Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


История реализации возможностей технологии телекоммуникации в образовании 4 страница




| предметная область, в той или иной мере реализуется тех-

j нология ее изучения, обеспечиваются условия для осу-

, ществления различных видов учебной деятельности.

ПС УН предназначается для использования в учебно- воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, в целях развития личнос­ти обучаемого, интенсификации процесса обучения.

Использование ПС УН ориентировано на достижение следующих задач: решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и (или) разрешения (проблемно-ори­ентированные ПС); осуществление некоторой деятельности с объектной средой (объектно-ориентированные ПС); осуществ­ление деятельности в некоторой предметной среде (предмет­но-ориентированные ПС). Современные ПС УН реализуются на базе технологии мультимедиа. В этой реализации их назы­вают по-разному: электронными средствами, изданиями учеб­ного или образовательного назначения [30].

Приведем типологию программных средств учебного на­значения по функциональному и методическому назначению, рассмотрим их типизацию по дидактическим целям и по фор­ме организации занятия. Использование каждой из типиза- ций обусловлено характером и направленностью решаемых при этом педагогических задач.

^ Программные средства по функциональному назначе­нию подразделяются следующим образом.Педагогические программные средства, организую­щие и поддерживающие учебный диалог пользователя с компьютером, предоставляющие учебную информацию и на­правляющие обучение с учетом индивидуальных возможнос­тей и предпочтений обучаемого.

85. Диагностические, тестовые программы, констати­рующие причины ошибочных действий обучаемого, оцени­вающие его знания, умения, навыки, устанавливающие уро­вень обученности или уровень интеллектуального развития.

86. Инструментальные программные средства, пред­назначенные для конструирования программных средств (систем) учебного назначения, для подготовки и генерации учебно-методических и организационных материалов, для со­здания разнообразных графических, музыкальных включе­ний, сервисных «надстроек» программы.

В свою очередь, инструментальные программные средства прикладного назначения подразделяются следующим обра­зом:

• инструментальные системы, которые предназначены для разработки автоматизированных средств или систем контролирующего, консультирующего, тренирующего назна­чения;

• авторские программные системы, предназначенные для создания, конструирования программных средств (систем) учебного назначения;

• системы компьютерного моделирования (демонстраци­онного или имитационного);

• программные среды со встроенными элементами техно­логии обучения (включают в себя предметную среду с элемен­тами педагогической технологии для ее изучения);

• инструментальные программные средства, которые обес­печивают осуществление операций по систематизации учеб­ной информации при использовании системы обработки дан­ных (например, информационно-поисковые системы, учебные базы данных);

• экспертные системы различного назначения, являющие­ся средством представления знаний, способные организовать диалог между пользователем и системой при решении той или иной учебной задачи.

• Предметно-ориентированные программные сре­ды, позволяющие осуществлять моделирование изучаемых объектов и явлений.


 

87. Программные средства, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности, инфор­мационной культуры, (текстовый редактор, электронные таблицы, графические и музыкальные редакторы).

88. Программные средства, предназначенные для ав­томатизации процесса обработки результатов учеб­ного эксперимента (для измерения, записи и визуализации информации о реально протекающих процессах и явлениях, полученной посредством датчиков, сопрягаемых с компьюте­ром).

89. Программные средства, управляющие действия­ми реальных объектов, устройств, роботов, лабораторных стендов.

90. Учебные среды программирования, предназначен­ные для начального обучения навыкам программирования.

91. Программные средства, предназначенные для ав­томатизации процесса информационно-методического обеспечения и ведения делопроизводства в учебном заведе­нии.

92. Сервисные программные средства, обеспечиваю­щие комфортность работы пользователя (автоматизация про­цессов контроля результатов обучения, генерации и рассылки организационно-методических материалов, организации и уп­равления ходом занятия).

93. Игровые программные средства развивающего и досугового назначения.

If Программные средства по методическому назначению делятся следующим образом:

1. обучающие программные средства — сообщают сумму знаний, формируют умения, навыки учебной или практиче­ской деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвое­ния;

2. программные средства-тренажеры, предназначенные для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала;

3. программы для контроля (самоконтроля) уровня овладе­ния учебным материалом;

4. информационно-поисковые программные системы, ин­формационно-справочные программные средства, обеспечи­вающие поиск, выборку по определенным признакам учебной информации, формирующие умения и навыки по системати­зации информации;

5. имитационные программные средства, представляю­щие определенный аспект реальности для изучения его струк­турных или функциональных характеристик;

6. моделирующие программные средства, позволяющие моделировать объекты, явления, процессы с целью их иссле­дования и изучения;

7. демонстрационные программные средства, позволяю­щие визуализировать изучаемые объекты, явления, процес­сы, обеспечивающие наглядное представление учебного мате­риала;

8. программы для автоматизации различных вычислений и расчетов;

9. программные средства для досуга, развивающие па­мять, реакцию, внимание и т. д.

Й Иногда между приведенными выше типами программных средств учебного назначения нельзя провести четкой грани­цы. Так, например, все программные средства реализуют (хотя и в различной степени) функции обучения. Следует отметить, что наибольший дидактический эффект от их при­менения достигается при комплексном использовании воз­можностей средств информационных и коммуникационных технологий на различных видах занятий, в следующих видах учебной деятельности: информационно-поисковая, экспе­риментально-исследовательская, деятельность по обработке информации, деятельность по представлению и извлечению знаний и т. д.

В настоящее время одним из наиболее распространенных на практике видов электронных изданий учебного (образова­тельного) назначения является так называемый электрон­ный учебник.

Электронный учебник — это информационная система (программная реализация) комплексного назначения, обеспе­чивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей ИКТ (гл. I, § 3) во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения:

• постановка познавательной задачи с использованием аудиовизуальных средств технологий мультимедиа, гиперме­диа;

• предъявление содержания учебного материала, реали­зующее возможности технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа;


7*

94. организация учебной деятельности по выполнению от­дельных заданий при реализации интерактивности, компью­терной визуализации;

95. автоматизация контроля деятельности учащихся с диаг­ностикой ошибок и коррекцией действий пользователя;

96. подготовка к дальнейшей учебной деятельности (автома­тизация предъявления учебного материала, задание ориенти­ров для самообразования, дополнительного образования).

Электронный учебник, обеспечивая непрерывность и пол­ноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-по­исковую деятельность, математическое и имитационное моде­лирование с компьютерной визуализацией и сервисные функ­ции при условии осуществления интерактивной обратной свя­зи.

Особая значимость рассмотрения вопросов, связанных с разработкой и использованием в процессе обучения такого ви­да ЭСОН, как электронные учебники, обусловлена тенденцией все более широкого их использования в школе. Применение электронных учебников в реальном учебном процессе позво­ляет педагогу реализовать на практике такие методические цели, как индивидуализация, дифференциация, визуализа­ция, самоконтроль и др. Сферой специального применения электронных учебников является технология дистанционного обучения, которое ниже мы рассмотрим подробно.

При рассмотрении вопросов создания и использования в образовательном процессе такого вида ЭСОН, как электрон­ный учебник следует иметь в виду, что электронный учебник в данном случае представляет собой собирательное понятие, являющееся электронным аналогом таких реальных печат­ных учебных изданий, как собственно учебник, учебное посо­бие, учебно-методическое пособие и т. д., но реализующим ди­дактические возможности ИКТ (гл. I, § 3). С точки зрения раз­работки ЭСОН такие виды электронных учебных изданий, как электронный учебник, электронное учебное пособие или электронные методические рекомендации, должны соответст­вовать общим требованиям к ЭСОН такого вида и содержать типовые содержательные и структурные компоненты.

В структуре электронного учебника могут быть выделены различные компоненты, например: оглавление, справочная система, список информационных источников. Однако основ­ными являются два компонента: содержание учебного мате­риала и система управления обучением, включающая конт­роль образовательных достижений. Элементы содержания учебного материала могут быть представлены различным об­разом: текст, графика, анимация, звук, видео, картинки и т. д. Наличие системы контроля образовательных достиже­ний, которая может реализовываться на различных этапах ос- ноения содержания обучения, и возможность управления обу­чением на основе результатов такого контроля показывает принципиальное отличие электронного учебника от электрон­ного текста, который может быть создан с использованием различных программных систем, например текстового про­цессора Word. Несмотря на возможность использования в тексте, созданном с использованием современных текстовых процессоров, различных технологических усовершенствова­ний (гиперпереходов, закладок, включения в текст графиче­ских объектов и т. д.), такой текст не может быть отнесен к классу учебников, поскольку не реализует в полной мере тре­бования к учебнику и технологии обучения.

1/1/еЬ-приложения образовательного назначения

В середине 90-х гг. расширение возможностей информаци­онного взаимодействия в условиях Интернета определяется появлением ЖеЬ-технологии. Web-технология — это техно­логия, интегрирующая и унифицирующая решение задач в области сетевых баз данных, задач на уровне клиента, сервера и мультимедийных задач. Это стало возможным как в силу независимости постановки и решения вышеозначенных задач от типа платформ, так и наличия общих протоколов и единого интерфейса. Эта технология позволила выйти на новый каче­ственный уровень корпоративным системам, что определило в настоящее время интенсивное развитие телекоммуникацион­ных технологий.

Одной из важных особенностей Wefo-технологии является возможность реализации технологий гипертекст и гиперме­диа. Напомним, что гипертекст (гипертекстовый документ) содержит ссылки на другие документы, позволяя переходить к ним в произвольно выбранной последовательности. Анало­гично гипермедиа — документ, который, помимо текста, со­держит графику, звуковое сопровождение, неподвижные кар­тинки, видеофрагменты, и позволяет осуществить переход, используя не только элементы текста, но и изображения.

Эти возможности позволили создать и практически реали­зовать большое количество различных дистанционных обра­зовательных курсов. В некоторых из них предполагается дис­танционная работа с интерактивными мультимедийными приложениями. Следовательно, появляются новые возмож­ности активного информационного взаимодействия в среде Интернета: просмотр текста, графики, видео­клипов, в том числе со звуковым сопровождением, по­лучение ответов на свои запросы, просмотр катало­гов и пр. Эти возможности создают предпосылки для прак­тической реализации интерактивного информационного взаимодействия пользователя с источником информационно­го ресурса и, кроме того, порождают у педагогов потребность в использовании средств, позволяющих создавать авторские программы и размещать их в локальных или глобальной се­тях.

Все усиливающееся проникновение глобальной компью­терной сети Интернет во все сферы общественной жизни, в том числе и в систему образования, требует рассмотре­ния вопросов, связанных с разработкой и использованием ЭСОН, реализованных в виде приложений в сетях (Же&-сай- ты, И^еЬ-страницы различного функционального назначения и т. д.). С развитием технологий дистанционного обучения все большее число учебных курсов становятся доступны­ми обучаемым непосредственно при работе в Интернете. При этом важно отметить, что все ресурсы образовательно­го назначения, создаваемые как ЖеЬ-приложения, долж­ны удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к ЭСОН.

Простейшим способом подготовки документа для пред­ставления в Интернет является запись файла, подготов­ленного, например, в текстовом процессоре Word, в формате HTML. Получили широкое распространение специализи­рованные программные системы для создания Же&-страниц, позволяющие использовать на Же&-странице звук, делать их динамическими и оформлять с использованием различных стилей СDream Weaver, Macromedia Generator и др.). Также разработаны и используются многочисленные инст­рументальные программные системы, предназначенные для автоматизации разработки программных средств, имею­щих в том числе и средства создания Же& приложений (более подробно об этом можно будет прочитать ниже).

ПРИМЕР

Приведем описание программного продукта «Smash» («Авария»), созданного фирмой Actis[5] (Великобритания). Программный продукт реализован на CD и содержит ссылки на сайт разработчиков программы в Интернете.

Занятие с использованием программы «Smash» предпо­лагает расследование причин и виновников автомобильной аварии. Следователями выступают сами ученики, учителю отводится роль организатора и помощника. Данный програм­мный продукт рассчитан на младших школьников, детей 8—10 лет.

В методических указаниях к программе учителю рекомен­дуется всю работу на занятии разделить на три части.

97. я часть — предварительная деятельность. Ученикам предлагается немного поиграть. Эта игра поможет ученикам проверить свои способности детектива и умение делать догад­ки. Учитель просит принести или приносит сам разнообраз­ные вырезки статей из газет. После этого вырезаются только заголовки и показываются ученикам, а они должны по заго­ловку догадаться о содержании статьи. Желательно подби­рать такие заголовки, в названиях которых встречаются омо­нимы, что делает задачу угадывания более сложной. Напри­мер, можно использовать статью о безбилетных пассажирах с таким названием «Число зайцев продолжает уменьшаться». Команда, правильно отгадавшая содержание статьи по заго­ловку, получает призовые баллы.

В этот этап также входит объяснение хода игры, раздается весь необходимый материал, ставится конечная цель игры.

98. я часть — деятельность. На этом этапе занятия ученики получают из Интернета и анализируют разнообразную инфор­мацию, связанную с аварией: задания шефа полиции, свиде­тельства очевидцев. Ученики записывают все необходимые данные в специальные бланки, которые раздаются учителем перед началом игры. Кроме бланков дети могут использовать карту города и фигурки людей, так или иначе связанных с данным происшествием.

99. я часть — результаты. Ученики после детального анали­за всей полученной информации предоставляют рапорт шефу полиции, называют виновника или виновников аварии, дают свои рекомендации по избежанию подобных автомобильных аварий.

Методические указания для учителя, составленные авто­рами и разработчиками программного продукта, включают в себя: подробный план урока; сценарий происшествия; ком­ментарий к сценарию; карту города, фигурки очевидцев и участников происшествия; инструкцию к ходу ведения заня­тия; бланки для учеников; заполненные образцы бланков; интернет-пароли для учителя и учеников.

Организация работы учеников с этим программным про­дуктом на уроке состоит в следующем.

Ученики разбиваются на группы и располагаются вокруг компьютеров. В этот момент к ним на экран начинают посту­пать различные сообщения, которые присылаются в виде электронных писем и звуковых файлов с голосами очевидцев происшествия в режиме реального времени. Сначала шеф по­лиции одного маленького городка Англии сообщает о дорож­ной аварии, которая произошла в этом же городе и дает за­дание ученикам найти виновного в этой аварии. После этого информация, в виде интервью с очевидцами, через определен­ные промежутки времени поступает из глобальной сети Ин­тернет. Эти данные не связаны между собой, иногда запутаны. Поэтому главная задача учеников — тщательно проанализи­ровать все полученные сведения, отбросить ненужные данные и описать в деталях происшествие. В конце занятия ученики должны написать рапорт, в котором содержится описание ава­рии, ее виновники, а также рекомендации для дальнейшего избежания подобных аварий на дорогах.

Необходимое программно-техническое обеспече­ние занятияДля организации работы с данным программным продук­том необходим хотя бы один компьютер, подключенный к глобальной сети Интернет и оснащенный принтером (для рас­печатки поступающих сообщений), а также звуковой картой и колонками (для поступающей звуковой информации). На­илучший вариант, если в классе, где проходит занятие, есть несколько компьютеров, тогда ученики могут читать посту­пающую информацию прямо с экрана монитора.После того как задание было получено, ученики класса разбиваются на группы. Очень важно отметить, что в составе одной группы должно быть не более четырех человек, чтобы каждый смог проявить свои способности, знания и уменияследует добавить, что этот программный продукт уни­версален и он может использоваться как в одном, так и в не­скольких классах.Время, необходимое для работы с данным про­граммным продуктом

Учитель сам может регулировать интервалы, через кото­рые будет поступать информация из глобальной сети Интер­нет, но в среднем продукт рассчитан на два урока по 40 минут каждый. Задание

Обсудите достоинства и недостатки данного про­граммного продукта.

100. Все ли ученики задействованы в активной работе на за­нятии?

101. Как на занятии выполняются такие педагогические за­дачи, как умение работать в коллективе, умение слушать дру­гих, умение анализировать данные, умение обобщать, а также умение делать выводы?

102. Если игра основывается на жизненной ситуации, есть ли у учителя необходимость создавать дополнительную моти­вацию?

103. За счет каких методических приемов реализуется прин­цип интерактивности обучения?

104. Как графические возможности данного программного продукта влияют на восприятие информации учеником?

Базы данных и базы знаний учебного назначения

Сегодня в системе образования все шире используются та­кие понятия, как базы и банки данных, базы знаний. Рас­смотрим эти понятия более подробно.

База данных (БД) — поименованная, целостная совокуп- ! ность данных, которая отображает состояние объектов и их отношений в данной предметной области. БД обеспечи­вает использование одних и тех же данных в различных приложениях, допускает решение задач планирования, проектирования, исследования, управления [30]. Банк данных (БнД) — это совокупность всех массивов ин­формации длительного хранения, как правило, организо- i ванных в библиотеки данных, а также программно-техни- j ческих средств, обеспечивающих ее накопление, обновле- 1 ние, корректировку и использование [30].

Функционирование БД обеспечивается системой управ­ления базами данных {СУБД). Базой данных иногда на­зывают организованный набор фактов из какой-либо предмет-

ной области, информацию, упорядоченную в виде набора элементов записей одинаковой структуры. Для обработки записей используются специальные программы, позволяю­щие их упорядочить, делать выборки по указанному правилу (правилам).

Базы данных предназначены для хранения различной ин­формации: текстовой, графической, справочной, методиче­ской, статистической и т. д. Информация, хранящаяся в базах данных, может быть связана между собой; например, список обучаемых, результаты контроля знаний по разным темам и предметам, посещаемость занятий, сравнительные диаграм­мы задолженностей обучаемых по различным дисциплинам, информация об имеющейся на кафедрах методической доку­ментации и т. д. База данных обеспечивает использование од­них и тех же данных в различных приложениях (например, приложениях MS Office), допускает решение задач планиро­вания, проектирования, исследования, управления. Базой данных еще называют информацию и программы ее обработ­ки. Для обработки записей в базах данных используются спе­циальные программы, позволяющие их упорядочить, делать выборки по указанному правилу (правилам). В процессе функционирования баз данных для систематизации, хране­ния и представления информации используются специальные сервисные программные средства. Базы данных могут исполь­зоваться в целях оперативного управления учебным заведе­нием, для самостоятельной работы всех участников учебного процесса с разнообразной информацией, для контроля и ана­лиза данных о ходе учебного процесса. Зачастую база данных является составляющей более сложной системы: базы знаний, экспертной обучающей системы, системы искусственного ин­теллекта [22].

База знаний (БЗ) — организованная совокупность знаний, < представленная в форме, которая допускает автоматиче- I ское или автоматизированное использование этих знаний j на основе реализации возможностей информационных тех- i нологий [30].

Базой знаний иногда называют совокупность системати­зированных основополагающих сведений, относящихся к определенной области знания, хранящихся в памяти ЭВМ, объем которых необходим и достаточен для решения заданно­го круга теоретических или практических задач. База зна­ний учебного назначения — это информационная система, содержащая модель конкретной предметной области (опреде­ленный объем учебной информации по данной дисциплине), а также данные о формируемых умениях обучаемого и способах использования этих умений. В системе управления БЗ ис­пользуются методы искусственного интеллекта, специальные языки описания знаний, интеллектуальный интерфейс. База знаний содержит не только конкретные факты, но и описание общих закономерностей (например, предметной области). Ба­за знаний используется в приложениях искусственного ин­теллекта для решения задач в определенной области [23].

База знаний может включать в себя справочные пособия и энциклопедии, содержащие разного рода информацию (текст, графики, иллюстрации, анимационные ролики). Входящая в базу знаний информация может быть представлена в разном виде: просто текст, гипертекст и т. п. Текст может содержать активные окна, которые позволяют пользователю продвигать­ся в глубь экрана, перемещаться по произвольной траектории из одного раздела в другой, концентрируя свое внимание на нужной информации, осуществлять произвольный выбор по­следовательности ознакомления с информацией. База знаний содержит специальную подсистему, позволяющую контроли­ровать процесс обучения и управлять им. По своим возмож­ностям базы знаний представляют собой упрощенный вариант экспертной обучающей системы или ее часть.

Экспертные обучающие системы

Экспертные системы (ЭС) — класс систем искусственного интеллекта, предназначенных для получения, накопления, корректировки знания, предоставляемого экспертами из неко­торой предметной области для получения нового знания, позво­ляющего решать определенные задачи, относящиеся к классу неформализованных, слабоструктурированных, объясняя ход их решения. ЭС ориентированы на использование неформали- зуемых знаний, например, в таких областях, как медицина, геология, фармакология, образование и т. п. Оболочка ЭС — универсальная часть экспертной системы, содержащая только механизмы рассуждений и «оболочку» базы знаний, которую пользователи заполняют информацией из своей конкретной области. Технологически экспертная система — пакет программ, способный с помощью методов искусственного интеллекта анализировать факты, представляемые пользо­вателем, исследовать ситуацию, процесс (например, поставить диагноз или дать рекомендации). Экспертная система включа-

ет в себя базу знаний и «машину» логического вывода. База знаний содержит эмпирические правила, наблюдения и опи­сания прецедентов, полученные путем опроса экспертов.

Экспертные обучающие системы являются частным случаем интеллектуальных обучающих систем. В процессе функционирования экспертные обучающие системы способны имитировать работу человека — эксперта в данной предмет­ной области.

i Экспертная обучающая система (ЭОС) является средством | представления знаний, организует диалог пользователя с I системой, обеспечивает: пояснение стратегии и тактики . решения задач изучаемой предметной области; контроль

уровня знаний, умений и навыков с диагностикой ошибок

по результатам обучения и оценкой достоверности контро- ! ля; автоматизацию процесса управления самой системой в S целом [30].

Практическая реализация экспертных обучающих систем предполагает, что они состоят из трех подсистем: базы, зна­ний учебного назначения, содержащей знания эксперта в данной предметной области; системы поиска необходимой информации в базе знаний: пользовательского интерфей­са, обеспечивающего обмен информацией между пользовате­лем и системой.

Экспертные обучающие системы можно использовать для подачи учебного материала, экспертного сопровождения ре­шения задач на уровне репетитора; для контроля знаний, уме­ний, навыков; для автоматизации процесса управления учеб­ной деятельностью.

В экспертных обучающих системах используются возмож­ности систем искусственного интеллекта в целях диагностики уровня усвоения учебного материала. На этапе создания систе­мы формируется модель обучаемого, затем в процессе функци­онирования системы знания обучаемых диагностируются на ос­нове знаний экспертов в данной предметной области. В процес­се работы обучаемого с системой фиксируются ошибки и затруднения в ответах. В память ЭОС заносятся данные о зна­ниях, навыках, ошибках, индивидуальных особенностях каждого обучаемого. Система проводит анализ результатов учебной деятельности каждого обучаемого, группы или не­скольких групп, выявляет наиболее часто встречаемые за­труднения и ошибки. Система дает рекомендации обучаемым и обобщенные данные педагогам. Это позволяет оптимизиро- иать процесс организации и управления учебной деятельно­стью обучаемых. Полученные в ходе занятия данные позволят педагогам выявить те разделы, которые обучаемые усвоили слабо, обратить особое внимание на плохо усвоенный матери­ал, при необходимости провести корректировку методик, учебных планов и программ.

Экспертные обучающие системы позволяют сопровождать решение задач на уровне репетитора. В процессе решения обу­чаемым задач система осуществляет пошаговый контроль правильности написания формул и хода решения задачи. Предусматривается интерактивный режим работы обучаемого с системой. Обучаемый выбирает самостоятельно темп работы с системой и траекторию обучения.

Слабым звеном экспертных обучающих систем и других систем такого типа является практическая реализация идей личностно-ориентированного обучения, и прежде всего диффе­ренциации обучения, основанной на выборе индивидуальных обучающих воздействий. Дифференциация обучения предпола­гает разделение учебных вопросов, задач, заданий по степени сложности, разделение обучаемых по уровням подготовки (низ­кий, средний, высокий) или по уровням усвоения материала (узнавание, алгоритмический, эвристический, творческий). Пе­дагогический эффект от использования ЭОС определяется опы­том эксперта или группы экспертов, чьи обобщенные знания и опыт положены в основу работы системы. Эффективность орга­низации и управления системы во многом определяется техни­ческими возможностями средств ИКТ, используемых в учебном процессе, и качеством конкретного программного обеспечения.

Внедрение экспертных обучающих систем в учеб­ный процесс должно способствовать дифференциации и индивидуализации обучения, развитию творческой, познавательной активности и самостоятельности обучаемых [23].

Реализация отдельных возможностей ЭОС осуществляется в базах данных, базах знаний, экспертных системах учебного назначения.

Интеллектуальные обучающие системы

Под интеллектуальной обучающей системой (ЭОС) будем по­нимать комплекс организационно-методического, информацион­ного, технологического и программного обеспечения, реализую­щего дидактические возможности средств ИКТ (гл. I, § 3).

Одной из актуальных задач, решаемых интеллектуальной обучающей системой, является рациональное использование информации о знаниях, умениях, возможностях обучаемого. Система должна обеспечить такое взаимодействие в схеме ученик — информационная система — учитель, чтобы педагог всегда имел возможность получить аналитические данные об уровне сформированности у обучаемого каждой учебной операции. В данном случае возможна организация взаимодействия между пользователем и системой, основанная на особенностях обучаемого.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты