КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПраздникСтр 1 из 35Следующая ⇒ ОТ АВТОРА Все, что будет сказано ниже - это моя личная точка зрения. Кого-то она заинтересует, кого-то - нет. Кто-то будет принципиально против нижесказанного. И слава Богу. Я, в первую очередь, практик: и как режиссер праздников, и как ведущий игровых программ (то, что раньше называлось «массовик-затейник», а еще раньше - «скоморох», «балагур», «острослов», «краснобай», «смехотворец» и т.п.), и как автор игровых сценариев и пьес. Поэтому все в этой книге проверено опытом: и моим личным, и опытом Театра Охочих комедиантов. Считайте, что это попытка осознанно обобщить определенный опыт организации и проведения праздников и праздничных мероприятий. Многое я буду объяснять на примерах русских праздников. И это не от «великоросской гордости» (по-моему, все народы равны и прекрасны), а потому что русские праздники мне ближе и понятнее. А корневая основа праздников у всех (или почти у всех) народов одинакова. Когда Бог создал Мир - он сделал Себе Праздник. А поскольку Мир был создан для всех, значит, и Праздник был создан для всех. Вот с понимания - что такое Праздник и чем он отличается от «не праздника» мы и начнем. Как говорится, от целого к частному, чтобы в дальнейшем понять, что без частного никогда не бывает целого. Одним словом - матрешка. Праздник «Празднествоср. - пиршество или торжество, празднование чего-либо обрядами, пирами, почет событию или воспоминанию о нем. Праздничныйдень или праздник- день, посвященный отдыху, не деловой, не работный; день празднуемый, по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица». (В.И. Даль « Толковый словарь русского языка. Современная версия». М.: ЭКС МО-ПРЕСС, 2001.) «П р а з д н и к . - а, м. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-н... 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого... 3, Выходной, нерабочий день... 4. День радости и торжества по поводу чего-н... 5. День игр, развлечений...» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». М.: АЗЪ, 1995.) Праздник и«не праздник» Частенько свои семинары, лекции я начинаю с вопроса: «Чем праздник отличается от не праздника?» или: «Чем праздники отличаются друг от друга?» Ответы, как правило, разные. Слушатели называют и атмосферу, и тему, и форму, и содержание, и возраст аудитории, и место проведения, и сценарную основу, и даже смету. А точный, на мой взгляд, ответ такой: праздник от праздника отличаетсяобрядами. Мы никогда не перепутаем Масленицу и Пасху, мы всегда отличим Праздник Победы (9 мая) от Нового года. И все благодаря обрядам. Следовательно, следует вывод: праздник от «не праздника» отличается тем, что у праздника есть обряды (или ритуалы). На мой взгляд - ритуал это молодой обряд. А, значит, если есть обряды, то есть и праздник. Нет обрядов -нет праздника. «Обряд - хозяйство, порядок и устройство в доме, обиход.. Введенный законом или обычаем порядок в чем-либо; внешняя обстановка какого-либо действия условными околичностями; церемония, обыск, законный порядок, чин». (В И. Даль) «Обряд - а, м. Совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-н. религиозные представления, бытовые традиции». (С И. Ожегов) Именно обряды и сохраняют традицию или возрождают ее. Пока есть обряды - традиция не исчезнет. И наоборот: пока есть традиция - обрядам есть на что опереться. Традиция - это фундамент, на который опираются обряды. «Традиция...!. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции. 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту». (С.И Ожегов) «Традиция... лат. - передача, предание. >становившееся издавна мнение, привычка». (Л.П. Крысин «Толковый словарь иноязычных слов» А/.; Русский язык, 2002 ) Обряды - это первая основа Праздника. Давайте проверим данное утверждение. У Масленицы обряды есть? - Да. У Нового года есть? - Да. У Пасхи есть? - Да. У «Дня Конституции страны»? - Нет. У Дня независимости России? - Откуда? Вот и выходит, что Масленица - это праздник. А День независимости России - это событие, знаменательная дата в жизни страны, дополнительный выходной день, но не праздник... И День Конституции России и День независимости России могли бы быть праздниками, если бы каждые 50-70 лет в нашей стране не менялись бы гимн, флаг, герб и другие атрибуты Державы, потому что именно они подтверждают наличие настоящей, многовековой Традиции. А сегодня праздником называют все подряд. Это не правильно, и... правильно. Может быть праздником «все подряд»? Может быть, если это «все подряд» приносит в жизнь людей радость. «Радость - веселье, услада, наслажденье, утеха, внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая, самое событие или предмет, возбудивший эти душевные качества». (В.И. Даль) Праздник и Радость неразрывны друг от друга. Мы говорим: «что-то не радостно» и понимаем - что давно не было... чего? Праздника. Мы говорим: «Это не праздник». И все понимают, что было -не радостно. И вновь вспомните: на Масленичных гуляниях радостно? На праздник Пасхи мы радуемся? Есть чувство Радости на Праздник Победы? А на День Конституции радость есть? И много ее? А на День независимости России? Так что давайте, еще раз подчеркнем:
|