КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Я» КАК ДЕЙСТВОВАТЕЛЬ
Использовать, употреблять мы можем только ве- щи. И наоборот: вещи — это точки приложения наших сил в практической деятельности. Однако мы можем поставить себя в положение использующей стороны по отношению ко всему, кроме одной, одной-единствен- ной вещи — нашего «я».
Кант свел мораль к своей известной формуле: посту- пай так, чтобы не употреблять других людей как средст- ва, а чтобы они были всегда лишь целью твоих дейст- . вий. Превратить, как это делает Кант, эти слова в норму и схему всякого долга — значит заявить, что на деле каждый из нас использует других своих сородичей, относится к ним как к вещам. Кантовский императив в разных его формулировках 3 направлен к тому, чтобы другие люди стали для нас личностями — не полезностя- ми, не вещами. И это же достоинство личности прихо- дит к людям, когда мы следуем бессмертной максиме Евангелия: возлюби ближнего, как самого себя 4. Сде- лать что-либо своим «я» есть единственное средство достичь того, чтобы оно перестало быть вещью.
Как кажется, нам дано выбирать перед лицом другого человека, другого субъекта: обращаться с ним как с вещью, использовать его, либо обращаться с ним как с «я». Здесь есть возможность решения, которой не могло бы быть, если бы все другие люди на самом деле были «я». «Ты», «он»—это, следо- вательно, только кажущееся «я». На языке Канта мы скажем, что моя добрая воля делает из «ты» и «о н» как бы другие «я».
4 Заказ № 1435 97
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
Но выше мы говорили о «я» как об единственном, чего мы не только не хотим, но и не можем превратить в вещь. И это нужно понимать буквально.
Для уяснения этого уместно рассмотреть, как из- меняется значение глагола в первом лице изъяви- тельного наклонения в сравнении со вторым или третьим лицом. «Я иду», например. Значение «идти» в «я иду» и «он идет» на первый взгляд идентично, иначе не употреблялся бы один и тот же корень. Заметьте, что «значение» значит «указание на пред- мет», следовательно, «идентичное значение» — это указание на один и тот же объект, на один и тот же аспект объекта или реальности. Но если мы внимате- льно разберемся, какова же реальность, на которую указывают слова «я иду», мы сразу же увидим, наско- лько она отличается от реальности, на которую ука- зывают слова «он идет». То, что «он идет», мы восп- ринимаем зрением, обнаруживая в пространстве се- рию последовательных позиций ног на земле. Когда же «я иду», — может быть, мне и приходит на ум зрительный образ моих движущихся ног, но прежде всего и непосредственнее всего с этими словами свя- зывается реальность невидимая и неуловимая в про- странстве — усилие, импульс, «мускульное ощуще- ние» напряжения и сопротивления. Трудно предста- вить себе более различные восприятия. Можно сказать, что в «я иду» мы имеем в виду ходьбу, взятую как бы изнутри, в том, что она есть, а в «он идет» — ходьбу, взятую в ее внешних результатах. Однако единство ходьбы как внутреннего события и как внешнего явления, будучи очевидным и не тре- бующим от нас труда, вовсе не означает, что эти два ее лика хоть капельку похожи. Что общего, что схо- жего между этим особенным «внутренним усилием», ощущением сопротивления и переменой положения тела в пространстве? Есть, значит, «моя — ходьба» полностью отличная от «ходьбы других».
Любой другой пример подтвердит наше наблюде- ние. В случаях вроде «ходьбы» внешнее значение ка- жется первоначальным и более ясным. Не будем сейчас доискиваться, почему это именно так. Достаточно ого- ворить, что, напротив, почти все глаголы характеризу- ются первоначальным и очевидным значением, кото-
ЭССЕ НА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В ФОРМЕ ПРЕДИСЛОВИЯ
рое они имеют в первом лице. «Я хочу, я ненавижу, я чувствую боль». Чужая боль и чужая ненависть — кто их чувствовал? Мы только видим перекошенное лицо, испепеляющие глаза. Что в этих внешних при- знаках общего с тем, что я нахожу в себе, когда переживаю ненависть и боль?
Думаю, что теперь уже ясна дистанция между «я» и любой другой вещью, будь то бездыханное тело, или «ты», или «он». Как нам выразить в общей форме различие между образом или понятием боли и болью как чувством, как болением? Образ боли не болит, даже больше того, отдаляет от нас боль, заменяет ее идеальной тенью. И наоборот, болящая боль противоположна своему образу,— в тот момент, когда она становится образом самой себя, у нас перестает болеть.
«Я» означает, следовательно, не этого человека в отличие от другого или тем менее—человека в отличие от вещи, но все—людей, вещи, ситуации— в процессе бытия, осуществляющих себя, обнару- живающих себя. Каждый из нас, согласно этому, «я» не потому, что принадлежит к привилегирован- ному зоологическому виду, наделенному проекци- онным аппаратом, именуемым сознанием, но просто потому, что является чем-то. Эта шкатулка из крас- ной кожи, которая стоит передо мной на столе, не есть «я», потому что она только мое представле- ние, образ, а быть представлением—значит как раз не быть тем, что представляется. То же отличие, что между болью, о которой мне говорят, и болью, которую я чувствую, существует между красным цве- том кожи, увиденным мною, и бытием красной кожи для этой шкатулки. Для нее быть красной означает то же, что для меня—чувствовать боль. Как есть «я»—имярек, так есть «я»—красный, «я» — вода, «я»—звезда.
Все увиденное изнутри самого себя есть «я».
Теперь ясно, почему мы не можем находиться в по- зиции использующего по отношению к «я»: просто потому, что мы не можем поставить себя лицом к лицу с «я», потому, что нерасторжимо то полное взаимо- проникновение, в котором находятся элементы нашего внутреннего мира.
4* 99
-ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
3. «Я» И МОЕ «Я»
Все увиденное изнутри меня самого есть «я».
Эта фраза послужит лишь мостиком к верному пониманию нужной нам сути. Строго говоря, эта фра- за не точна.
Когда я чувствую боль, когда я люблю и ненави- жу,—я не вижу своей боли, не вижу себя любящим и ненавидящим. Чтобы я увидел мою боль, нужно, чтобы я прервал состояние боления и превратился бы в «я» смотрящее. Это «я», которое видит другого в состоянии боления, и есть теперь подлинное «я», настоящее, действующее. «Я» болящее, если говорить точно, было, а теперь оно только образ, вещь, объект, находящийся передо мной.
Так мы подходим к последней ступеньке анализа: «я»—это не человек в противоположность вещи; «я»—не «этот» человек в противоположность челове- ку «ты» или человеку «он»; «я», наконец,—не тот «я самый», me ipsum, которого я стараюсь узнать, когда следую дельфийскому правилу «Познай самого себя»5. Я вижу восходящим над горизонтом и поднимающим- ся, подобно золотой амфоре, над рассветными обла- ками не солнце, но лишь образ солнца. Точно так же «я», -которое мне кажется тесно слитым со мной, все- цело принадлежащим мне, есть только образ мое- го «я».
Здесь не место объявлять войну первородному гре- ху современной эпохи, который, как всякий первород- ный грех, был необходимым условием немалочислен- ных достоинств и побед. Я имею в виду субъективизм, духовную болезнь эпохи, начавшейся с Возрождения. Болезнь эта состоит в предположении, что самое близ- кое мне—мое «я», то есть самое близкое для моего познания—это моя реальность и «я» как реальность. Фихте, который был прежде всего и более всего чело- веком преувеличений, преувеличений на уровне гени- альности, довел до высшего градуса эту субъекти- вистскую лихорадку6. Под его влиянием прошла целая эпоха, в утренние часы которой, когда-то, в германс- ких аудиториях с такой же легкостью вытаскивали мир «я», как вытаскивают платок из кармана. Но после того, как Фихте начал нисхождение субъективизма, и возможно, даже в эти самые минуты замаячили
ЭССЕ НА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В ФОРМЕ ПРЕДИСЛОВИЯ
смутные очертания берега, то есть нового способа мышления, свободного от этой заботы.
Это «я», которое мои сограждане именуют имяре- ком и которое есть я сам, скрывает на деле столько же секретов от меня, как и от других. И наоборот, о дру- гих людях и о вещах у меня не менее прямые сведения, чем обо мне самом. Как луна показывает мне лишь свое бледное,звездное плечо, так и мое «я»—только прохожий, который проходит перед моими глазами, позволяя рассмотреть лишь спину, окутанную тканью плаща.
«Далеко от слова до дела», говорится в народе. И Ницше сказал: «Легко думать, но трудно быть». Это расстояние от слова до дела, от мысли о чем-то до бытия чем-то как раз и есть то самое, что разделяет вещь и «я».
|