимались. Кто-то должен сказать вам: если вы испытываете столько невзгод и трудностей, то только потому, что вы этого хотите; осознанно или неосознанно вы стремитесь к этому. Если бы вы хотели противоположного, это осуществилось бы еще СЕГОДНЯ.
Эту книгу я хотела бы завершить простой, исполненной любви, историей ребенка нового времени:
Группу детей спросили, что они считают семью чудесами света (пирамиды в Египте, Великая Китайская стена и т. д.), и одна девочка после долгого размышления, хорошо все обдумав, сказала, что для нее семь настоящих чудес света: чувствовать, ощущать вкус, видеть, слышать, бегать, смеяться и любить.
|