КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ot ABTОPAСтр 1 из 18Следующая ⇒ Станиславский создал «систему». Лучшие режиссеры рассказали о своих творческих принципах,поделились своим опытом. Но наглядные уроки режиссуры — спектакли мастеров, а спектакли, как известно, сходят с репертуара. Историки театра больше говорят о пьесах и очень мало о режиссуре. Главное в режиссуре — работа с актерами. Истина эта от многократных повторений не стала аксиомой. Поэтому по сей день режиссуру часто путают с педагогикой. Утверждение, что актер — центральная фигура театра, стало уже трюизмом. А руководят театрами режиссеры. И проблема «актер и режиссер» никак не сходит с повестки дня. Дело дошло до попытки определить правовые нормы отношений актеров и режиссеров. Где кончается творческий спор о месте режиссера в современном театре и начинается выяснение «кто главнее», порою определить очень трудно. Проблема режиссуры современного театра запутана, сложна, обросла тысячью сомнительных показаний, субъективных оценок, предвзятых представлений Какие права ррл<иссер узурпировал, какие дарованы ему Талией и Мельпоменой, в' .яснить уже невозможно. Теория режиссуры только складывается. Исюрия ее не написана. Одни драматурги смотрят на режиссеров как на агрессоров, другие — как на соавторов Одни актеры считают, что роль ему должен сделать режиссер, другие делают ее сами, и режиссер им нужен для контроля и порядка. По-разному определяют режиссеры меру ответственности за игру актеров, круг своих прав и обязанностей. «Режиссером надо родиться», •—■ сказал Вл. И. Немирович-Данченко. Ибо режиссура — призвание. Но режиссеров учат и воспитывают. Значит, режиссура — профессия. Однако умело ставят спектакли не только отмеченные печатью гения, не только обученные и воспитанные. Режиссура, оказывается, может стать и ремеслом. Хотя проблемам режиссуры посвящены многие книги, сборники, статьи, молодые режиссеры продолжают задавать вопрбсы о форме спектакля, мизансценировании, ритме, композиции и других сторонах режиссерского искусства. Им интересно все, что относится к режиссерской профессии, к режиссерской технологии, даже к режиссерскому ремеслу, разумеется, лишенному бранного оттенка. Автору «этюдов» посчастливилось видеть ряд блестящих спектаклей, общаться с некоторыми большими мастерами сцены. Кое с кем судьба свела его как ученика, помощника, сотрудника. За тридцать с лишним лет я видел более пятидесяти спектаклей, поставленных Г. А. Товстоноговым в театре, по телевидению, в театральных школах. Более десяти лет я вижу его на репетициях и уроках. Все это позволило мне отважиться на непривычный для режиссера писательский труд. Разрозненные мысли о трудном, не всегда благодарном, но увлекательном деле адресуются молодым режиссерам. Этюды не претендуют на решение всех проблем режиссерского искусства. Проблемы идейности разработаны теоретиками и успешно решаются практиками. Уровень же мастерства, профессиональности режиссуры, как мне кажется, еще отстает от требований театра. Поэтому именно этой стороне автор уделяет преимущественное внимание. Само собой разумеется, что идейность и мастерство можно разделить только условно, для удобства изложения. Автор, рассматривая некоторые профессиональные, технологические проблемы, вопросы формы, не оговаривает в каждом случае, что форму нельзя отрывать от содержания, мастерство от идейности, полагая, что читатели сделают это сами. Только частично этюды касаются работы с актером. Работа с драматургом здесь рассматривается лишь с особых, чисто режиссерских позиций. История возникновения этой книги проста. Случилось как-то мне заменить уехавшего из города руководителя режиссерского курса. Курс IV. Выпускной. Я попросил каждого из студентов составить список тем и проблем, которые их более всего интересуют. Он оказался огромным. Но все, буквально все, хотели побольше узнать о мизансценировании. Когда я попытался собрать все, что знаю об этой стороне профессии, выяснилось, что моих знаний на полугодовой курс явно недостаточно. С той поры и по сей день я не могу избавиться от чувства вины перед студентами. Профессионально умелый, опытный режиссер не выделяет мизансце-нирование в самостоятельный этап работы. Но как трудно начинающему режиссеру, как не просто и опытному режиссеру находить внешнюю, пластическую форму спектакля! Только ли опыт, практика могут избавить начинающего режиссера от мучительного ощущения неуверенности, возникающего, как только отодвигается репетиционный стол' Мне кажется, что рассказы о мизансцен-ных решениях мастеров режиссуры пригодятся режиссерской молодежи, ищущей общие принципы внешней, пластической композиции спектакля. Научить мизансценированию нельзя, конечно. Но не все в искусстве мизансценирования непознаваемо. Уж одну-то — две печати из семи, которыми опечатана эта тайна, профессиональные режиссеры могут сорвать. Книга не претендует на безупречно объективную оценку спектаклей, актерских и режиссерских работ. Ее пристрастность автор и не пытается прикрыть. Некоторая назидательность, от которой ему не удается освободиться, объясняется не столько уверенностью в непогрешимости, сколько годами педагогической работы. Однако автору менее всего хотелось, чтобы размышления о режиссерском творчестве превратились в поучения. Многие считают, что дальнейший рост театра сдерживает драматургия. «Не тот драматург». Другие полагают, что трудности современного театра связаны с тем, что «не тот актер пошел». Некоторые обвиняют в бедах сегодняшнего театра самих зрителей. «Не тот зритель». А может быть, «не тот режиссер»? Попросту не очень профессио-нальный
|