Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Что значит помощь другому человеку? Очень часто она больше похожа на попытку изменить его, чем на ува­жение и безоговорочную любовь. Не могли бы вы расска­зать об этом?




Между попыткой изменить другого и помощью суще­ствует огромная и существенная разница. Когда вы по­могаете кому-либо, вы помогаете ему быть собой; пыта­ясь его изменить, вы стараетесь преобразовать его в соответствии с вашей идеей. Пытаясь изменить кого-либо, вы стараетесь сделать из него точную копию себя. Вас не интересует сам человек; у вас есть определенная идея, некий идеал, и вы пытаетесь изменить человека со­гласно этому идеалу. Идеал гораздо важнее, реальный человек совсем ничего не значит.

На самом деле попытка изменить другого в соответст­вии с неким идеалом — насилие. Это агрессия, разруше­ние. Это не любовь и не сострадание. Сострадание всег­да позволяет человеку быть самим собой. В сострадании нет идеологии, сострадание — это просто атмосфера. Оно не задает вам какого-то направления, оно дает вам лишь энергию. И вы двигаетесь сами. Ваше семя должно прорасти в соответствии со своей собственной приро­дой. Никто вам ничего не навязывает.

Когда я говорю: «Идите и помогайте другим», я имею в виду помощь им в том, чтобы становиться самими со­бой. Когда я говорю, что в мире отсутствует религиоз­ность из-за огромного количества проповедников, я имею в виду, что они пытаются изменить, переделать, трансформировать других в соответствии со своей идео­логией. Идея не должна быть важнее человека. Даже все человечество не важнее одного человека. Человечест­во — это идея; один человек — реальность.

Забудьте о человечестве, помните о человеке — ре­альном, конкретном, живом, из плоти и крови. Очень легко пожертвовать че­ловеком ради человечества. Легко пожертво­вать человеком ради ислама, христианства, индуизма; легко пожер­твовать им ради идей Христа и Будды. Помо­гайте, но не жертвуйте ими. Кто вы такие, чтобы приносить кого бы то ни было в жертву? Каждый индивид — самоцель. Не используйте его как средство.

Вот в чем значение слов Христа: «Суббота для челове­ка, а не человек для субботы». Все делается ради челове­ка; человек — наивысшая ценность. Даже идея Бога су­ществует для человека, а не человек — для идеи Бога. Жертвуйте всем ради человека и не жертвуйте челове­ком ради чего бы то ни было. В этом состоит помощь.

Если вы начинаете жертвовать человеком, это не по­мощь. Вы разрушаете и калечите его. Вы совершаете на­силие, вы — преступник. Таким образом, все ваши так называемые религиозные наставники, которые пытают­ся изменить других, — преступники. Вы можете только любить, помогать и бескорыстно давать.

Делитесь своим бытием, но пусть другие движутся в соответствии со своей судьбой. Их судьба неизвестна; никто не знает, что произойдет с цветком. Не навязы­вайте шаблона, иначе цветок погибнет. И помните, что каждая индивидуальность уникальна. Подобной никогда не было прежде и никогда не будет впредь. Существова­ние никогда не повторяется. Оно постоянно изобретает новое.

Если вы попробуете сделать человека похожим на Иисуса, вы его разрушите. Иисуса нельзя повторить. И в этом нет никакой надобности! Он один прекрасен, копии скучны. Не пытайтесь сделать из человека Будду. Пусть он будет самим собой, пусть проявится его внутренний будда. Ни вы, ни он сам, никто не знаете, что он несет в се­бе. Только будущее покажет. Не только вы, но и он сам удивится, когда распустится его цветок. Каждый несет в себе цветок безграничных возможностей и силы.

Помогайте, делитесь энергией, любите. Принимайте других и давайте им понять, что вы им рады. Не вызы­вайте в них чувства вины, не внушайте им мысль, что они заслуживают осуждения. Попытка изменить других вызывает в них чувство вины, а чувство вины — это яд.

Когда вам говорят: «Будьте как Иисус!» — вас отри­цают как таковых. Каждый раз, когда вас призывают стать похожими на кого-либо, вас самих не принимают Вам не рады, вы — незваный гость. Пока вы не станете кем-то еще, вас не полюбят. Что это за любовь, если она разрушает вас и возникает только тогда, когда вы стано­витесь фальшивыми и ненастоящими?

Чтобы сохранить свою истинную сущность, вы може­те быть только самими собой. Все остальное будет фаль­шью, масками, личностями, но не вашей сущностью. Вы можете украсить себя личностью Будды, но она никогда не коснется вашего сердца. Она никогда не срастется и не сольется с вами. Она будет сущест­вовать лишь как внеш­ний облик. Как лицо, но не ваше лицо.

Поэтому, если кто-то го­ворит вам: «Я буду любить тебя, если ты станешь похо­жим на Будду или на Христа...» — он вас не любит. Воз­можно, он любит Христа, но вас он — ненавидит. И его любовь к Христу, возможно, тоже неглубока, потому что, если бы он по-настоящему любил Христа, он бы по­нимал абсолютную уникальность каждого человека.

Любовь — это глубокое понимание. Если вы полюбили хотя бы одного человека, в вас появилось новое качество видения. Теперь вы видите ясно. Если вы полюбили Хри­ста, тогда, кто бы к вам ни пришел, вы увидите истинную сущность этого конкретного человека, его возможностей здесь и сейчас. И вы полюбите этого человека, вы помо­жете ему стать тем, кем ему суждено быть. Вы не будете ждать от него ничего другого. Всякое ожидание — это осуждение, всякое ожидание — это отрицание, всякое ожидание — это неприятие. Вы просто будете дарить ему свою любовь, не требуя взамен наград и не ожидая ника­кого результата. Вы будете помогать, не думая о будущем.

Когда любовь течет без будущего, это потрясающая энергия. Когда любовь течет без мотивации, она помогает и в этой помощи ей нет равных. Как только вы чувствуете, что хотя бы один человек принимает вас такими, какие вы есть, вы начинаете ощущать себя центрированными. Вы желанны в этой жизни. По крайней мере один человек безоговорочно принимает вас. Это дает вам основу, цент­рированность; это дает вам чувство, что вы — дома. Когда вы далеко от себя, вы далеко от существования, от своего дома. Расстояние между вами и вашей сущностью — это расстояние между вами и домом. Поэтому тот, кто гово­рит: «Станьте тем-то или тем-то», выталкивает вас из ва­шего дома. Вы станете фальшивыми, вы будете носить ма­ски. У вас появится личность, характер и тысяча других вещей, но у вас не будет души, не будет сущности. Вы бу­дете не осознанием, а обманом, псевдофеноменом.

Итак, когда я говорю: «Помогайте», я имею в виду, что вы должны научиться создавать вокруг себя особую ат­мосферу. Куда бы вы ни шли, приносите с собой атмо­сферу любви и сострадания и помогайте другим стано­виться самими собой.

Это самое сложное в мире — помогать другому быть самим собой, — потому что это идет вразрез с вашим эго. Вашему эго было бы угодно делать из людей подражате­лей. Вы бы хотели, чтобы все подражали вам; вы бы хо­тели стать образцом для всех остальных. Тогда ваше эго было бы довольно. Вы бы смогли воображать себя при­мером, достойным подражания. Вы стали бы истинным центром, а все остальные — фальшивыми.

Итак, вашему эго не нравится идея бескорыстной по­мощи другим. Оно хочет изменить всех по своему образ­цу. Но кто вы такие, чтобы изменять кого бы то ни было? Не берите на себя такую ответственность. Это опасно — так рождаются адольфы гитлеры. Они берут на се­бя ответственность изме­нить весь мир в соответст­вии со своими идеалами.

На поверхности разни­ца между Махатмой Ганди и Адольфом Гитлером ве­лика. Но глубоко внутри между ними нет никакой разницы, потому что оба желают изменить мир в со­ответствии со своими идеалами. Один пользуется насиль­ственными методами, другой — ненасильственными, но и тот и другой желают изменить мир. Один использует ору­жие, другой — угрозу: «Я объявлю голодовку, если вы не последуете за мной». Один угрожает убить вас, другой угрожает убить себя, если его не послушают, но оба при­меняют силу. Оба создают ситуации, в которых вы вынуж­дены быть теми, кем вы никогда не хотели и не хотите быть. И тот и другой — политики. Ни Гитлер, ни Ганди не любят вас. Ганди говорит о любви, но сам не любит. Он не в состоянии любить, потому что сама идея — идеал того, кем вы должны быть, — препятствует любви.

Есть только один способ любить людей: любить их таки­ми, какие они есть. И в этом чудо: когда вы любите их таки­ми, какие они есть, они меняются. Но не в соответствии с ва­шими идеями, а в соответствии со своей природой. Когда вы любите их, они преображаются. Не искажаются, а преобра­жаются. Они обновляются и достигают новых высот бытия. Но это происходит в согласии с их бытием, с их природой.

Помогайте людям быть естественными, помогайте им быть свободными, помогайте им быть самими собой и никогда не пытайтесь принуждать их, оказывать на них давление и манипулировать ими. Это — методы эго. И на этом основана политика.

 

Когда забота о другом человеке становится вмеша­тельством в его жизнь?

Как только вступает в действие идеология, забота превращается во вмешательство. Любовь становится горькой, она превращается почти что в ненависть, а ва­ша защита — в тюрьму. Решающим фактором является идеология.

Например, если вы мать, вы должны заботиться о сво­ем ребенке. Ребенок нуждается в вас, без вас он не выжи­вет. Вы ему необходимы. Ему нужна еда, любовь и забо­та, — но ему не нужна ваша идеология. Ему не нужны ваши идеалы. Ему не нужно ваше христианство, индуизм, ислам или буддизм. Ему не нужны ваши священные писа­ния и ваша вера. Ему не нужны ваши представления о том, кем он должен быть. Просто избегайте идеологии, идеа­лов, целей и задач — и тогда забота прекрасна и безобид­на. В противном случае забота превращается в коварство.

Когда в вашей заботе нет идеологии, тогда у вас отсут­ствует и желание сделать из своего ребенка или христи­анина, или кого-то еще — коммуниста, фашиста, биз­несмена, доктора или инженера. У вас нет никаких замыслов по поводу своего ребенка. Вы говорите: «Я люблю тебя. Когда ты вырастешь, ты сделаешь свой выбор. Будь естественным. Кем бы ты ни был, я благо­словляю тебя, и, кем бы ты ни решил стать, с моей сторо­ны ты получишь признание и принятие». Это не значит, что я буду любить тебя только тогда, когда ты станешь президентом страны, и не буду любить, а буду стыдить­ся, если ты станешь простым плотником. Это не значит, что ты будешь желанен, только если получишь в универ­ситете золотую медаль, а если не получишь, то мне будет стыдно за тебя. Это не значит, что я назову тебя своим ребенком только при условии, что ты будешь хорошим, добродетельным и высоконравственным, а в противном случае я отрекусь от родства с тобой.

Как только у вас появляются какие-либо намерения, они отравляют отношения. Забота прекрасна, но, если за ней возникает какое-то намерение, она превращается в коварство. Тогда это — сделка с определенными услови­ями. Вся наша любовь коварна, отсюда все беды в этом мире, весь этот ад на земле. Это не значит, что нет забо­ты, — забота существует, но в ней слишком много ковар­ства. Мать проявляет заботу, отец, муж, жена, брат, сест­ра — все заботятся друг о друге, я не говорю, что никому ни до кого нет дела. Люди заботятся друг о друге изо всех сил, но наш мир все равно — сущий ад. В этом что-то не так — в корне не так.

Что в корне не так? В чем причина? Забота диктует свои условия: «Делай то! Будь тем-то!» Вы хоть раз любили ко­го-нибудь без каких-ли­бо условий? Вы хоть раз любили кого-нибудь та­ким, какой он есть? Бы­ло ли когда-нибудь так что вы не хотели сделать человека лучше, не хотели его изменить и принимали его целиком и полностью? Если да, то вы знаете, что такое забота. Забота приносит вам удовлетворение, а другому оказывает огромную помощь.

Помните, что если ваша забота свободна от корысти и амбиций, то человек, о котором вы заботитесь, будет лю­бить вас вечно. А если в вашей заботе присутствуют какие-то задние мысли, то он вам этого никогда не про­стит. Вот почему дети не способны простить своих родителей. Спросите психологов, психоаналитиков практически все их клиенты — это люди, о которых в детстве слишком сильно заботились их родители. Их за­бота была корыстной, холодной, расчетливой. Они хоте­ли, чтобы в детях воплотились их собственные амбиции.

Любовь должна быть бескорыстным подарком. Как только на ней появляется бирка со стоимостью, она пре­стает быть любовью.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты