Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ. изображают идеи—тоже объекты, но только идеаль- ные, имманентные субъекту, иными словами, интрасу- бъективные.




изображают идеи—тоже объекты, но только идеаль-
ные, имманентные субъекту, иными словами, интрасу-
бъективные.

Этим объясняется невообразимая мешанина, име-
нуемая кубизмом. Пикассо создает округлые тела с не-
померно выступающими объемными формами и одно-
временно в своих наиболее типичных и скандальных
картинах уничтожает замкнутую форму объекта
и в чистых евклидовых плоскостях располагает его
разрозненные фрагменты — бровь, усы, нос,—единст-
венное назначение которых быть символическим ко-
дом идей.

Течение, двусмысленно названное кубизмом, всего
лишь особая разновидность современного экспресси-
онизма. Господство впечатлений свело к минимуму
внешнюю объективность. Новое перемещение точки
зрения—скачок за сетчатку, хрупкую грань между
внешним и внутренним,— было возможно лишь при
полном отказе живописи от своих привычных функ-
ций. Теперь она не помещает нас внутрь окружающего
мира, а стремится воплотить на полотне само внутрен-
нее—вымышленные идеальные объекты. Заметьте,
элементарное перемещение точки зрения по прежней,
и единственной, траектории привело к абсолютно не-
ожиданному, противоположному результату. Вместо
того чтобы воспринимать предметы, глаза начали из-
лучать внутренние, потаенные образы фауны и ланд-
шафтов. Раньше они были воронкой, втягивающей
картины реального мира,— теперь превратились в род-
ники ирреального.

Возможно, эстетическая ценность современного ис-
кусства и вправду невелика; но тот, кто видит в нем
лишь причуду, может быть уверен, что ничего не смыс-
лит в искусстве, ни в новом, ни в старом. Нынешнее
состояние живописи и искусства в целом — плод непре-
клонной и неизбежной эволюции.

XV

Закон, предрешивший великие перевороты в живо-
писи, на удивление прост. Сначала изображались пред-
меты, потом — ощущения и, наконец, идеи. Иными
словами, внимание художника прежде всего сосредото-


О ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ В ИСКУССТВЕ

чилось на внешней реальности, затем—на субъектив-
ном, а в итоге перешло на интрасубъективное. Три
названных этапа—это три точки одной прямой.

Но подобный путь прошла и западная философия,
а такого рода совпадения заставляют все с большим
вниманием относиться к обнаруженной закономер-
ности.

Рассмотрим вкратце основные черты этого удиви-
тельного параллелизма.

Первый-вопрос, стоящий перед художником,— ка-
кие элементы мироздания должны быть перенесены на
полотно, иными словами, какого типа феномены суще-
ственны для Живописи. Философ со своей стороны
выделяет класс основополагающих объектов. Фило-
софская система есть попытка концептуально воссоз-
дать Космос, исходя из определенного типа фактов,
признанных наиболее надежными и достоверными.
Каждая эпоха в развитии философии предпочитала
свой, особенный тип и на его основе возводила даль-
нейшие построения.

Во времена Джотто—художника плотных, обособ-
ленных тел—философия рассматривала как послед-
нюю и окончательную реальность индивидуальные
субстанции. В средневековых школах примерами суб-
станций служили: эта лошадь, этот человек. Почему
считалось, что именно в них можно обнаружить окон-
чательную метафизическую ценность? Всего лишь по-
тому, что, согласно прирожденной, практической идее
о мире, каждая лошадь и каждый человек обладает
собственным существованием, независимым от окру-
жения и созерцающего их ума. Лошадь существует
сама по себе, целиком и полностью согласно своей
сокровенной энергии; если мы хотим ее познать, наши
чувства, наше сознание должны устремиться к ней
и покорно кружиться вокруг. Таким образом, субстан-
циалистский реализм Данте оказывается родным бра-
том живописи заполненных объемов, возникшей в тво-
рениях Джотто.

Теперь сразу перенесемся в 17 век—эпоху зарожде-
ния живописи пустого пространства. Философия во
власти Декарта. Какова для него вселенская реаль-
ность? Множественные, обособленные субстанции ис-
чезают. На первый метафизический план выступает

 


ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

единственная субстанция—полая, бестелесная, своеоб-
разная метафизическая пустота, наделяемая отныне
магической силой созидания. Лишь пространство ре-
ально для Декарта8, как пустота—для Веласкеса.

После Декарта множественность субстанций нена-
долго возрождает Лейбниц9. Но эти субстанции уже не
осязаемые, телесные начала, а как раз обратное: мона-
ды—духовные сущности, и единственная их роль (лю-
бопытный симптом) — представлять какую-либо point
de vue10. Впервые & истории философии отчетливо про-
звучало требование превратить науку в систему, под-
чиняющую Мироздание одной точке зрения. Монада
должна была обеспечить метафизическую основу по-
добному единству видения.

За два последующих века субъективизм набирает
силу, и к 1880 году, когда импрессионисты принялись
фиксировать на полотнах чистые ощущения, филосо-
фы—представители крайнего позитивизма свели
к чистым ощущениям всю универсальную реальность.
Прогрессирующая дереализация мира, начатая мы-
слителями Возрождения, достигает крайних пределов
в радикальном сенсуализме Авенариуса и Маха11. Что
дальше? Какие возможности открываются для филосо-
фии? О возврате к примитивному реализму не может
быть и речи: четыре века критики,сомнений, подозри-
тельности сделали его неизбежно ущербным. Тем бо-
лее невозможна дальнейшая приверженность субъек-
тивизму. Как воссоздать распавшийся универсум?

Внимание философа проникает все дальше, но те-
перь оно направлено не на субъективное как таковое,
а сосредоточивается на «содержании сознания»—на
интрасубъективном. Выдуманное нашим умом, вымы-
шленное мыслью порой не имеет аналогов в реаль-
ности, но неверно говорить о чисто субъективном.
Мир иллюзий не становится реальностью, однако не
перестает быть миром, объективным универсумом, ис-
полненным смысла и совершенства. Пусть вообра-
жаемый кентавр не скачет в действительности по
настоящим лугам и хвост его не вьется по ветру, не
мелькают копыта, но и он наделен своеобразной неза-
висимостью по отношению к вообразившему его субъ-
екту. Это виртуальный или, пользуясь языком новей-
шей философии, идеальный объект. Перед нами тот

 


ДВЕ ГЛАВНЫЕ МЕТАФОРЫ

тип феноменов, который современный мыслитель кла-
дет в основу своей универсальной системы. И в высшей
степени поразительно совпадение подобной филосо-
фии с современной ей живописью—экспрессионизмом
или кубизмом.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты