КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вступление 5 страницаа) сужение сферы психической жизни, которая проявляется в боязни социальных контактов, утрате интересов, безынициативности, суженностью восприятия, чувство одиночества и абсолютное непонимание других; б) торможение агрессии, направленной вовне (подавление агрессивных импульсов), в результате агрессивный импульс направляется на себя; в) желание умереть и фантазирование на темы самоубийства. Проблематизация– способность развивающейся личности осознавать факт противоречия, причины его породившие и варианты их устранения. Психическое здоровье – это зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, способность личности выступать активным и автономным субъектом своей жизни в меняющемся мире. Основным критерием психической «нормальности» личности выступает ее способность к самодетерминации. Психическое здоровье выступает в виктимологической парадигме как итоговый индикатор интерсубъектности личности и как результат ее адаптивного развития в интерактивных системах семьи и образования. Психогенно-травмирующие факторы – факторы, вызывающие отрицательные психические переживания, приводящие к появлению психогенных нервно-психических или психосоматический расстройств. К психогенно-травматическим факторам относят: стресс, неблагоприятные условия семейной жизни, необходимость принятие трудного решения, социальная несправедливость, безработица, отчуждение, урбанизм, авторитарное или репрессивное воспитание. Особая подверженность травматизму наблюдается в период возрастных кризисов. Наиболее уязвимая среда – семья. Психокультурная дефектность семьи – психологическая характеристика рассогласования культурно-психологических установок семьи и социогенных потребностей развития личности. В результате подобного рассогласования развитие и становление личности происходит в ситуации тотального когнитивного диссонанса (культура полезности как психокультурная установка интерактивной системы семейного воспитания противоречит культуре достоинства как психокультурной установки самой личности). Возникает деструктивный фундамент для виктимизации развивающейся личности. Психокультурная зрелость – достижение развивающейся личностью определенного уровня развития механизмов эмоционально-волевой регуляции, сформированности системы диспозиционной регуляции жизнедеятельности личности адекватно социокультурной реальности. Психокультурный потенциал – системное образование, включающее подсистему психологических механизмов и подсистему психологических техник осознанной регуляции этими механизмами, обеспечивающие полноценное социальное функционирование личности. Психокультурный потенциал включает в себя психологические и культурные потенциалы личности (нормативно-регулятивные техники и ценностно-регулятивные механизмы поведения личности в социуме). К основным психокультурным потенциалам относятся: а) интеллектуальный потенциал личности (интеллектуальные особенности личности); б) интрапсихический потенциал личности (эмоционально-волевые особенности личности); в) интерпсихический потенциал личности (коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия); г) интерактивный потенциал (социальная направленность личности в интерактивном процессе). Психологическая инкапсуляция – психологический синдром, который детерминирован невозможностью личностью реализовать свою ориентацию на сохранение привычных форм взаимодействия. Личность с синдромом психологической инкапсуляции не общается со сверстниками, не участвует в неформальных отношениях, большую часть времени проводит дома. Такой образ жизни приводит к невротизации личности и чреват развитием депрессивных состояний. Психологический синдром – комплекс органически связанных между собой психологических симптомов, имеющих свое происхождение и динамику развития. Ядро психологического синдрома включает в себя три блока: 1) психологические особенности развивающейся личности; 2) особенности деятельности развивающейся личности; 3) особенности взаимоотношений развивающейся личности с ближайшим окружением. Между данными блоками существует положительная обратная связь, т.е. психологические особенности личности формируют тип и качество ее деятельности, которые в свою очередь определяют отношение окружающих к данной личности. В случае дефицитарности окружения, возникнет виктимогенное воздействие, т.е. отношение окружающих будет способствовать дальнейшему искажение психологических особенностей развивающейся личности. Психолог-соционом – специалист в области реабилитации и социальной интеграции личности, имеющей социально-культурные дефекты развития, которые обусловлены дефектами и деформациями интерактивных систем развития личности. Психолог-соционом работает в русле психологической концепции социальной работы. В отличие от социального работника он занимается не интресубъектной интеграцией клиента (социальной), а интасубъектной (внутриличностной). Психолог-соционом является в первую очередь специалистом в области психологических знаний, он не оказывает бытовые услуги клиенту и не занимается классическим психологическим консультированием. Он занимается психокультурной терапией психосоциальных патологий личности – работает с деформациями характера как источником отклонения в развитии личности. Психопластика – способность личности к модификации в ответ на значимые изменения внешних и внутренних факторов. Психопластика позволяет личности сохранять социальную адекватность. Однако, не каждое изменение внешних и внутренних факторов может детерминировать изменения в самой личности. Психосоциальная работа– область коррекционно-образовательной деятельности, направленная на устранение дефекта социальной компетенции и дефекта интерактивного культурогенеза, путем организации специальных коррекционно-образовательных программ. Объектом профессиональной деятельности психосоциальных работников (психологов-социономов) являются люди с расстройствами социального функционирования, а именно: а) органопатия – нарушение или отсутствие какого-либо органа (генерализованный дефект) или его части (изолированный дефект); расстройство социального функционирования личности, связанное с дефектами психофизиологической природы, которые нарушают процесс полноценного социального функционирования; б) психопатия – дефект социально-психологического развития личности; расстройство определяется социально-психологическими дефектами, ведущими к нарушению социального функционирования личности, вследствие нарушений в регуляционной системе личности; в) социопатия – деформация системы социальных отношений личности и нарушение механизма социального функционирования; в основе расстройства социального функционирования лежат деформации и дефициты в структуре Я-концепции. Существуют три основные технологии психосоциальной работы: социометрия, психодрама, социодрама.
Р Развитие коммуникативной проблемы – это совокупность процессов, которые возникают под воздействием проблемы и приводят к развитию условий для формирования дефицитарной интеракции в процессе взаимодействия агентов социализации и личности. Этапы развития коммуникативной проблемы: 1) актуализация дефицитарной потребности у одного из членов коммуникации; 2) формирование замещающе-деформирующей коммуникации; 3) компенсирующее-деформирующий этап коммуникации; 4) виктимно-трансформирующий этап коммуникации. Развитие личности – 1) процесс вхождения личности в новую социальную среду и интеграция в ней, как результат данного процесса; 2) это динамический процесс развития самосознания личности и освоения культурных форм социального функционирования – социальных ролей, социальной компетенции, диспозиционной системы. Развитие личности можно представить как последовательность прохождения трех фаз (по А.В. Петровскому): а) адаптация как усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности; б) индивидуализация как поиск средств выражения собственной уникальности; в) интеграция как стремление занять определенную позицию в группе. Психологическими механизмами развития личности, обеспечивающими ее культурацию и социализацию являются: идентификация, сепарация, трансформация, интериоризация, интерпретация, самоактуализация. Условием развития личности является ее спонтанность. Развитие личности может проходить как по нормативному алгоритму, так и по ненормативному. Реабилитация– психосоциальный процесс повторного приобретения личностью социального опыта в ходе специально организованных программ социального обучения. Основная цель реабилитации – снижение уровня маргинализации или патоадаптации, которая сформировалась у личности вследствие переживания ею психотравматических обстоятельств собственной жизни. Реабилитационные мероприятия являются неотъемлемым условием для интеграции личности (виктима) в социум. Ресоциализация- метод реабилитации, суть которого заключается в разработке и проведении специальных социально-формирующих программ, позволяющих освоить новые знания и приобрести новый опыт (акциональный, аффективный, когнитивный). За счет ресоциализации возможна организация нового стиля социального функционирования личности, стиля жизни в целом. Ресоциализация необходима в том случае, если усвоенные нормы, ценности и формы поведения оказываются неадекватными актуальной социально-психологической ситуации в социуме. Рефлексивная адаптация -максимально эффективный тип социальной адаптации, который предполагает минимальный уровень зависимости личности от динамически деструктивных изменений социальной ситуации. В основе данного типа адаптации лежит социальная компетенция и социальная ответственность личности. Рефлексия(от англ. reflection – размышление, отражение)- 1) интрасубъектный механизм онтогенетической социализации личности; 2) специфическая человеческая способность, которая позволяет человеку сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, себя в целом предметом специального рассмотрения. Рефлексия обеспечивает формирование системы субъектных качеств развивающейся личности: а) личная причастность к событиям и фактам; б) способность к проблематизации; в) стремление к самоактуализации; г) социальная компетентность; д) фрустрационная толерантность. Таким образом, рефлексия оказывает глобальное влияние на качество самой личности и ее социальное функционирование. Ригидная адаптация -крайне нестабильный тип социальной адаптации. Качество адаптации личности определяется ситуативными факторами. В привычной ситуации (консуэтальной) личность производит впечатление социально эффективной и дееспособной, однако резкая смена условий социального функционирования приводит к ее социальной дезадаптации. Это результат того, что личность не обладает необходимым потенциалом для оперативного управления качеством социальной адаптации, что связанно с дефицитом интеграционного потенциала. Для вхождения в социум выбирается наиболее простая технология социального поведения, которая не способна к дальнейшей трансформации под влиянием ситуационных изменений. Ригидность(от англ. rigid – жесткий, неподатливый) – редукция социальной пластичности личности, вплоть до полной потери способности модифицировать собственную модель поведения для достижения поставленной цели. Ригидность является антиподом флексибильности – пластичности. Для полноценного функционирования личности должен быть выдержан баланс в системе «ригидность – флексибильность» поведения.
С Семейный травматизм– состояние виктимогенного когнитивного диссонанса, вызванного одновременным существованием в системе отношений развивающейся личности симпатии к себе и неуважением себя, что детерминировано системой оценок референтного окружения. Семья является ведущей интерактивной системой, в которой возникают травматические ситуации. Ведущая роль интерактивной системы семьи по формированию травматических переживаний детерминировано тем, что (по Э.Г. Эйдемиллеру, В. Юстицкису): а) семья занимает ведущую роль в системе взаимоотношений личности, она является наиболее референтной группой; б) в семье существуют многосторонние отношения, которые в свою очередь взаимосвязаны; в) находясь в рамках интерактивной системы семьи, личность снимает социальные маски и оказывается в наиболее уязвимом социальном положении. Под влиянием семейного травматизма возникает психокультурная деформация развивающейся личности – изменение личностной целостности в процессе редукции виктимогенной тревоги. Семейный травматизм, таким образом, провоцирует формирование личностной виктимности. Синдром аксиологической дезориентации – виктимогенный синдром, который проявляется в форме навязывания развивающейся личности диссонирующих ценностных ориентаций. Данный синдром приводит к формированию конфликта в системе ценностных ориентаций развивающейся личности и деформации ее социальной компетентности. Синдром аффективно-интерактивного прессинга - виктимогенный синдром, который проявляется в стремлении педагога оказать давление с целью принуждения личности следовать поставленной задачи. Давление со стороны педагога осуществляется за счет активного использования эмоционально-экспрессивных средств. Синдром интерактивной ингибиции – стиль взаимодействия агента социализации с развивающейся личностью в процессе социализирующего общения, который ориентирован на подавление сильных сторон и акцентировании уязвимых мест личности. Синдром личностной аномии педагога- отчуждение личности педагога от собственной профессиональной деятельности, вызванное ценностной дезориентацией. Данный синдром характеризует личность педагога как деформированную и социально некомпетентную. Синдром личностной аномии педагога диагностируется при наличии следующих симптомов: низкий уровень принятия себя; стремление к доминированию; высокий уровень напряжения. Синдром педагогического эскапизма– интегральная характеристика несоответствия субъектных качеств личности педагога, которые необходимы ему для реализации педагогических задач социализации. Синдром педагогического эскапизма включает в себя следующие симптомы: а) неуверенность в собственных качествах, что проявляется в тенденции к патологическому самоутверждению в педагогическом общении; б) средний уровень адаптации, что не соответствует динамике и интенсивности педагогического общения; в) заниженная самооценка, что часто детерминировано низким социальным статусам педагога в обществе; г) высокий уровень тревожности как переживание неудовлетворенности качеством собственной жизни; В качестве генетического источника синдрома педагогического эскапизма можно выделить низкий уровень социализированности личности педагога. Синдром педагогического эскапизма свидетельствует о виктимогенности педагога. Синдром профессионально-педагогической аутистичности – виктимогенный синдром, проявляющийся в неконтактности и эмоциональной отчужденности педагога во взаимодействии с развивающейся личностью. Синдром социально-педагогического патернализма – виктимогенный синдром, при котором педагог занимает опекунскую позицию в интеракциях с развивающейся личностью. Данный синдром приводит к социальной инфантилизации личности и торможению процессов развития ее социального интеллекта. Синдром социально-педагогического симбиоза – виктимогенный синдром, который характеризуется патологической зависимостью развивающейся личности от личности педагога. В ходе данной зависимости формируется вынужденный стиль учебной деятельности и полная зависимость личности от системы ценностных ориентаций, моделей поведения педагога. Смысловой конфликт – конфронтация экзистенциональной мотивации индивидуализации личности и мотивации компенсации психологического дискомфорта, вызванного ситуацией эксквизита. Длительное существование смыслового конфликта крайне негативно сказывается на структуре личности, так как происходит «расщепление» сознания личности (формируются две субличности). Социализационная депривация (от англ. deprive – лишать чего-либо) – состояние дисфункции социальных связей личности, характеризующееся переживанием разобщенности личности с социальной реальностью, ощущения социальной незащищенности. Состояние социализационной депривации возникает там, где среда (в данном случае социальная) полноценна, но недостаточна для удовлетворения основных жизненных потребностей и, прежде всего, социальных. Понятие «социализационная депривация» и «социальная депривация» не являются синонимами. В ситуации социальной депривации существует ограниченность социальных контактов, вплоть до их полной утраты (например, дети из детских домов, заключенные, лица потерпевшие крушение). В ситуации социализационной депривации система социальных отношений существует, но она воспринимается личностью как неудовлетворительная, так как актуальные социальные отношения не позволяют личности реализовать базовые социогенные потребности (принятие, признание, контроль). Социализационная депривация является фактором риска для социального отчуждения личности (социальной эксклюзии). Социализационная норма – 1) результат успешной социализации, позволяющий личности воспроизводит социальные связи, общественные отношения и культурные ценности конкретного общества, и обеспечивать их дальнейшее развитие; 2) многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик; 3) устоявшаяся в обществе совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от одного поколения к другому. В качестве основных параметров социализационной нормы выступают: а) социально-функциональная компетентность, отражающая целостность мировоззрения и личностную причастность к событиям собственной жизни; б) социально-функциональная автономность, отражающая независимость личности, которая исключает враждебность по отношению к окружающим; в) социально-нормативные ценностные ориентации, определяющие возможность к лабильности социального функционирования личности; г) когнитивно-аффективная саморегуляция, определяющая возможность осознания личностью собственных чувств и управлением ими в процессе социального взаимодействия; д) персональная идентичность, отражающая возможность личности самостоятельно оценивать свои достоинства и принимать себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков; е) социальная идентичность, свидетельствующая об осознании личности свого сопричастности социальной реальности; ж) межличностная чувствительность, свидетельствующая о возможностях человека адекватно оценивать ситуации социального взаимодействия; з) познавательная активность, которая отражает стремление личности к накоплению нового когнитивного и акционального опыта. Социализация – процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для определенной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм. Понятие социализации в современной науке имеет достаточно большое количество трактовок. Все обилие интерпретаций феномена социализации можно свести к трем направлениям – адаптационному, гуманистическому и интеграционному. Представители адаптационного направления (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Лэнгтон, Э. Дюркгейм и др.) приравнивают процесс социализации к адаптации. Так, например, Т. Парсонс и Р. Мертон рассматривали социализацию как процесс интеграции личности в социальную систему путем приспособления или адаптации к ней. Конструктивным результатом подобной социализации становится адаптация личности к социально типичным ситуациям или социальным группам. При этом уровень адаптированности личности имеет различные формы. Согласно позиции Р. Мертона, существует пять форм персонального приспособления личности к социуму: конформность, инновация, ритуализм, ретризм и мятеж, которые основаны на определенной системе отношений к социально одобряемым целям и институционализированным средствам. Причем, в данной типологии только конформизм относится к социально одобряемому поведению, все остальные типы – девиации. Адаптивное направление в трактовке социализации личности предполагает приспособление личности к актуальной для ее функционирования социальной ситуации. Интенсивные изменение социальной ситуации приводят к неспособности личности самостоятельно регулировать собственную жизнедеятельность. Это результат срыва адаптационного функционирования. Срыва, который повторяется каждый раз как только меняется актуальная ситуация жизнедеятельности и социального функционирования личности. Второе направление в интерпретации феномена социализации личности сформировано в русле гуманизма (А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Социализация понимается как процесс постоянного преодоления негативных влияний социальной среды, борьба за автономность и уникальность личности. Цель социализации в гуманистическом направлении – самореализация и самоактуализация личности. Общество в данном случае только создает условия для реализации и роста потенций личности. Личности в гуманистическом направлении приписывается независимость от культуры и окружения. Некоторые модели социального функционирования самоактуализирующейся личности могут восприниматься социумом как девиации, и соответственно будут провоцировать социальную дестабилизацию. Гуманистическое направление в интерпретации социализации предполагает рассмотрение личности и социума как антагонистических реальностей, которые находятся в постоянной борьбе. Популяризация данной модели в рамках российского социума неэффективна и представляет процесс некритического копирования западных моделей и теорий. Так как игнорируется специфика российского социума, его актуальные потребности, а также ментальные особенности личности. Адаптационное и гуманистическое направление представляют собой диаметрально противоположные теоретические позиции, раскрывающие суть процесса социализации личности. Адаптационное направление ориентированно на стабилизацию общества за счет культивирования личности адаптанта, гуманистическое направление, напротив, выделяет проблемы персонализации личности в качестве центральной задачи социализационного процесса. Подобная расстановка акцентов не соответствует потребностям российского общества, современное российское общество объективно нуждается в личности, как носителе витагенных ресурсов, последние в своем единстве являются ресурсом для развития социума, его онтологическим основанием. Интеграционное направление исходит из базового положения, что социализации в равной степени присущи как тенденция к типизации, так и к автономизации личности. Интеграционное направление в интерпретации социализации личности восходит к работам символических интеракционистов (Дж. Мид, Л. Колберг, Дж. Доллард и др.). В символическом интеракционизме социализация - субъект-субъектный процесс, в котором личность стремится найти баланс между ролевыми предписаниями (социальные требования) и собственными определениями (субъективные возможности). Развитие идеи символических интеракционистов позволяет представить процесс социализации как гармоничное сочетание адаптации и самоактуализации личности в социуме, данные процессы рассматриваются не как взаимоисключающие, а взаимообусловленные. Именно третье направление используется в русле социально-антропологической парадигмы виктимологического знания, так как в полной мере учитывает особенности протекания процесса социализации в современном российском обществе. Организационно-технологическим процессами социализации являются: интеграция, дифференциация, спецификация и типизация. Антропологической целью социализации является развитие субъектных качеств личности: идентичность и социальная компетентность. Результативность процесса социализации на процессуальном уровне определяется как единство решения трех взаимообусловленных и взаимосвязанных задач: а) развитие системы потенциалов; б) формирование рефлексивной адаптации; в) интеграция разных уровней развития личности как субъекта социальной жизнедеятельности. Социализированность – системное качество, которое включает в себя: а) высокую адаптивность, сочетающую в себе характеристики социальной компетентности и социальной автономности личности; б) уверенность в себе как характеристика стабильного состояния Я-концепции (базового регулятора социального поведения личности); в) десугессивность – отсутствие подверженности внушающему воздействию; г) высокий уровень притязаний, обеспечивающий достижение значительных результатов и адекватную оценку этим достижениям; д) психологическую безопасность личности за счет установления круга общения с близкими, психологически совместимыми людьми. Социальная дееспособность личности – индикатор качества социального развития личности, определяющий ее способность самостоятельно определять круг своих социальных прав и обязанностей. Социальная дезадаптация – рассогласование между уровнем развития адаптивных потенциалов личности и социально-нормативными требованиями ситуации социального функционирования. Социальная дезадаптация приводит к тому, что личность утрачивает свою социальную субъектность. Социальная дезадаптация проявляется на различных уровнях социальной активности личности: а) профессиональная дезадаптация – невозможность реализовать свой профессиональный и трудовой потенциал; б) дезадаптация в сфере межличностных отношений, обусловленная невозможностью интеграции личности в то или иной сообщество, несоответствие данного окружения актуальным потребностям и притязаниям личности; в) статусная дезадаптация как результат отчужденности личности от социальной реальности, невозможность адаптироваться к интенсивной социодинамики; г) политическая дезадаптация – результат невозможности быстрой переориентации личности по отношению к изменениям форм общественного сознания; д) личностная дезадаптация – результат неадекватной социализации, ведущий к утрате структурной целостности личности, развитию социального инфантилизма. Профессиональная дезадаптация приводит к формированию дефицита профессионально-трудового самоутверждения личности, статусная дезадаптация – к дефициту потенциала социально-психологического самоутверждения, статусная дезадаптация – дефицит потенциала социального самоутверждения; политическая дезадаптация – дефицит потенциала политического самоутверждения, личностная дезадаптация – к дефициту личностного самоутверждения. Социальная зрелость – интегральная характеристика уровня развития адаптационного потенциала. К основным аспектам социальной зрелости относятся: а) понимание различных сторон окружающей действительности; б) умение устанавливать тесные отношения с другими людьми; в) эмоциональная толерантность; г) адекватное восприятие социальной реальности; д) владение системой способностей и потенциалов; е) знание самого себя; ж) создание собственной жизненной философии. Антропологическими характеристиками социальной зрелости являются целостность и автономность личности в процессе социального функционирования. Социальная идентичность – механизм социального познания, а именно познания себя в этом мире, заключающейся в признании принадлежности к какой-либо общности, которая может быть узкой, например, референтная группа, или широкой, например, народ. Социальную идентичность можно рассматривать в трех плоскостях: а) когнитивной – знание о моей принадлежности к группе; б) аксиологической – наличие позитивных или негативных обозначений принадлежности к данной группе; в) аффективной – эмоциональная вовлеченность в социальную группу. Социальная интеграция – состояние упорядоченного и бесконфликтного отношения между социальными субъектами и процесс, ведущий к такому состоянию. Базовыми условиями социальной интеграции личности являются: а)социокогнитивное условие,опирающееся на тождественную систему онтологических категорий, которая «задает» базисные представления о структуре и свойствах социальной реальности и типологизирует социальные ситуации; онтологические категории используются для того, чтобы идентифицировать и интерпретировать ситуации социального функционирования; б)социально-аксиологическое условие,в основе которого лежит система ценностных ориентаций и предпочтений личности, которые позволяют распределять ситуации по шкале «приемлемости»; ценностные ориентации тесно связаны с онтологическими категориями, но значительно больше открыты для рефлексии, т.е. доступны сознанию личности;
|