КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шимпанзе не хватило «обыкновенной» дальновидности мышления.
Дальновидность - это способность просчитывать в уме (моделировать) возможное развитие тех или иных событий наперед. Дальновидностью обладают не только люди, но и интеллектуально развитые виды животных. Шимпанзе в этом отношении наиболее «одарены».
В опыте с трубкой дальновидности обезьяны оказалось недостаточно, чтобы уловить причинно-следственную связь и ПОНЯТЬ необходимость связывания коротких палочек в одну длинную. Эту «планку» животное преодолеть так и не смогло. ____________________________________________________________________
Изучая эволюцию определенного вида, биологи стараются рассматривать изменение какого-либо признака животного (растения) отдельно и поочередно.
Методика "разделяй и изучай" оправдана: большинство признаков организма наследуются относительно независимо друг от друга.
Наследственным признаком может быть не только особенность строения тела человека (рост; кучерявость волос и т.д.), но и его внутренние качества. Например, уровень доверчивости; очень многие наклонности и способности. Сексуальные предпочтения - тоже (без них половой отбор был бы невозможен). ____________________________________________________________________
Дальновидность мышления – это такой же относительно независимый наследственный признак, как и все другие.
Общий уровень интеллекта, составной частью которого является дальновидность мышления, отчасти наследуется: выраженность признака (способность «просчитывать» ситуацию на определенное количество «ходов») зависит не только от условий жизни человека, но и от его генов.
Исследования показывают, что с генами ребенку передается от двадцати до сорока процентов вероятности стать таким же умным, как его папа и мама. Но, даже если эта цифра сильно завышена (если в действительности уровень интеллекта человека зависит от его генов хотя бы на 5-10 процентов), то и этого вполне достаточно для отбора.
Для эволюционного отбора по признаку дальновидности мышления. ____________________________________________________________________
У первых прямых предков человека разумного признак дальновидности был развит практически в той же степени, что и у первых прямых предков современных человекообразных обезьян.
В отличие от предков орангутанов, горилл и шимпанзе, у первых предков людей признак выделился, был закреплен, а затем - усилен отбором: начали выживать преимущественно те особи, которые научились просчитывать свои действия на несколько логических «шагов».
Возникла положительная обратная связь: чем больше промежуточных условий сложной (этапной) деятельности это существо, - еще не совсем человек, но уже и не животное, - было способно предусмотреть и выполнить, тем статистически больше у него было шансов вырасти; приобрести достойное положение в своей общине; прожить полную, удачную жизнь. И, - что самое важное для эволюции вида, - с большей вероятностью оставить после себя потомство. ____________________________________________________________________
Развитию признака дальновидности именно у наших древних предков способствовало сразу несколько удачных обстоятельств.
1. Изначально коллективный способ жизни, при котором для личного успеха (в том числе и для репродуктивного) важно просчитывать, «предугадывать» реакцию соплеменников, способствовал широкому распространению генов, ответственных за признак.
2. Возросшая в коллективе дальновидность (так называемый «макиавеллиевский интеллект») позволила людям подняться на следующую «ступеньку» развития, – начать ставить перед собой все более высокие, сложные (все более этапные) индивидуальные технические цели. В отличие от предков современных слонов, дельфинов, врановых (конечности которых изначально были специализированы почти необратимо), трудовая специализация освободившихся от передвижения передних конечностей оказалась сверхудачным решением эволюции нашего вида. Это решение позволило предкам Человека разумного начать совершать этапные манипуляции с предметами.
Этапные технические цели требовали все большей дальновидности. Древний специалист получал конкурентное (в том числе и репродуктивное) преимущество. Это позволяло генам, определяющим развитие признака, широко распространяться и усиливать свою выраженность в каждом последующем поколении.
3. Настал момент, когда наиболее дальновидные представители человеческого рода осознали выгоду коллективного труда. Распределяя работу между собой и выполняя преимущественно свою часть промежуточных ее этапов, наши предки научились достигать все более сложных технических (и иных) целей, чем ранее индивидуально.
Возможность моделировать в сознании идеальный образ желаемого (возможность, основанная на развившейся дальновидности мышления) обеспечила мотивацией, не мотивированный ранее промежуточный труд.
Распределение обязанностей и общее руководство общиной (племенем) требовало все большей дальновидности и способствовало выдвижению наиболее расчетливых, «умных» (наиболее дальновидных) руководителей.
Несмотря на неизбежные периоды застоя и общего регресса, среднестатистически, в каждом последующем поколении выраженность изучаемого признака поступательно возрастала.
4. Язык и речь также способствовали развитию дальновидности. По мере развития способности прослеживать причинно-следственные связи между предметами и явлениями действительности, у людей возникла необходимость обозначать их (явления, связи и предметы) рисунками, жестовыми или голосовыми знаками. Намного позже – знаками письма.
Присваивая названия всему, что окружает; далее "опираясь" в своих умозаключениях, суждениях на уже сформированные названия (понятия), человек стал способен развивать дальновидность своего мышления далее: прослеживать все более отдаленные связи окружающих явлений, предметов; достигать ставших видимыми (из-за роста дальновидности) этапных целей.
5. Необходимость предугадывать мысли и поступки соплеменников (необходимость, когда-то "запустившая" отбор по признаку дальновидности) никогда не прекращала оказывать свое влияние: каждому последущему поколению людей приходилось моделировать в своем сознании все более сложный образ мыслей окружающих. ____________________________________________________________________
Для будничной жизни неограниченность вовсе не обязательна. Достаточно лишь такого (ограниченного) уровня развития мышления, которого хватало бы для успешной кооперации с окружающими людьми.
Тем не менее отбор на "макиавеллиевский интеллект" продолжается. Так происходит неслучайно: в наиболее ответственные моменты жизни (при борьбе за полового партнера, за материальное положение своей семьи) умственные способности должны быть задействованы в полном объеме. Именно это "соревнование", совершавшееся тысячами поколений до нас, является причиной кажущегося избытка незадействованных в обычной, рутинной жизни умственных способностей современного человека. ____________________________________________________________________
Развитие признака дальновидности не нуждается в каких-либо «новых» (не встречающихся у других высших приматов) механизмах мышления. Отражение действительности в виде образов; дальнейшее оперирование этими образами (анализ, синтез; сравнение, обобщение; абстрагирование) происходит принципиально одинаково как у человека, так и у шимпанзе.
|