Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Органическая психопатия




Эта форма психопатии обусловлена воздействием вредных фак­торов в период внутриутробного развития, во время родов и в ран­нем детстве. В раннем детском возрасте органическая психопатия протекает без видимых клинических симптомов, в дальнейшем она характеризуется полиморфной резидуальной микросимптоматикой преимущественно церебрального характера. Сначала отмечаются незначительные отклонения от нормального развития, к которым в дальнейшем, в зависимости от условий жизни, присоединяются бо­лее выраженные изменения. Речь идет, таким образом, о психопа­тическом развитии личности на фоне резидуального дефекта. При этом нередко обнаруживаются и некоторые дефекты физического развития: нарушения моторики, функции эндокринных желез, сни­жение тонуса мышц, едва заметные паретические позы, изменение темпа речи, нарушения иннервации мышц лица и сфинктера зрачка, причем церебральная природа этих явлений не вызывает сомнения. Иногда наблюдаются непропорциональность телосложения, измене­ние формы черепа. Однако общей психической задержки развития в раннем детстве не бывает. Об этом необходимо помнить при диф­ференциации органической психопатии с дебильностыо или иными формами умственной отсталости. Точку зрения некоторых зарубеж­ных авторов, рассматривающих аффективный вариант дебильности как проявление психопатии, следует признать ошибочной, так как она обусловлена неправильным подходом к пониманию сущности психопатий. По-видимому, в отдельных случаях психопатия может сочетаться лишь с дебильностью легкой степени.

Первым в отечественной литературе упомянул о дисгармонии личности на резидуальной основе М. Г. Лукашевич в 1857 г. Извест­ные психиатры И. М. Балинский (1882), В. X. Кандинский (1894) также отмечали, что развитие психопатии может быть вызвано ор­ганическим поражением мозга на ранних этапах онтогенеза. Э. Кре- пелин одни формы психопатий рассматривал как результат недо­развившегося психоза, а другие—как следствие органических из­менений в центральной нервной системе. Это подтверждается дан­ными исследования советских психиатров П. Е. Вишневского (1968), обнаруживавшего органические изменения мозга у 80% психопатов, и Н. И. Озерецкого (1957), выявлявшего эти измене­ния с помощью пневмоэнцефалографии.

I 1анболсо обстоятельно вопросы этиологии, патогенеза и диф­ференциальной диагностики органической психопатии изучены Г, !■ < . у.\ ареной. Исследованием отдельных вариантов динамики •jinii психопатии, а также возможной гармонизации аномальных черт личное гм занимались С. 3. Галлацкая, А. А. Пархоменко,

II Л Кулема, Д. П. Селецкий, Л. С. Юсевич и др.

I In ютим органической психопатии носит сложный характер, < in у с.м иен си тесным взаимодействием органического и функциональ­ною процессов. В одних случаях органическая симптоматика вы- милнпт сравнительно легко, в других — ее обнаружить не удает- си По нре'обладание у некоторых больных функциональных психо­патологических феноменов не должно являться основанием отри­цании органической природы психопатии.

Многие больные органической психопатией коренасты, с корот­кой и толстой шеей, неправильной формы черепом, лицо их напо­минает лицо акромегала. Изредка наблюдаются слабовыраженный гемисиндром и снижение тонуса мышц в результате нарушения их иннервации. Наиболее часто встречаются арефлексия, косоглазие, ниетагм, недостаточная модуляция речи, словарный запас и грам­матический строй речи при этом не нарушены.

Обращает на себя внимание то, что при фактическом отсутствии грубых очаговых изменений в центральной нервной системе имеет место выраженная аномалия личности, отсутствует моральная само­регуляция поведения. Подобные больные не могут произвольно ру- мжоднть своим поведением соответственно принятым этическим нормам. Наличием незначительной органической церебральной симптоматики нельзя объяснить полное отсутствие у них устойчи- пых нравственных установок.

Исследование интеллектуальных способностей органических психопатов с помощью свободного словесного эксперимента (реше­ние мадам на отвлечение, установление отношений между понятия­ми н обобщениями, образование индуктивных умозаключений) по- ктыиает, что с относительно простыми задачами они справляются удовлетворительно. По по мере усложнения задач в пределах, со­ответствующих возрасту и приобретенным знаниям, все более об­наруживаются затруднения процессов анализа и синтеза, особенно при дифференцировании абстрактных истинных и ложных, сходных по смыслу понятий. При этом отмечаются учащение пульса, лабиль­ность вегетативных реакций, беспокойное поведение в виде потира­нии рук, вскакивания со стула, раздражительности, категорического oiKa.ia от исследования.

Несмотря на то, что в зтиопатогенезе органической психопатии участвуют биологические и микросоциальные факторы, все же роль неблагоприятных микросоциальных факторов в этом случае менее иыражена, чем при чрезмерно возбудимой, аффективно-неустойчи- im/i, исторической и псевдологической психопатиях.

ilo многих случаях органическая психопатия может развиваться н благоприятных условиях среды, в окружении заботы и внимания. Мошны поведения лиц с органической психопатией обусловлены ущербностью биологической «почвы» с преобладанием импульсив­ности, извращенных влечений. Неблагоприятные условия окружаю­щей среды еще больше усиливают типические реакции такого субъ­екта, которые становятся весьма беспорядочными. Социально-тру­довая реадаптация их при органической психопатии представляет большие трудности.

В младшем школьном возрасте у таких больных на первый план выступают расстройства в сфере моторики в виде расторможеннос- ти, моторной возбудимости с повышенной судорожной готовностью, излишней подвижностью, неожиданно сменяющимися капризами, криком, плачем. У детей старшего возраста, примерно с 13 лет, расторможенность постепенно нивелируется, стихает, но при этом возникают более сложные психопатические изменения, наступают качественные сдвиги в структуре личности. Формируется более вы­раженная эмоциональная ущербность, которая на фоне формально сохранного интеллекта достигает степени эмоциональной тупости. Усиливаются патология влечений, склонность к дисфорическим расстройствам, отмечаются бравада, потребность самоутверждения с явным вредом для себя и полным отсутствием интереса к какому- либо целенаправленному виду занятий. Постепенно органическая психопатия усугубляется, отклоняющееся поведение становится бо­лее массивным и менее корригируемым. Мы сочли возможным на­звать такое качественное превращение «трансформирующим эта­пом» в динамике органической психопатии (А. И. Селецкий, 1966). В этот период настроение психопатов обычно мрачное, угрюмое, с выраженной напряженностью и злобной раздражительностью, лю­ди, которые их окружают, их голоса вызывают у них ненависть и отвращение.

У подростков и юношей в результате усложнения взаимоотно­шений с окружающей средой, столкновения личности с реальностью проявления психопатии усиливаются. Снижение регулирующего свойства мышления приводит к удовлетворению примитивных по­требностей без раздумья и учета последствия своего поведения, их поступки непредусмотрительны и опрометчивы, в ряде случаев они не могут объяснить, почему поступили так, а не иначе. Для таких лиц характерно также усиление эгоистических тенденций и беспо­рядочный образ жизни. Даже в добром отношении они видят об­ман и подвох, товарищам и старшим не доверяют. Конфликтная ситуация, неудачи и разочарования обусловливают злобность с су­жением сознания, агрессией и суицидальными попытками.

Чрезмерно возбудимая психопатия

В основе этиологии и патогенеза этой формы психопатии, во- первых, лежит патологическое преобладание процесса возбуждения кад процессом торможения, во-вторых, искаженное, диспропорцио­нальное развитие всего организма, обусловленное наследственными особенностями.

Советские психиатры Е. А. Попов, И. Ф. Случевский и Г. Е. Су- царева полагают, что патогенетической основой этой психопатии типичен крайнее выражение сильного, неуравновешенного (без­удержного) tirit.1 психической деятельности, по И. П. Павлову, кптрип характеризуется сильным процессом раздражения в соче- I ммии со слабым процессом торможения. Речь идет об утрирован- НОГП1 фона сильного, неуравновешенного типа психической дея- И'льноп и, о конституциональных особенностях, при которых на­равне с молодыми страдают и более древние функциональные пн Iсмы голонного мозга. При этом развитие одних систем извра-

III. к-1щ, задерживается, а других ускоряется.

Чрезмерно возбудимые психопаты плохо поддаются воспитанию. И семейном анамнезе отмечаются психические отклонения у роди- юлей и у родственников. Многие из них находились на лечении в психиатрических стационарах, состоят на учете в диспансерах по поводу депрессивных, маниакальных состояний, реактивных психо- П1И и других заболеваний с невыясненной этиологией, в том числе с нарушением обмена и базедовизмом. Родители детей, страдающих чрезмерно возбудимой психопатией, обычно расторможены, бестакт­ны, деспотичны, среди них распространен алкоголизм. Наряду с неблагоприятным личным анамнезом имеют место и семейные кол­лизии. Однако формирование этой психопатии нельзя объяснить только отрицательным воздействием микросреды.

II. IS. Ганнушкин (1933), называя таких больных «конституци­онально-возбужденными», подчеркивает, что уже в школе, обладая н общем хорошими способностями, они обычно плохо учатся, не­усидчивы, не в состоянии заставить себя заниматься систематиче­ски. Рано пробуждающееся у чрезмерно возбудимых психопатов интенсивное половое влечение приводит к возникновению эротиче­ских эксцессов, которые отрицательно сказываются на их физиче­ском здоровье. В практической деятельности они далеко не всегда отличаются моральной щепетильностью: из-за свойственного им легкомыслия они не видят границ между дозволенным и запрет­ным, а самое* главное — их бурный темперамент просто не позволя­ет нм удерживаться в рамках законности и морали.

В благоприятных условиях среды такие больные очень само­уверенны и беззаботны, высокого мнения о себе, умеют держаться <• достоинством и внешне могут производить впечатление положи­тельных личностей. Но все это сочетается с глубокой дисгармонией психических функций, явным недостатком активного торможения. Даже на незначительные неприятности они реагируют стремительно нарастающими аффективными вспышками гнева, нередко с агрес­сией, разрушительными действиями и членовредительством.

Усложненная жизненная ситуация является для них сверхсиль- ным раздражителем, нередко полностью нарушающим на некото­рое время способность к адаптации: они ругаются нецензурными словами, бросаются в гневе на окружающих, совершенно не учиты­вая последствий своего поведения. На высоте такого аффекта не­редко суживается сознание, резко нарушается суждение, мышление становится бессвязным, а воспроизведение событий либо полное- тью невозможно из-за амнезии, либо отрывочно и фрагментно. Такая выраженная декомпенсация поведения, возникающие рас­стройства настроения с напряжением и злобной тоскливостью не­редко свидетельствуют о невменяемости и обусловливают необхо­димость госпитализации больного в психиатрический стационар. Так же, как и органические, чрезмерно возбудимые психопаты склонны к суицидальным попыткам.

В изданном в 1915 г. двухтомном труде отечественного психи­атра Г. Я. Трошина «Сравнительная психология нормальных и не­нормальных детей» о чрезмерно возбудимых психопатах говорится следующее: «В раннем детстве у них пароксизмы гнева, крайняя раздражительность, разрушительные наклонности, ребенок не об­наруживает никаких моральных чувств, не ласкается, не любит родных. Лет около шести главное наслаждение находит в том, чтобы причинять неприятности другим: бить кого можно, не ис­ключая родителей, мучить животных, портить вещи, обманывать. Явления далее получают особую окраску: такие дети бранятся площадными словами, не исключая родителей, грозят убить, желают смерти матери или отцу, крадут деньги и вещи, шантажируют близких. Еще немного старше — и такие дети убегают из дома, за­водят подозрительные знакомства, начинают пить и развратничать, обращаются в хулиганов и воров, совершают необычные, из ряду вон выходящие преступления»[31].

Иллюстрацией поведения лиц с чрезмерно возбудимой психопа­тией может служить следующий пример.

Мать подростка Виктора Н., отец которого страдает хроническим алкоголиз­мом, обратилась в райисполком с таким заявлением: «Прошу нас устроить моего сына Виктора куда-нибудь в другую школу, так как я кроме него имею еще двух маленьких детей, а он мне и детям угрожает убийством. Ходит с ножом, и я бо­юсь, чтобы не кончилось дело плохо. Дети боятся оставаться одни, он их силь­но избивает, издевается над ними, и они стали заикаться. Бросается на меня с ножом и говорит, что ночью зарежет меня и детей». Из характеристики, пред­ставленной школой, известно, что Виктор заниматься не хочет, груб, циничен, вспыльчив, стал бродяжничать и воровать, употребляет алкогольные напитки, находится на учете в детской комнате милиции и психоневрологическом диспан­сере, с шестого класса вообще отказался посещать школу.

При изучении поведения 49 несовершеннолетних правонаруши­телей, страдающих чрезмерно возбудимой психопатией, нами (А. И. Селецкий) установлено, что уже в младших классах они проявили себя отрицательно, а в старших классах у них отмеча­лась склонность к праздношатанию, угрозам, стремительному на­растанию вспышек гнева. Показатели лицевой психомоторики, по Л. А. Квинту, у них понижены. Отмечаются выраженные двига­тельные нарушения в виде суетливой беготни, повышенной под­вижности, быстрой необдуманной речи, гримасничанья, частого моргания, тиков, синкинезий, отсутствия грациозности движений, избыточного и внезапного нелепого размахивания руками и др.

При обрати; 111 ii 11 искусственных понятий, суждений и умозаклю­чений выявляются отчетливые затруднения.

Некоторые зарубежные авторы придерживаются точки зрения

о невозможности коррекции поведения у лиц с чрезмерно возбуди­мой психопатией. С этим мнением нельзя полностью согласиться. После длительного лечения психотропными препаратами и психо­терапии мы наблюдали случаи удовлетворительной реадаптации, нпиелиронку дисгармонии в структуре личности такого психопата, расширение его трудовых и социальных связей.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты