КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПИСЬМА, ПОЗДРАВЛЕНИЯ, ТЕЛЕГРАММЫ
Познакомимся с некоторыми письмами, поздравлениями и телеграммами Батюшки, которые имеют свои оттенки проповедничества и поучения и важны для духовной жизни. *** Господь и Спас наш Иисус Христос да благословит Тя, раба Божия Иулия, послушника! Отвечаю вам по вашему письму. Пишу пред Лицем Божиим! Только смиряться. Мольбы - втайне от всех, но постоянные, благоговейнейшие и от духа смирения ко Всепречистой Божией Матери: удостоиться монашеского чина, и только ради монашеского жития (а не как трамплина в духовные чины, положения или архиерейства) могут быть услышаны. Все же остальные хотения и доводы могут вмениться в грех и дерзость, не на благо и благословение. Начальство обители (Богом поставленное) Промыслом Божиим поставляет на различные послушания на служение Святой Церкви, и эти постановления приемлются как веление Божие, то есть сами по себе имеем право и можем хотеть только лишь иноческого ежедневного бескровного мученического жития, так как монашество есть житие постоянного плача (незримого от людей). Что вы чувствуете и молитесь сердцем своим в окаменении и бесчувствии, нет в вас сокрушения и молитвы, то это только потому, что вы не знаете, что есть молитва, что есть скоблить свою совесть, что есть ходить, быть в присутствии Божием, что есть память смертная о себе, что есть вообще цель и смысл жизни. Извольте неотлагательно заняться, учиться Иисусовой внимательной молитве, совершаемой очень неспешно, медленно, умом, но на каждом слове; только воплем от всего сердца, но через ум и до сердца, - очень неспешно прочесть, умоляя милость Божию. 50 узелков, каждый одиннадцатый - поясной неспешный поклон. Днем, после трапезы, в келии - одну главу Св. Евангелия и 50 узелков Иисусовой, как выше указано, и на сон: сначала 50 узелков (как выше указано), а после них - молитвы на сон, очень неспешно. Во время вечерни, утрени, всех часов, антифонов на литургии; очень неспешно, умоляюще, от ума на каждом слове, от сердца, сколько успеете, и келейный акафист Божией Матери ежедневно, обязательно, очень неспешно, лучше всего (на сон) Успению. Монастырское послушание нести только пред Лицем Божиим, только очень прилежно, точно, от всего сердца: Самому Богу и Его Игумений. Не просить пострига, но ожидать: немного, постепенно приучая себя к этому деланию и великому труду, при условии, что вы язык свой будете держать под замком, упорно приучая себя к молчанию абсолютному, никогда никого осуждению, полному забвению словечка "я", усердной записи укоризн совести за день (на молитве на сон), которые приносите каждую пятницу духовнику (пересказывая быстро, кратко, точно: корень греха, без пояснений обстоятельств и случаев греха), и младенческое послушание (младшим и старшим), и доверенное порученное Вам святое послушание в обители. Такова грамота блаженного иноческого жития, земного счастия и незримых радостей. Как приучать себя к Иисусовой молитве (плачу)?Советуется заниматься Иисусовой перед прочтением утренних молитв пред святыми иконами, когда начальство прикажет. Это будет тогда Божия воля. Строжайше беречь себя от женского пола и ни под каким благочестивым предлогом не иметь и разговора и переписки с ним. Женский пол иноку бояться, как заразы тифом. Строго приучить себя к нестяжанию, бояться мшелоимства и что-либо иметь, ибо инок есть нищий. Остерегаться и бегать родни, близких, бывших друзей, так как это пустой мир: лукавый, злой, смрадный, гордый. Заучите написанное вам и да будет это вам законом новой жизни. Иеромонах Симеон. Это вам, советом прописанное, хранить до пострига, если его удостоитесь. *** Начала письма нет. Это письмо написано неизвестному лицу: ...За Иисусовой отгоняй мысли досады на досаждающих тебе, и тут же скорее извини, оправдай это лицо, себя же осуди. Отвечать на вопросы в храме очень-очень кратко, точно. Разговаривать грех в храме, а слушать чужие разговоры - некогда, времени мало храму! Укоризны зеркала (совести) прилежно, болезненно записывай; от страха хотя бы, чтобы бесы их не записали для мытарств. А это нам не страшно?! Разве можно надеяться на память? А при старости, при болезни - и памяти не будет. Всякое превозношение, самоцен - это гниль и мерзость пред Богом и радость с похвалой - демонам и эфиопам! (Эфиоп есть один из бесов, ростом с собаку; они несут всякие обязанности: привести на ложь, хитрость, соблазны обмана, жестокость). Бесовское войско большое. Люди этого не хотят понять. Как надо почитать усердно Св.Ангела Хранителя! Твой авва, худой И.Симеон. *** Из письма чаду, которое уже несколько лет воспитывалось около Батюшки: ... Болею, рвота. Лежал до 10.30 в постели. Тишина. Покой. Воздух. Мое окно открыто. Хотел тебя спросить. Если будет в тебе сухость и хладность при Иисусовой, и при непонимании умом и сердцем слова: "Господи", - заменить на "Господине", чтобы не механически читать Иисусову. Как это будет для тебя? "У меня чувство нетерпения сестры.." Гони, гони от себя это чувство, то есть осуждение сестры: чувство явной нелюбви, преступное по гордости и дерзости быть судией. *** Монашество есть молитва, совесть, записи, хождение пред самим собой, Иисусова, "Всемилостивая", правило. Изучай скорее и скорее на себе Иисусову, "Всемилостивую", и имей скупость на язык с записями совести, конечно, строгого чтения положенного. Это во главу угла: да не злословлю, да не учу. Унынию нет места, нет, надо только биться, ликовать и всех любить. Глупость постоянная, ужасно одно: Богу потом, обеты потом, а себе и людям - сначала. От этого уныние и отчаяние о своей погибели. Займись молитвой, своей совестью, изучением Иисусовой - науки и мудрости любить Господа. Похвалу читай Казанской Божией Матери и канон Андрея Критского. Не теряй времени для своего духовного возрождения. Обложи себя книгами, выписками, правилом, ежедневным хождением в храм (утром или вечером), не допускай не молиться на сон или днем. Смущение помыслами - это все опять самовнушение и работа бесов, да и твое полное забвение - молитвы... Наладить: 1. Правило. 2. Чтение книг. 3. Запись совести прошлого и настоящего. 4. Бегать обстановку, и один раз в год видеть ... Любовь - это огонь всепожирающий. *** ...Опять и опять безволие, лень оказались сильнее. Годами запущенное безволие, не приучала себя над собой властвовать, а это дается только постоянным и властно-усиленным самопринуждением. То есть, надо ставить себя на молитву и научить себя настойчиво, не уступая никаким кажущимся причинам, не уступать демону (под предлогом каким-либо физическим). Помнить надо, что один раз уступила, и работа вдвойне будет труднее. Даже предлог праздника - и этого бояться надо. Выполни непременно положенное, а потом ложись, отдыхай или что-то делай (и причина "лечь" - уйдет). Дисциплина молитвенного правила есть закон сердцу, воле, привычке и совести от страха. Почему у монаха все начало его иноческой жизни: сначала - правило иноческое келейное, потом - дисциплина языку, и потом - страстям своим (телесным, скупости, жадности, всем проявлениям гордыни). Таким образом, праздность у монаха вообще исключена. Главное старание у нас, постоянно желаемое назначение, неизменная цель сердца должна состоять в том, чтобы дух всегда прикреплялся к божественным предметам и к Богу, а все прочее, не имеющее отношения к этому, хотя бы и казалось великим, надобно считать вторым и низшим или даже вредным. Считая прелюбодеянием даже и кратковременное удаление от созерцания Христа. Царство Божие внутри нас находится, и это Царство есть праведность, мир и радость: кто их имеет, тот без сомнения находится в Царстве Божием. Те, которые живут в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, находятся в царстве диавола, в аде и смерти. *** "Научите, как приступить к делу, т.е. как испросить благословение?" - спросили Батюшку, и он в письме ответил: Поговеть. Начать передел жизни. Этим испросить благословение Божие. Береги свою голову от нагрузки многомыслия, долгой молитвы. Избери себе краткие кончики для Иисусовой и ими пользуйся. Все делание ведь в сердце, а умом не допускай рассеянности, нападений мыслей; ведь суть Иисусовой в сердце: вложить в сердце ощущение каждого слова Иисусовой, а для тебя ум отныне - только страх от посторонних мыслей, не вдаваясь покамест умом в каждое слово Иисусовой, "Всемилостивой", "Достойно". Даже моя молитовка Святому Ангелу Хранителю, о которой писал всем на трехсотницу (меня кто-то и когда-то ей учил и научил, может быть, даже в тюрьме-одиночке), - и та очень простая для ума, а содержит все, что нужно нам каждому выразить своему Ангелу Хранителю. Мне даже думается, что "Всемилостивая" - преподобного Серафима Саровского, а кончик - мой личный (тюремный, который твердо вопил...). Правило кричать Ей, Всепречистой, непросто, и тебе для твоей головы не будет утомительно, если умом не будешь вдаваться (покамест) в каждое слово молитвы. К этому займись и записями совести, и языком, как можно придирчивее. Перестань себя грызть за то, что вынуждена много отдыхать. Это благословенно, необходимо. Вот почему тебе одинокая комната нужна, не жить с сожительницей. Чтение книг заведи, как правило дня, как органическую потребность после Иисусовой, "Всемилостивой" и молитвы Святому Ангелу Хранителю, но недолго - 30-40 минут. Отрежь все ходы к сплетницам, кричи на них решительно, резко, безжалостно; новости, кроме расстройства и греха, ничего не приносят, да они еще так быстро переменчивы и неправдивы, что только один грех и злорадство бесов их сопровождает. Бегай сплетниц, затыкай им рот; как только начинают свое злословие. Теперь и обо мне должна по-настоящему больше молиться, т.к. трудов моих умножится вдвое (над собой и нашими смирителями). Собирай вопросы. Заблаговременно пиши - письма. Исповедь - регулярно через неделю. *** ...Лень - мать всех пороков, причина падений, причина оставленности Благодатию и Покровом, причина погибели, отверженности Небом, Всепречистой, Ангелом Хранителем. *** ...Как можно сочетать молитву с припадками гордыни, сложнейшей лжи, злорадства, ярости? *** ...Конечно, осторожность в своем поведении есть мудрость (в общежитии). Никого не дразни. Все делай пред Богом, втайне от людей, даже верных своих. Фарисейство губительно, что-либо напоказ - глупо, смешно, несерьезно. Побывать о.Николая надо. Он непременно жару тебе подбросит (к ревности). Да и полезный совет подцепишь, может быть, пожалуешься на себя. Это очень, очень все драгоценно. Только в простой одежде причащаться, быть незаметной в толпе, домохозяйкой. Тогда будет покой и уединение. А на работе без стеснений воздай "приличие", имей хороший внешний вид, но на все другое - упрямое "нет", "это мне не нужно", "Это меня не интересует", "не выйдет" и т.д. Выкручивайся. Делай мирские домашние дела продуманно-скупо, чтобы бесы, под предлогом мирности, дома не отняли бы у тебя уединения: собранности, молитвы. Молча делай, уединенно. Нельзя же быть эгоистом; живя среди людей, чтобы люди на тебя работали. Помни вещи: страшно оставаться в долгу даже чашкой воды в рукомойнике, использованием чужого труда, чужих рук. Требуй молчания от себя, односложных ответов; не заводи сама разговор, пусть заслужишь кличку "молчаливая"... *** ...Если я что сделал вам доброго и полезного, то я тут - сторона, т.к. виновники в этом - Св. Ангел Хранитель мой и преподобные отцы наши: Сергий и Никон. Верьте, что все случившееся у вас и с вами - только по Промыслу Божию, и только для пользы вам. Что здоровье плохое, то напоминаю вам, что здоровье - дар Божий. Извольте показаться врачу, специалисту, так как заболевание головы - причина всему, решает и решит все. Надо слушаться и знать святое послушание. А что было и ушло: пусть напоминает о неминуемой вечности. Чтобы роптать или плакать о прошедшем - то грех. Не скорбите. Скорбность замените ежедневным акафистом Скорбящей Божией Матери. Спасайтесь со всею серьезностью, без философии, рассуждений, сетований, с каменным упованием. Ваш служка, И.С. *** В день твоего святого Ангела, моему духовному чаду Надежде. С самыми искреннейшими горячими тебе пожеланиями: счастья в жизни, многих радостей и всяческих радостей, здоровья и исполнения всех твоих личных сокровенных желаний, мой тебе наказ: береги, как зрачок своего глаза, в целости и сохранности от тщеславия и самоцена, самохвальства и надменности - все богатые личные дары Божии, которыми Он щедро и богато тебя одарил. *** Господь Спас наш Иисус Христос да благословит Вас! Дорогие мои Н. и С.! Радуюсь вашими радостями. Ликую с вами. Ясно вижу, что благословен ваш брак... Да будет он вам в ежедневную радость и как царский путь к вечному спасению каждому из вас. Ежедневно помните, что счастье в дружбе, в постоянном доверии друг к другу, любуясь друг другом и уступая друг другу как правило), да не будет кто командующим из вас. Сладость кротости да будет с вами. Если кто от усталости или расстройства душевного гневлив, раздражителен, немирен, то только кротость может успокоить расстроенного. Помните вездеприсутствие Божие. А посему молиться утром, днем и на сон - непременно-обязательно. Лень оскорбляет и оскорбит Бога. Асоблюдение поста в среду и пятницу непременно, чтобы не оскорбить Вездесущего. Радуйтесь. Будьте счастливы, Буду утешен, если приедете ко мне. Ваш доброхот, иеросхимонах Сампсон. *** ...Пост должен быть постом ради Бога, Ему посвященньй, а не телу: то есть, не диета, а чтобы мало есть, не пресыщаться тогда дух свободен. Тело немощно, а дух свободен. Если ты с кем-то беседуешь, то когда говоришь, ссылайся на источники этих мыслей, и никогда не говори: "я думаю", "мне кажется", даже: "я прочла", "я слышала", а надо говорить: "такой-то пишет", "такой-то сказал". И даже старцы помнили, откуда и на какой это странице. А если нет памяти, так ее развивать надо, и старцы ее развивали. Память дается только через молитву. Всякий дар, даже всякое наше слово (благое, конечно), мысль - даются Богом, и нет в том нашей заслуги. Ведь как нам дано, так может и отняться. Самое страшное - гордость. От нее недалеко и до гордыни, а это уже ты в руках диавола. Никого не осуждать, ни о ком не рассуждать, а постоянно сознавать свое окаянство. А чтобы это сознавать, нужно научиться оплакивать каждый свой грех; когда пишешь исповедь, и здесь нужно чистое сердце, не омраченное тщеславием, что "я достигла", что "я могу исповедоваться". Исповедь, покаяние - это тоже плач. Постоянно чувствовать, что ты должна быть христианкой, каждую минуту. А это - кротость, смирение, послушание и молитва беспрестанная. Избегать рассуждений и осуждений. Каждый день уставать, много трудиться, падать от усталости. Но никогда не забывать молитву: падаешь, а на молитву встаешь. Строить свою временную жизнь отныне - только и только имея в виду ежедневно жизнь вечную, а для этого совесть свою хранить истово хрустально-чистой и светлой, приучая себя ходить пред Лицем Божиим, в духе сокрушенном и смиренном, не ища земного счастья, а добиваясь от всего сердца надежды для вечного спасения, неминуемой, неумолимой Вечной Вечности. Монаху ничего не надо, он ничего не копит, не коллекционирует железо (золото, серебро), а отдает все нищим. Откровенничать нельзя. Подруги не иметь, чтобы умолить прощение. Только практически слушаться. В духовной жизни тоже надо решить: "быть или не быть", а если "быть", то - как быть. В среду и пятницу по знакомым не ходить. Глупо и смешно нервничать так. Запрет грызть себя. Грызет гордый. Не разбирать, читать молитву: "Помилуй гнусную". Покаяние должно быть от внутреннего сознания: "я - гадина". Грызение - бесовское покаяние, мнимое смирение, мнимое покаяние. Рассуждать, философствовать, разбирать - ни в коем случае. Состояние радости - настоящее покаяние. "Слава Тебе, но помилуй". Не дай Бог думать, что "я особая"…
|