Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ




В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

План

1. Понятие о звукоподражании как части речи.

2. Значение звукоподражаний.

3. Грамматические особенности звукоподражаний.

4. Морфологический разбор звукоподражания.

1. Понятие о звукоподражании как части речи.Звукоподражания – это неполнознаменательная часть речи, служащая для подража­ния (имитации) звуков живой и неживой природы и создающая представление о процессах, при­знаках и предметах реального мира. Например: Зазвонил огромный звон: бом-бом, бом-бом! Зазвонил поменьше звон: бим-бом, бим-бом! Зазвонил звонок: дзинъ... дзинь... дзинъ...! И звоночки зазвонили: дили-дили, дили-дили! (П. Ершов)

При определении звукоподражания как части речи возникает проблема разграничения зву­коподражаний и междометий. Разграничение опирается на различия в категориальном значении этих классов: междометия, как известно, выражают эмоции, звукоподражания же воспро­изводят звуки живой и неживой природы. По конкретным звукам мы узнаем о предметах, издающих эти звуки, например: Дзинь! Упала чашка (в этом предложении звукоподражание дзинь сообщает, что разбилась чашка); о некоторых признаках предмета (о его величине, о его состоянии и т.д.), о том, что с ним проис­ходит или произошло.

Следовательно, звукоподражания несут опреде­ленную информацию, сообщая нечто об ок­ружающем нас мире.

В научной и учебной литературе этот класс слов квалифицируется по-разному: одна группа ученых не выделяет их из состава междометий (И.Г. Голанов, авторы «Русской грамматики» – 80), другая – выделяет звукоподражания в самостоятельный класс слов, который должен быть отграничен от междометий. Эта точ­ка зрения преобладает над первой, нашла воплощение в школьной грамматике и помогает выявить специфические особенности данного класса слов, который еще недостаточно изучен.

Трудности определения звукоподражания возникают в тех случаях, когда слово, с од­ной стороны, воспроизводит звуки, а с другой — указывает на определенные чувства. К таким словам относятся ха-ха-ха, хи-хи-хи, ох-ох-ох, уф и др. Например: Некто так и покатился. Ну, ловко же вы меня! Ха-ха-ха!Волшеб­ному человеку самому понравилась эта шутка, и он за­смеялся: Гы-гы-гы... (В. Шукшин). Звуко­вое оформление слов ха-ха-ха и гы-гы-гы говорит о том, что это звукоподражания (передана специфика смеха), но в то же время эти слова передают чувства радости, веселья. В предложении Сельди духом собралися, сунду­чок тащить взялися, только слышно и всего «У-у-у» да «О-о-о» (П. Ершов) у-у-у и о-о-о – звукоподражания, так как они воспроизводят зву­ки, и в то же время эти слова передают ощущение напряже­ния в процессе тяжелой работы. Подобные случаи следует рассматривать как явления синкретизма (переходности) в системе междометий и звукоподражаний. Совмещение признаков междометий и звукоподража­ний, т.е. синкретизм, проявляется в следующем предложении: – Хо-хо! — воскликнула она, сведя к этому людоедскому крику пора­зительно сложные чувства, захватившие ее (И. Ильф, Е. Петров). Слово хо-хо передает звуковую особенность вос­клицания, но одновременно выра­жает и сложные чувства.

Значительную трудность представляет анализ слов типа бух, толк, трах, брык, хлоп, прыг, динь, бом и т.п. В науч­ной и учебной литературе существует два направления в квалификации рассматриваемых слов: либо все они отно­сятся к междометиям, причем некоторые из них называ­ются глагольными междометиями (Русская грамматика – 80), либо все они относят­ся к глаголам – квалифицируются как особые формы глагола ультрамгновенного вида (Шанский Н.М., Тихонов А.И.). Эти на первый взгляд одинаковые слова на самом деле оказываются различны­ми: Гляжу медведь. Я бухиз ружья. А медведь брык на землю (Н. Носов). Слово бух, с одной стороны, является зву­коподражанием, так как оно имитирует звук выстрела, но одновременно это слово обозначает мгновенно совершаю­щееся действие и может быть квалифицировано как глагол ультрамгновенного вида. Слово брык не имитирует звука падения и звукоподражанием не является: это глагол ульт­рамгновенного вида, обозначающий мгновенно совершаю­щееся действие. В предложении Бом!.. Звук слетел с ко­локольни и поплыл над ущельем, грустно тая в нем (М. Горький) слово бом имитирует звук колокола и не обо­значает мгновенно совершающегося действия. Не являясь, таким образом, глагольной формой, оно не соотносится с инфинитивом, име­ющим соответствующее значение (однокоренного инфини­тива с таким значением нет).

Следовательно, при анализе подобных слов нужно помнить, что некоторые из них являются глагольными формами ультрамгновенного вида, которые соотносятся с соответствующими инфинитива­ми и не являются звукопод­ражаниями: брык – брыкаться, толк – толкать, прыг –, прыгать, тык – тыкать, скок – скакать, морг – моргать, хвать – хватать идр.

Вторую группу составляют слова, которые являются зву­коподражаниями и не относятся к глаголам ультрамгно­венного вида: бам, бом, динь и др. В этом случае длительность звучания может быть обозначена удлинением (повторением) глас­ных или конечных согласных (бам-м, бом-м) или повторе­нием всего звукового комплекса (бам-бам, бом-бом, динь-динь).

Третью группу составляют слова, синкретичные по своей природе: объединяющие как признаки ультрамгновенных глаголов, так и признаки звукоподражаний: бах, тресь, хрусть, дзинъ и др. Они могут одновременно соотноситься с инфинитивами (бахать, трещать, хрустеть, дзинькать и т.д.) и с помощью повтора изображать длительность зву­ка (бах-бах! трресь! хр-р-усть! дзи-и-нь!).

2. Значение звукоподражаний. Особенностью значения звукоподражаний является их звуковая мотивированность. В любом языке есть группа звукоподражательных слов, имеющих постоянный фонемный состав, которому соответствует одно единственное значение, известное всем, говорящим на данном языке: мяу, гав, кря-кря, кукареку, хрю-хрю, ква-ква и нек. др. Такие слова фиксируются толковыми словарями. Однако в текстах художественных произведений можно встретить индивидуально-авторские образования, значение которых понятно только в данном тексте. Например, у М. Булгакова в «Белой гвардии»: «В вагон-салоне с зашарканным суконным полом поминутно пели тихие нежные петушки, и телефонистки Франько и Гарась, не спавшие целую ночь, начинали дуреть. – Ти-у… пи-у…слухаю! еи-у… ти-у...» или «И вот в полдень с Печерска завел музыку веселый пулемет…Позвольте, это уж совсем близко!... В чем дело? Прохожие останавливались и начинали нюхать воздух. И кой-где на тротуарах поредело.

Кто? Что?

– Арррррррррррррррррррр-па-па-па-па-па! Па! Па! Па! ррррррррррррррррррррррррррр!!

– Кто?

– Як кто? Шо ж вы, добродию, не знаете? Це полковник Болботун.

Да-с, вот тебе и взбунтовался против Петлюры».

При определении разряда звукоподражаний по значению следует указать, какие именно звуки имитирует слово: из­даваемые людьми, или животными, или производимые предметами неживой природы.

В детской речи некоторые звукоподражания являются наименованиями предметов или действий, например: Тик-так упали. Где мяу? Это хрю-хрю.

3. Грамматические особенности звукоподражаний. Звукоподражания по структуре и своим морфоло­гическим свойствам морфологически нечле­нимы и не имеют форм словоизменения. Звукоподражания создаются непосредствен­но из звуков и их сочетаний, не образующих при этом морфем. В звуко­подражания не переходят ни знаменательные, ни служеб­ные части речи.

Звукоподражания обладают свойствами фонетического варьирования слова: гласные и согласные звуки, слоги, а также все слово могут повторяться. Например, звукоподра­жание Бом! может иметь следующие фонетические и соот­ветственно орфографические варианты: Бом-м! Бо-о-м! Бом-бом! Бом-м-бом-м! Бо-о-м-м! и т.д. Повторения служат средством отражения длительности звучания: Бо-м, бо-ом, бо-о-ом... вразнобой забили на колокольне... (В. Шукшин).

Звукоподражания, как и междометия, не имеют номинативной функции, но, в отличие от междометий, они не выражают эмоций и поэтому не оказывают влияния на эмоциональность предложения, к которому относятся по смыслу.

Звукоподражания выполняют в тексте следующие функ­ции:

1) являются самостоятельными высказываниями и могут быть опущены без ущерба для содержания текста: Бац-бац! Раз­дались выстрелы (Л. Толстой); Летают уездные мухи – джж, джж! (М. Горький);

2) принимает участие в образовании предложения с прямой речью, выступая в качестве аналога прямой речи: Так-так, так-так! торопливо стучали над головой ходики (К. Паустовский);

3) используются в функции членов предложения, приобретая, как и междометия, номинативное значение, которые мо­гут быть заменены знаменательными словами. В некото­рых случаях у них появляются и признаки рода, числа (иногда – падежное значение), т.е. они субстантивируют­ся или вербализируются. Но при этом сохраняется образ­ность, создаваемая звукоподражанием: Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и ... апчхи!!! чихнул (М. Горький); Трах, max! max! [что-то грохочущее] пронес­лось над его головой, упало под воз и разорвалось (А. Че­хов).

Звукоподражания при их субстантивации или верба­лизации обозначают предметы или действия и сохраняют образность, создаваемую имитацией звуков: Но вот от­праздновали «золотую» стыковку, утих гром оркестров, и БАМ на несколько лет вступил в полупериод забвения. После многих лет назойливого громыхания: Бам! Бам!наступило некое настороженное затишье (из газет). В первом употреблении слово БАМ — обычное имя сущест­вительное (аббревиатура); во втором употреблении по­вторяющееся Бам! Бам! представляет собой соединение звукоподражания, на что указывает контекст (звук назой­ливого громыхания) и название стройки (имя существи­тельное) – БАМ, которое может быть определено как вос­клицательное номинативное предложение. Поэтому при анализе в таких случаях следует говорить о синкретичности слов, совмещающих свойства и знаменательных слов, и звукоподражаний.

Звукоподражания являются продуктивной базой для образования глагольных слов исключительно суффиксальным способом. Причем, этот способ известен всем языкам мира. Вот почему одной из теорий происхождения языка является звукоподражательная.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 913; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты