КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вступление 6 страницав) социально-акциональное условие,основанное наопыте функционирования личности в различных социальных системах, который закрепляется в поведенческих паттернах На уровне личности данные интеграционные условия воплощаются в различных потенциалах – коммуникативном, аксиологическом и акциональном. Социальная компетентность – способность личности к различению норм, ценностей и правил, гибкость в понимании контекста действия, владение широким репертуаром действия. Социальная компетентность как интегральное образование представленное совокупностью потенциалов личности, которые обеспечивают ее операциональную готовность и способность к социальному функционированию в динамически меняющемся социокультурном пространстве. Немецкие теоретики социологии Р. Ульрих и Р. Ульрих выделяют следующие составляющие социальной компетенции: - умение принимать решения относительно себя самого и стремление к пониманию собственных чувств и требований; - способность забывать блокирующие чувства и собственную неуверенность; - умение подбирать наиболее адекватную стратегию реализации задачи; - способность адекватно интерпретировать желания, ожидания и требования других социальных субъектов и учет их прав; - умение анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и способность включать эти знания в собственное поведение; - умение представлять, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других социальных субъектов, ограничения социальных структур и собственные требования; - способность отдавать себе отчет, что социальная адекватность и компетентность не имеют ничего общего с агрессивным поведением. Социальная ответственность – особое психосоциальное качество личности, суть которого состоит в осознании и принятии ею зависимости своей деятельности от общественных целей и ценностей. В структуре социальной ответственности выделяют три компонента: когнитивный, регуляционный и поведенческий. Когнитивный компонент представлен системой усвоенных личностью социальных знаний о сущности ответственности и способах ее реализации в социуме. Регуляционный компонент включает в себя готовность личности к самодетерминации и принятию ответственности на себя за собственную деятельность. Поведенческий компонент выражается в выборе и осуществлении определенной стратегии социального поведения, которая предполагает социальную активность и социальную автономность. Социальная ответственность является важным критерием социальной зрелости личности и определяет её интеграционный потенциал. Социальная ответственность формируется у личности при нормативной работе интеграционного механизма социализации и качественным образом влияет на дальнейшее протекание интеграционных процессов. Без наличия такого качества, как ответственность, личность не сможет эффективно интегрироваться в социум, так как ее подключение к социальной системе будет либо социально зависимым, либо непродуктивным. Дефицит социальной ответственности является индикатором дисфункции социальной интеграции личности, адекватная социальная ответственность - индикатор готовности и способности личности к вхождению в социум на принципе автономии и ответственности. Социальная психиатрия – теория и практика социальной реабилитации и реинтеграции социально дефектной личности. Социальная работа – 1) вид профессиональной деятельности, направленный на оказание индивидуальной помощи человеку, семьи, группе лиц в критические периоды их социального функционирования; 2) теория и практика превенции, интервенции и поственции социальной дефектности личности. Процесс социальной работы не сводится к элементарной помощи и ею не ограничивается. Задача социального работника не просто оказать помощь клиенту, а составить индивидуальный план его реинтеграциив социальное пространство, т.е. способствовать возвращению в социум. Социальный работник имеет дело с различными формами социальной дезинтеграции клиентов, которые рассматриваются как факторы риска дезинтеграции общества. Потребность в социальном работнике возникает в том случае, если критическая ситуация социального функционирования может привести к социальной дезинтеграции личности. Социальная работа выступает в качестве механизма управления интеграцией личности в социум. Причем, управление в данном случае понимается как особый вид профессиональной деятельности, направленный на поддержание целостности социума, его оптимальное функционирование и развитие. Целевые установки социальной работы и управления совпадают – «поддержание целостности социальной системы». Однако, данные феномены не тождественны, социальная работа является особым социальным механизмом управления интеграционными процессами в обществе. Социальный работник выступает в качестве субъекта управления интеграцией и как субъект управленческого воздействия исполняет комплекс социальных ролей: 1) менеджер по информации – классифицирует и анализирует полученные данные о клиенте; 2) координатор – находится между клиентом как социальным субъектом и социальной системой общества и организует работу интеграционного механизма социализации личности для достижения максимально продуктивной социальной интеграции клиента; 3) мобилизатор – активизирует потенциалы субъекта для достижения им социальной интеграции в социум; 4) учитель – передает социальную информацию субъекту и развивает его возможности самостоятельного решения социальных задач и противоречий; 5) корректор поведения – вносит изменения в модели и стратегии социальной интеграции клиента. Социальный работник занимает позицию персонального менеджера интеграционных процессов конкретных социальных субъектов. Его профессиональное назначение состоит в мобилизации ресурсов интеракционного пространства клиента для нормативного функционирования интеграционного механизма социализации. Иными словами, социальный работник создает систему социальных условий для самоизменения клиента и в этом отражается суть субъект-субъектного подхода. Клиент является источником собственных изменений, а социальный работник выполняет координирующую, мобилизационную, поддерживающую функции в процессе данных изменений. Для реализации управленческого воздействия социальный работник подключается к системе социальных отношений, в которой функционирует личность (системе семьи, образования и т.д.). Через подключение к системе социальных отношений социальный работник получает доступ к интеграционному механизму социализации и начинает управлять процессами субъектной интериоризации, социальной рефлексией, субъектной трансформацией и социальной экстериоризацией. Социальная роль – динамическое воплощение объективной структуры личности. Роль имеет свою психологическую структуру и ей свойственна определенная психологическая технология интериоризации (присвоения) личностью. Роль не просто присваивается личностью, формируя ее социально-функциональную структуру, но и интерпретируется ею. Через подобные интерпретации личность обретает индивидуальность Социальная ситуация – это ментальная конструкция, уникальный способ интерпретации субъектом внешних социальных условий. В виктимологической парадигме выделяются два типа ситуаций: эксквизитные и консуэтальные. Социальная фрустрация – 1) неудовлетворенность развивающейся личности способом собственного социального функционирования; 2) осознание личностью несоответствия своего актуального адаптационного потенциала требованиям ситуации социального функционирования. Социальная эксклюзия– форма социальной дисфункции личности, которая детерминирована дефектом социализации. Понятие «социальная эксклюзия» является англоязычным аналогом термина «дезинтеграция». Этимологический смысл слов integrate как «объединять в единое целое» и include - как «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе» во многом совпадает. Однако, категория «инклюзия» предполагает не просто объединение объектов, а их гармоничное автономное сосуществование. Социальная эксклюзия является динамическим показателем несоответствия уровня развития адаптационного потенциала личности требованиям социокультурной ситуации. В российской действительности социальная эксклюзия носит эпидемический характер и развивается по нескольким направлениям: а) социально-профессиональная эксклюзия – невозможность реализовать свой профессиональный и трудовой потенциал, которая приводит к выпадению личности из профессионального сообщества; б) социально-коммуникативная эксклюзия - невозможность нормального существования личности в том или ином окружении, несоответствие этого окружения ее потребностям и запросам; в) социально-статусная эксклюзия – отчуждение личности от социальной реальности, которая характеризуется высоким уровнем социодинамики (период реформ, революций, катаклизм и т.д.); г) социально-политическая эксклюзия – отказ личности от любого вида политической активности, что вызвано осознанием ничтожности и малозначимости своего выбора; д) онтологическая эксклюзия - отчуждение личности от общекультурной активности, неприятие значимых дат, праздников; ощущение никчемности собственного бытия. Социальная экстериоризация - процесс воспроизводства личностью системы социальных отношений и ее поддержание. Социальная экстериоризация означает, что личность в процессе собственной жизнедеятельности осуществляет воспроизводство ценностей, норм и правил, тем самым способствует существованию социальной системы. Социально неадекватная личность – (виктимная личность) - жертва дефекта интерактивного культурогенеза. Социальное закаливание – социально-педагогическая техника, ориентированная на развитие адаптационного потенциала личности в интерактивной системе образования. Реализация техники социального закаливания позволяет решить следующие задачи: а) приобретение развивающейся личностью положительного акционального опыта для успешной социальной адаптации; б) выявление и коррекция дисгармонии в значимых отношениях развивающейся личности; в) развитие способностей развивающейся личности, формирование позитивной Я-концепции. Социальное научение – теория и практика социального генеза личности с позиции реципрокного детерминизма - взаимодействия трех детерминант в развитии потенциала: личностной, социальной и когнитивной. Реципрокный детерминизм обуславливает выдвижение в процессе социального научения когнитивной детерминанты развития потенциала личности в качестве фокус-проблемы. Рефлексия выступает в роли базового процесса, создающего для личности возможность компетентного функционирования через непрерывную интерпретацию и соотношение социальных требований и уровня собственного потенциала. Социальное научение позволяет личности сформировать путем интериоризации и рефлексии новые формы и модели социального функционирования. Социальное обучение – комплексное социально-дидактическое направление, ориентированное на широкий охват различных сфер педагогической практики. Социальное обучение направленно на развитие знаний, умений и навыков социального функционирования личности, повышение ее психологической культуры, оптимизации ее социально-психологической компетенции. Социальное обучение обладает следующими основными характеристиками: а) социальное обучение осуществляется в процессе совместной деятельности агента социализации и развивающейся личности; б) социальное обучение управляется агентом социализации (педагогом); в) социальное обучение ориентировано на особенности возрастного развития личности, поэтому учитывает требования, предъявляемые возрастной спецификой; г) социальное обучение представляет собой управляемый процесс развития и воспитания личности. Социальное обучение состоит из двух основных процессов – социального научения и социального усвоения, данные процессы находятся в постоянном взаимодействии. К наиболее распространенным методам социального обучения относятся: тренинг, деловые игры, дискуссионные группы, консультирование и т.п. Социальное чувство – 1) глобальная установка развивающейся личности, которая заключается в просоциальной направленности ее социальных действий; 2) индикатор социальной нормативности развития личности; 3) субъективное переживание социальной интегрированности личности, удовлетворенность этим состояние. Социально-педагогическая виктимология – отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей – реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Социальные отношения - определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их интеракции друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения являются основой в структуре любой социальной системы, поэтому разрушение социальных связей приводит к разрушению самой системы. Социальные отношения представлены двумя классами явлений – системой взаимодействий и контактов и отношением личности к данной системе связей. Традиционно данные классы социальных явлений идентифицируются как объективный и субъективный. Они находятся в тесной связи, но выражают разные грани процесса социальных отношений. Социальный донор – человек, обладающий высоким адаптационным потенциалом, и компенсирующий дефициты потенциала социального функционирования личности виктима. Социальный интеллект (по В.Н. Куницыной) – глобальная способность человека, возникающая на базе комплекса индивидуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции, которые обеспечивают готовность к социальному взаимодействию, принятию решений, а также интерпретации информации и поведения, прогнозирование развития межличностных ситуаций. Характерные особенности социального интеллекта (по Г. Марлоу и Д. Гилфорду): а) просоциальная направленность, готовность к сотрудничеству, личностная заинтересованность субъекта в социальных происшествиях; б) социальная самоэффективность как ожидание успеха при принятии решений в ситуации социального взаимодействия; в) эмпатичсекий интерес и личностное сострадание, обеспечивающее декодирование невербальных признаков эмоциональных переживаний; г) определенное ценностное отношение к себе и другим. Социальный моббинг(от англ. mob – толпа)– это механизм интерактивного травматизма личности, который осуществляется за счет техник сегрегации и социальной сепарации на уровне социальной группы, коллектива, общности. Суть моббинга состоит в активном противостоянии личности, которая неугодна группе и самой социальной группой. Социальный моббинг может реализовываться открыто, как активная борьба группы с «неугодной личностью» (белый моббинг). А может находиться в латентном состоянии, когда внешне ситуация выглядит как спокойная, а на деле идет скрытое противостояние личности и группы (черный моббинг). Объектом моббинга может стать как социально уязвимая личность, так и вполне компетентная. Причем в последнем случае именно достижения и сильные стороны являются раздражающим фактором для членов группы. Социальный моббинг может рассматриваться как техника патоинтеграции группы, когда интеграция осуществляется за счет противостояния группы отдельному лицу. Социогенез личности – процесс освоения нормативной системы общественной жизни, формирование готовности и способности к адаптивному поведению в процессе социального функционирования. Социогенез личности осуществляется в процессе взаимодействия личности с референтным окружением. Социокультурная зрелость– владение развивающейся личностью психосоциальными механизмами самоактуализации – социальными ролями, а также степень владения психологическими механизмами адаптивного поведения в критических ситуациях. Социономия - направление психосоциальной практики, впервые заявленное Дж. Морено. Социономия рассматривает социальную практику как систему, изучающую социальные отношения в целом. Цель социономии - предотвратить возникновение социальной неустойчивости, развить уровень сплоченности индивидов. Социономия как психологическая дисциплина реализуется в двух сферах профессиональной деятельности – социальной педагогике, целью которой является интерактивное развитие личности, и социальной работы, основное содержание которой – коррекция дефектов и деформаций интерсубъектности личности. Социономия как научно-практическая психологическая дисциплина определяет суть изменения самого человека (с признаками кризиса психологических механизмов адаптации) в осознании источника кризиса, трансформации системы диспозиционной регуляции и модификации ролевых форм социального функционирования личности. Социономия является первым воплощением социально- антропологического подхода в решении проблем интеграции социума. Социопатия – структурная деформация личности, определяемая несоответствием интеллектуальных и эмоционально-волевых свойств личности, что приводит к нивелированию социальных норм и канонов. Социопатия характеризуется нравственным мазохизмом, конфликтностью, коммуникативной конфронтацией, теоманиокальностью, алекситимией, экзистенциональной фрустрацией, агедонией. Личность социопата обладает следующими дефицитами: А. Дефицит культурных потенциалов: - дефицит стремления к культурно-психологической саморегуляции; - дефицит креативности; - дефицит стремления к конструктивному общению; - дефицит стремления к деловому общению. Б. Дефицит психологических потенциалов: - интеллектуального потенциала; - эмоционально-волевого потенциала; - функционально-ролевого потенциала. Социофилия – структурная деформация личности, определяемая несоответствием коммуникативных свойств личности ее эмоционально-волевым качествам. Для социофилии типичны следующие психологические и социальные особенности: страх одиночества; коммуникативная эскалация Я-концепции; конформизм; симбиотическая зависимость от другого Я; утрата когнитивной индивидуальности; атрофия креативности; коммуникативная неуклюжесть. Социофилии присущи следующие дефициты: А. Дефицит культурных потенциалов: - дефицит стремления к самопознанию и самоанализу; - дефицит стремления к деловому поведению; - дефицит стремления к саморазвитию. Б. Дефицит психологических потенциалов: - эмоционально-волевого потенциала; - функционально-ролевого потенциала. Социофобия – структурная деформация личности, определяемая несоответствием коммуникативными свойствами личности ее интеллектуальным особенностям. Личность социофоба обладает следующими психологическими и социальными особенностями: стремление к одиночеству; стремление к самоизоляции; коммуникативный эскапизм; социальный нейтралитет; эмоциональная анастезия; фрустрация социогенных потребностей; невротическая компенсация как стиль интеракции. Для социофобии характерна деформация Я-системы личности, которая обусловлена: А. Дефицитом культурных потенциалов: - дефицит стремления к самопознанию и самоанализу; - дефицит стремления к конструктивному общению; - дефицит культурно-психологической саморегуляции; - дефицит стремления к саморазвитию. Б. Дефицитом психологических потенциалов: -интеллектуального потенциала; - эмоционально-волевого потенциала; - коммуникативного потенциала; - функционально-ролевого потенциала. Социоцентрированная система воспитания – система воспитания, которая выделяет в качестве цели развития личности – формирование социотипа, т.е. предполагается подавление естественных потребностей личности в персонализации и самоактуализации. Способность – индивидуально-психологическая особенность, определяющая успешность выполнения деятельности, не сводимая к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающая легкость и быстроту решения актуальных задач социального функционирования. Статус-фрустрация (по А. Кохену) - переживание личностью невозможности достижения желаемого статуса в иерархии общественных отношений. Личность переживает унижение из-за осознания отсутствия необходимых социальных качеств для достижения актуальной цели. Стиль общения – способ самовыражения и самопрезентации личности в интерактивном процессе. В стили общения находят выражение: а) особенности коммуникативных возможностей личности; б) сложившийся характер отношений с конкретными людьми или группами; в) психологическая и социальная индивидуальность личности; г) особенности партнера по общению. Фундамент стиля общения составляют нравственно-этические установки личности и оценки социально-этических установок общества. Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу коммуникативного процесса, а также определяет выбор средств коммуникации. Стиль семейного воспитания – наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применение определенных средств методов педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения. В рамках социально-антропологической парадигмы виктимологии выделяются три основных виктимогенных стиля семейного воспитания: 1. Стиль, компенсирующий проблемы социального функционирования личности родителя: переживание родителем чувства одиночества и отверженности; утрата способности к адекватной интерпретации вербальных и невербальных знаков партнера по коммуникации. 2. Стиль, компенсирующий характерологические проблемы родителя: наличие акцентуаций характера у родителя и тревожность, которая проявляется в недифференцированном и немотивированном беспокойстве, как фоне коммуникативного процесса в семье. 3. Стиль, компенсирующий проблемы, связанные с социальной инфантилизацией личности родителя: патологическая зависимость родителя от окружающей среды и неудовлетворенность своим социальным статусом. Страх быть самим собой – это результат дефектной интерактивной системы семейного воспитания, которая определяет невозможность развивающейся личности преодолеть четыре базовых барьера на пути спонтанной персонализации: а) сопротивление публичному самораскрытию; б) сопротивление ролевым действиям, которые могут быть неадекватны актуальному эмоциональному состоянию личности; в) сопротивление ролевым экспектациям общества; г) сопротивление, возникшее на основе конфликта между Я-концепцией и статусом той роли, которую исполняет личность в системе социальных отношений. Страх быть самим собой формируется в процессе интенсивного подавления детской спонтанности в интерактивных системах развития личности Стресс аккультурации - это стресс психологической аккультурации, состояние, обусловленное отсутствием у развивающейся личности способностей и потенциалов, необходимых для изменения техник и механизмов адекватного социального функционирования. Стресс аккультурации не является только негативным явление (как и просто стресс). Стресс аккультурации в положительном варианте создает основания для развития потенциалов личности, так как указывает личности на их дефицитарное состояние. В этом случае важно наличие поддержки со стороны агента социализации, который окажет фасилитативное воздействие на личность, т.е. поможет выйти из стресса. С другой стороны стресс аккультурации может стать индуктором дефицитарной деформации личности, когда осознание существующих дефицитов становится отправной точкой в патологическом изменении структуры личности. Субъективизация – процесс становления развивающейся личности как субъекта учения. Позиция субъекта учения включает в себя: а) предметную компетенцию, а также совокупность представлений школьника об учебном процессе и собственной учебной работе (когнитивная составляющая); б) готовность совершенствовать собственную учебную работу (регуляторная составляющая); в) ориентация на образование как личностную ценность (личностно-смысловая составляющая). Субъективизация социального знания - испытание социальной компетентности личности в качественно отличных социальных ситуациях по отношению к ситуации научения. Процесс субъективизации представлен социальным опытом как источником социальной информации и социальной рефлексией. Субъектная виктимность – гетерономность личности учащегося, склонность к зависимому, конформному поведению. Субъектная интериоризация – процесс усвоения личностью системы регуляторов (потенциалов), которые обеспечивают ее возможность интеграции в социум. Субъектная трансформация – процесс модификации социальной позиции личности в интерактивной системе, выражающийся в ответственной установке по отношению к качеству социальных взаимодействий.
Т Теоретическая экспозиция – метод исследования в общей педагогике, который предоставляет возможность развернуть проблему путем анализа ее детерминант и компонентов. Теоретическая экспозиция позволяет представить проблему исследования в пятиуровневом измерении: а) праксиологическом; б) персонологическом; в) методологическом; г) технологическом; д) функционально-профессиональном. Тест самоактуализации личности (Л. Я. Гозмана)позволяет выявить вектор социального функционирования личности: дефицитарное или экзистенциональное. Дефицитарное социальное функционирование направлено на компенсацию личностью собственных дефицитов, собственной виктимности. Личность стремится сохранить видимость собственной адекватности и социальной дееспособности. В данном направлении социального функционирования самоактуализация не возможна, так как все ресурсы личности направлены на поддержание иллюзорного благополучия. Экзистенциональное социальное функционирование ориентировано на развитие социальных потенций личности. Личность стремится к активному и деятельностному социальному функционировании. Такая личность стремится не только к адаптации в социуме, но и к актуализации собственного Я. Тест самоактуализации позволяет получить диагностическую информацию по основным и дополнительным шкалам. К основным шкалам относятся: Шкала компетентности во времени включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности личности жить «настоящим», то есть переживать настоящий момент во всей полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущему; во-вторых, ощущать неразрывность собственной жизни (прошлого, настоящего, будущего). Подобное восприятие времени свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности. Низкий балл по шкале свидетельствует о дискретном восприятии собственного жизненного пути, ориентации личности только на один из отрезков временной шкалы (постоянные воспоминания о прошлом или тщетные ожидания светлого будущего). Шкала поддержки (91 пункт) измеряет степень независимости ценностей и поведения личности от внешних воздействий. Шкала поддержки отражает насколько личность ориентируется на помощь из вне или напротив полагается только на свои силы. Нормативные значения шкалы – это баланс между зависимостью и независимостью. Высокие значения шкалы говорят о гетерономности личности, ее социальной и психологической зависимости. Низкие значения указывают на эмоциональное отчуждение личности. В отличие от базовых шкал (ориентации во времени и поддержки), дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных аспектов самоактуализации личности: Шкала ценностных ориентаций (20 пунктов) измеряет то, в какой степени личность разделяет ценности, присущие самоакутализирующейся персоне. Шкала гибкости поведения (24 пункта) диагностирует степень пластичности социального функционирования личности. Гибкость поведения отражает способность личности мобилизовать собственные ресурсы для модификации собственной стратегии поведения в ответ на изменения социокультурных условий. Шкалы ценностных ориентаций и гибкости поведения формируют единый блок – «ценности». Первая шкала отражает специфику данного блока, а вторая – особенности в их реализации. Шкала сензитивности к себе (13) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько точно их идентифицирует. Шкала спонтанности (14 пунктов) измеряет способность личности непринужденно и естественно выражать собственные эмоциональные состояния. Шкалы сензитивность к себе и спонтанность составляют блок «чувств». Первая определяет то насколько личность осознает собственные чувства, а вторая – в какой степени и как они проявляются на акциональном уровне. Шкала самоуважения (15 пунктов) показывает способность личности ценить собственные достоинства, положительные свойства, уважать себя за них.
|