КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Молитва в храме
Молитва в храме стоит в прямой зависимости от домашней молитвы: домашняя молитва является основой молитвы в храме. Если будет налажена домашняя молитва, значит, обязательно будет налажена и молитва в храме. Самое лучшее время для молитвы - это ночь. Ночью акафисты не читаются. Ночью читают "Достойно есть", "Всемилостивую", Иисусову на все лады. Освещать "Голгофу" или икону лампадами и молиться по четкам. Второе: нужно устранить многопопечительность в дни при-хождения в храм Божий: это обычная уловка бесов, наше праздное отношение к самому себе. И мы сами себя лишаем сладости богопредстояния за Богослужением, и виноваты только мы сами. Мы себя не настраиваем, не бережем. Идя в церковь, мы должны быть уже настроены молитвенно, и с этим настроением должны входить в храм. Переходя порог храма, непременно заниматься Иисусовой. И под состояние надоедливого надоедания Иисусовой - включиться в участие чтения и пения Богослужения. Ни в коем случае не читать механически Иисусову молитву: читать тем же плачем, не беспокоясь, что ты не слышишь песнопений и чтений Богослужения. Слышание непременно будет. Будет только двоякая работа: уши будут слышать пение и чтение (и часть мозга), а сердце будет плакать, вопить Иисусовой. Это будет сливаться вместе, потому что немыслимо монаху оставлять Иисусову за Богослужением. Она оставляется только на Евхаристии. "Объедается" молитвой только тот, кто вопиял без покаяния, механически. А если он вопил плача, он никогда не объедается. Что читать на Литургии? На антифонах ("Благослови..." и "Хвали...") - участие наше - Иисусовой. "Единородный Сыне..."- гимн Божеству и Православному исповеданию: - читается молитва преп.Иоанникия Великого: "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, Покров мой Дух Святый. Троице Святая, слава Тебе" (3-4 раза). На Блаженствах: "Нищие духом" - молимся: "Смири сердце мое, смири ум мой, даждь ми смирение, сердцу моему". "Кротции" - "даждь ми кротость, вложи, всели во мне кротость Твою". "Милостивии" - "даждь ми никого никогда не осуждать и никогда ни о ком ничего не говорить, не рассказывать, всех извинять, всех любить". "Чистии сердцем" - "даждь ми целомудрие, даждь ми страх Твой, вложи в меня страх Твой, даждь ми кротость Твою". "Алчущии и жаждущии правды" - "даждь мне любити Тя всем сердцем моим, всем умом моим, всем сознанием моим, всеми жилами моими, всем существом моим; только Тебе жить: ни себе, ни греху". "Миротворцы" - "даждь мне терпение. Даждь мне всех окружающих меня любить больше, чем самого себя". "... егда поносят вас..." - "даждь мне терпение. Вложи в меня Твое терпение". "Радуйтеся и веселитеся"- "Спаси мя, Спасе мой, спаси мя, Боже мой, спаси мя погибающего, безумного грехами моими, житием моим". На чтении Апостола и Святого Евангелия - Иисусову, и слушать. На ектениях за здравие и заупокойных - своих поминать, очень благоговейно. Если участия нашего нет, то Иисусову читать. На "Херувимской" - только псалом 50-й: медленно, умоляюще. На каноне Евхаристии: на "Достойно и праведно..." (начало), молитву: "Пресвятая Троице...", 3-4 раза, медленно, умоляюще. "Победную Песнь..." - Трисвятое - 3-4 раза, медленно, умоляюще. "Примите, ядите,,." - молча, или Иисусову. "Пиите от нея вси..." - то же самое. "Твоя от Твоих..." молитва "Царю Небесный" - 3-4 раза, очень неспешно, медленно; на конец - земной поклон. Первый - в землю. "Изрядно о Пресвятей..." - "Достойно" и "Всемилостивую" на все лады, усердно и припадающе, но торжествующе. Второй земной поклон - Божией Матери. "В первых помяни, Господи" - помянник своих живых и мертвых. Третий земной поклон. Все прочее соучастие - по вкусу молящегося. "Со страхом Божиим..." - тропарь Воскресению Христову. Прочее время - Иисусову не выпускать, читая "Слава Тебе, помилуй меня". Батюшка объяснял: В церкви, когда читается канон, читать Иисусову. На каноне Божией Матери читается "Всемилостивая", Во время панихиды узелки - только при чтении записок. Креститься только в конце молитвы. "Аминь" - как подтверждение, во время молитвы не креститься, так как это может помешать беседованию с Богом, т.е. перебить молитву. Батюшка давал правило ко Святому Причащению на пасхальную неделю: 1. Пасхальная утреня. 2. Канон ко Св.Причащению. 3. Молитвы ко Св.Причащению, и вместо: "Царю Небесный" читать: "Христос Воскресе..." Эпитимии опускаются. Домашнее правило: 1. Утром и вечером читать пасхальное. 2. Акафисты. 3. Узелки: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий Воскресший, слава Тебе!" Батюшка предупреждал идущих по пути духовному: "Если мы знаем, что мы человека обидели или огорчили, и вспомнили и знаем, что, вероятно, он молиться не может, потому что он обижен; если он не спохватится и не найдет мне оправдания и извинения, значит, он не молится, да? Он помрачен, да? Он сегодня не христианин, да? Его покинул Ангел Хранитель, да? А виноват - я. Осознать это - и есть христианство. И закон любви нарушен, да? Закон любви. Нет, никакие подвиги поста, милосердия, милостыни, литургии - не помогут. Ты должен примириться с Богом, осознать грех, иметь намерение и поспешить при первом удобном случае скорее попросить прощения. Самолюбие - причина всем бедам, от которого зависит Вечная Вечность и вечное спасение. Вот почему Святые Отцы говорят: "Нет смирения - нет спасения". Уныние - обман под действием хитрого демона, противоречение сердцу и совести. Тревога не потому, что совесть была нечиста, а что враг донимал смущением. И только: 1. Упорный, постоянный труд молитвенный. 2. Строгое соблюдение поста. Первая ступень - боязнь пресыщения и сытости. 3. Запись помыслов и совести. Частая исповедь и частое говение, через 2-3 недели обязательно. 4. Чтение книги (хотя бы одного листа) перед правилом на сон. 5. Неувлечение уборкой и чистотой комнаты и тела. 6. Сон в меру, 6-7 часов. 7. Под всяким предлогом демоны будут бороть: в храм не ходить, четки забыть, подменить молчание и собранность дружбой, жалобами друг на друга. Безумие даже подумать, что нашим терпением что-либо доброе может быть или вообще нашим терпением чего-либо достигнем. Это опять от врага. Себя считать осужденным на гибель - это демоны наводят уныние. Предопределение - бесовский обман. Ведь по молитвам Церкви и милостыней можно душу освободить из дна ада! Так что же бесу обманывать? Человек, который не видит грехов, находится в состоянии падшего человека." У некоторых тщеславных молодых людей было развито фантазерство. Батюшка убеждал подробно исповедовать это, не бояться исповедовать. "Глупый переходный возраст самовлюбленности, легкомыслия, чувственности, фантазерства, то есть - живая жертва демонам". "Что может быть выше чистоты (сердца и тела)? Она называется целомудрием и девством. Но за это девство надо стать в жизни мучеником. Без мученичества ничего Божьего, тем более чистоты, девства, целомудрия не дается. Только и только ради любви ко Господу Распятому можем сохранить чистоту тела, сердца, ума и биться, Его ради, каждый день, всю свою жизнь (до отозвания в вечность).
|