КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Смирение и мудрость – смиренномудрие
«Нищий я» Анна.Мы ещё не рассматривали то место из Писания, где говорится: не боритесь против зла, а если тебя ударят по одной щеке – подставь другую.
Христианин.Наши беседы – это экспромт. Сама что думаешь?
Анна.Думаю, что это совсем не так, чтобы позволить себя бить. Не хотелось бы так думать. Одна версия: со злом не надо бороться такими же методами, какие использует само зло, тьма.
Христианин.Нет, конечно, когда тебя бьют – нехорошо это. Я расскажу. Сразу надо понять, что заповеди Христа относятся к построению Царствия Божьего, то есть предварить его построение можно так. В первой главе Евангелия от Иоанна дается объяснение, что не все люди – дети Бога; лишь те, кто Истину понял, становятся его детьми. На Небе есть Царствие Божье, и там обитают те души, что живут в Истине. А потому те, кто здесь, на земле, Царствие Божье построить желает, должны стяжать Истину и отношения строить меж собой такие же, какие в Царствии Божьем есть. Люди должны быть как пальцы одной руки: то, что причиняет боль одному, причиняет и другому; то, что доставляет радость одному, должно радовать и другого. А потому в Царствии Божьем, если кто-то вдруг по безумству своему или глупости ударит тебя по одной щеке, то лучше подставь другую, чем будешь плодить рознь. Царствие Божье – это там, где нет розни, ссор и скандалов. Это не для всего мира, но лишь для тех, кто Царствие Божье строит. Часто бывает так, что люди, пытаясь построить идеальное общество, начинают с выяснения отношений и заканчивают ими, Царствия Божьего так и не построив. Поэтому в Царствии Божьем закон: лучше отруби себе руку, чем причини этой рукой боль собрату. Лучше подставь другую щеку, чем ответь тем же. Так и остальные проповеди – это про то, что внутри Царствия Божьего. Его не достигнешь, но, даже достигнув, лишишься, если заповедям этим следовать не будешь.
Антон.Но по отношению к внешнему миру все равно же это тоже применяется, не в буквальном смысле, естественно, это не есть непротивление злу насилием… Христианин.Если собрат тебя ударит по одной щеке – подставь другую, а если недруг будет бить тебя, то под это подставляться не надо. Вот об этом я говорю.
Антон.Понятно, но в духе не должно быть злости, агрессии.
Индра. Во время противостояния тоже можно быть без злости.
Христианин.Вопрос был конкретно об этой доктрине – подставь другую щеку. Тогда появляется другой вопрос: а как же вне Царствия Божьего относиться к людям, не имеющим туда вход? Конечно, можно противостоять, можно сражаться, но понимать, что мир состоит из сердец человеческих. Возможно, те, кого ты называешь своими родными, будут тебе противостоять, потому не нужно сражаться с ними, а сражайся с тем злом, которое они порождают.
София. Некоторые мудрые люди говорят, что эту доктрину используют в основном лентяи и непротивленцы, чтобы просто не вмешиваться туда, где опасно или трудно. Для самооправдания используют: мол, пусть тот, кого бьют хулиганы у меня на глазах, вторую щеку подставит, как Христос велел, а я пойду дальше, чтобы им не мешать… На самом деле, эта Доктрина для тех, кто мог бы ответить, кто силу имеет и смелость, но в смирении не станет этого делать, укрепляя и увеличивая тем самым силу духа своего. Эта Доктрина для тех, кто силен и осознанно не отвечает злом на зло, а не для тех, кто слаб и занимается самооправданием, укрепляясь в своей слабости.
Христианин.Это перекликается с доктриной о том, что защищать себя нельзя. Можно защищать собрата, можно защищать правое дело, можно защищать Истину, но не себя. Ты должен научиться жить без ссор. В атмосфере ссор святого не бывает. Внутри сообщества, которое строит Царствие Божье на земле, свои правила; а во внешнем мире – иное. Люди должны быть полны любвеобильной доброты, всепрощения и даже самозаклания – внутри сообщества, общины. И если все будут так друг к другу относиться (но не так, конечно, что постоянно один отдает, а другие постоянно забирают), это и будет Царствием Божьим.
Саша.Именно по поводу этой мысли читал, что в те времена фраза звучала вполне конкретно: когда тебя ударили по правой щеке, подставь левую.
Христианин.Да. Если бьют по правой щеке, правши бьют тыльной стороной ладони. А в те времена в Израиле считалось, что удар тыльной стороной ладони наиболее оскорбителен. Значит, не просто ударят, а ударят именно тыльной стороной, оскорбят тебя. Следовательно, речь идет не об ударе, а об оскорблении. Не о нападении физическом, а об оскорблении. Эта Доктрина – об усмирении себя. Конфуций сказал: «Лучник гнет лук, строитель каналов гнет каналы, а мудрый гнет самого себя». Потому, если оскорбляют тебя, умей смириться. Но это опять-таки внутри сообщества, в котором Царствие Небесное строится. Когда кто-то из внешнего мира нападает на тебя, то смиряться не всегда можно.
Христианин.Это тоже внутри Царствия Божьего, потому что очень трудно построить его и очень легко разрушить. Именно антагонизм, рознь убивают Царствие Божье, братские отношения. Это очень важно понимать. Потому если кого назвал братом, то лучше убей себя, чем будешь оскорблять его.
Христианин.Мудрый сказал: достигай смирения, если хочешь достичь мудрости, умножь смирение, увеличь его, если Мудрости ты достиг. Можно сказать, что смирение и Мудрость есть две стороны одной медали, и одно без другого не бывает. Мудрый смиренен, смиренный мудр, потому говорят о смиренномудрии. Смиренномудрый – это не тот, кто со всем смиряется, а тот, кто, чувствуя Мудрость, понимает суетность внешнего мира, и мир его больше не интересует. Глядя на то, что не тем люди живут, не к тому стремятся, он понимает главное: чем жить и к чему стремиться, и этим наполняет жизнь свою. Но это нужно видеть, а не просто произносить: «Да, суета сует, да, все тщетно, все глупо…» Надо понимать, что ценно, а что нет. И потому смирение – это есть нежелание суеты, глупости, каких-то глупых эмоций, которые захлестывают людей, это понимание непрестанной глубины и следование лишь Истине. Когда человек начинает ценить мир глубины, то Мудрость появляется в нем. Если же он ценит лишь суету, то Мудрость в нем не укоренится. Суета и Мудрость антагонистичны, поэтому и сказано, что «Свет Истины пришел в мир, и тьма его не объяла» - потому что Истина с не-Истиной не смешивается. Суета не может быть мудрой. Мудрость не может быть суетливой. Потому смирение, о котором мы говорим, есть нежелание суеты. Человек может остаться в мире, может продолжать заниматься работой, жить ради семьи, но суета больше не будет привлекать его. В нем всегда будет нечто глубокое, глубинное, и он будет, глядя на переживания близких ему людей, говорить: «И это пройдет…» И не потому, что ему не хочется этим заниматься, а потому, что он понимает, насколько мелочно это всё, насколько глупо погружаться в это. Так выглядит смирение.
Анна.Есть притча о том, что доброе сердце не даст злых плодов и, наоборот, что из злого сердца ничего доброго не исходит, а из доброго ничего злого не исходит.
Христианин.Важно понимать, что, когда человек не смиренен, он требует для себя. Требуя для себя, он далек от Царствия Божьего, сердце его нечисто. В нем есть зло – больше или меньше: может быть, маленькая крупинка, а может быть, огромная глыба. В том, кто живет для себя и требует для себя, нет смирения, чистоты. Тот же, кто понял, как это быть не для себя, ищет глубины. И он советует другим не суетиться («Остановитесь, подумайте!») не потому, что он эгоистичен и хочет чего-то для себя, а потому, что он отдал себя этому миру, в котором видит и действительность, и суетность. Он понимает, что и другие люди тоже могут прикоснуться к Великой Действительности, в которой он сам теперь живет и о которой думает. Он непрестанно погружен в этот Мир, изучает его и этой глубиной понимает святые Писания, и, фактически, он чадо Божье. Он в Истине, но он не желает Истины для себя. Не желая Истины для себя, не желая Царствия Божьего для себя, он смотрит на все вокруг и понимает, что нет ничего, что бы ему принадлежало: нет ничего такого, на что бы он сказал: «Вот – моё!», «Дайте мне!» Он понимает, что лучше отдать, чем взять; что лучше кому-то подарить свое внимание, чем требовать внимания от кого-то. О том же Христос сказал: «Блаженны отдающие более, чем получающие». Такой человек понимает, как это – жить не для себя, причем понимает не насильно – для него это естественно. Это смирение. Смирение – это не когда ты заставляешь себя проглотить обиду, а когда ты даже не обижаешься, потому что глубина, к которой ты уже принадлежишь, позволяет понимать: если нет тебя, разве можно обидеть того, кого нет? Вот об этом смирении я говорю. Это настоящее христианское смирение. Я так живу и стараюсь вам об этом рассказать, потому что другая жизнь к Богу не приводит. Царствие Божье не воцаряется среди людей, которые постоянно говорят: «Дайте мне, дайте для меня, обратите внимание на меня. Посмотрите, я вот это делаю». Они как дети земные, дети «человеков». Чада же Божьи – это те, кто, живя в глубине, дарит другим, ничего не требуя взамен.
Анна.Есть в Писании слова: «Благословенны чистые сердцем, потому что те бога узрят».
Христианин.Вот об этом мы говорим. Пока человек требует для себя, его сердце не чисто. Христос говорил об одном и том же разными словами, стараясь показать это по-разному, чтобы разные люди поняли. Кто-то поймет в одном сравнении, кто-то в другом, а в итоге, человек должен стать неэгоистичным. Но не через избавление от эгоизма, потому что это, в принципе, невозможно. Невозможно бороться с эгоизмом, если он есть: это то же самое, что тянуть себя за волосы из болота. Тот человек, который убегает, никогда не достигнет. Правильно догонять цель. Поэтому мы понимаем, что Истина, проникая в человека, рождает такую глубину, что увлекает его все больше и больше, и эгоизм сам отпадает, как осенние листья, когда они не нужны. Тот же человек, который смотрит на свой эгоизм, тем самым его питает. Он думает, что борется, но это иллюзия борьбы. Нет, лишь когда в человеке появилась глубина, то, глядя глазами этой глубины, глазами чистого сердца на все окружающее, он понимает тщетность, суетность и глупость жизни для себя и перестает жить так. Его сердце чисто. Но важно чувствовать в себе глубину Истины, важно не упускать её. Важно, ухватив её однажды и познакомившись с нею, ценить её, чтобы она не ушла. И тогда она будет менять вас. Мы говорим, что Истина входит в нас и Истина нас меняет. И нет других путей. Это и есть те самые «узкие врата». Пока ты чуешь Истину, ты идешь по этой тропе, когда ты перестал её чуять, ты с неё сошел. Потому и говорим: «Узки врата, ведущие в Царство Божье».
Анна.После этого разговора стали ясны слова Христа: «Благословенны те, кто слово Божье слушает и сохраняет».
Христианин.Теперь тебе стало ясно, зачем Истины достигать и как её нести. Всё истинное есть Царство Божье. Теперь ты понимаешь, когда чаша полна. Вот ты её набрала, вот эта глубина. И не хочется даже лишнего слова молвить, чтобы не пролить.
Астрид. У меня, похоже, как у Анны: вопросы были, но теперь в ходе разговора ответы получила.
Потому и говорил Христос: «Молитесь не всяко, но в Духе». Потому и говорил: приступать к Богопознанию нужно, Духа Святого чуявши. Не сухим умом, а после молитвы. Поэтому очищение перед познанием необходимо.
Анна.Были ещё такие слова: «Вы избранный народ, царственные посвященные, вы должны слагать ваши жизни как жертвы для построения Божьего Храма». Это тоже относится к будущему, к общине?
Христианин.К построению Царства Божьего. Просто те люди, которые называют себя священниками, монахами – из тех, кто посвящает себя Богу, уходя от жизни, – в первую очередь, должны достигать Царства Божьего, чтобы служить примером для других. Иного предназначения им нет. Можно сказать, что они существуют именно для того, чтобы, проводя свою жизнь в молениях о Боге, должны стать первыми в построении Царства Божьего – стать теми, на кого все остальные будут равняться.
Индра. Но вообще это не относится к ним как к народу?
Христианин.Это относится к тем людям, которые полагают свою жизнь для Бога.
Анна.Мы уже говорили, что грех означает промах, непопадание в цель. Но как тогда понять слова Иисуса, когда он Апостолам говорил:: в вашей власти есть прощать грехи на земле?
Христианин.Это очень интересная доктрина. Когда человек пытается Бога понять, но у него не получается, то он рождает всякие глупости. Там, где вместо Истины лукавство или невежество, место нечисто. И сердце Истины, лишенное Славы Небесной, не процветает, но, подобно чертополоху, зарастает негожим. То следствия грехов. И когда к человеку, Истиной наполненному, приходят такие люди, чертополохом полные, то в них есть малый луч, который сквозь все эти заросли пробиться не может. И раз сказано, что нет большей любви к людям, чем положить душу свою за други своя, то тот, ,кто Истины полон, беседуя с приходящими к нему, настолько просветляет их душу, что сжигает весь чертополох и освобождает место для луча Истины, который в души проникает и души воспламеняет. Приходя к Мудрому с сором земным, уходит человек Истиной напоенный, неся свою чашу. Мудрый, поделившись своей душой, дал к Богу прикоснуться. Они грешили, но он очистил.
Христианин.Власть проливать Истину, убивать чертополох, потому что не все это могут. Анна.Почему слово «простить»?
София. Потому что не осуждать.
Христианин.Один человек сказал: когда они все очистятся и придут ко мне чистыми, тогда я дам им Истину. Христос же говорил: «Принимайте всех, даже тех, кто с грехами. Прощайте им прежнюю жизнь».
София. Христос говорил: не здоровому нужен врач, а больному. Например, когда больной приходит к врачу, и врач видит, что болезнь – следствие неправильного образа жизни, он всё же не осуждает больного и лечит его без осуждения. Но обязательно скажет после о причине болезни и средствах профилактики ее в будущем.
Христианин.Христос был реформатором. И если до него лишь очистившиеся приходили к знающему, то он положил закон, что и не чистые могут приходить, и это есть прощение им их прежней грешной жизни и все равно напоение их. Но это не значит, что преступления, которые совершал человек перед Богом, будут прощены. За всё придет отмщение, потому что за всё надо платить. Именно касание к Истине стало возможным после Христа не только для чистых и праведных, но и для грешных и кающихся. Он положил своим Апостолам принимать всех. Это была реформа. До него такого не делали. Это и есть христианство – отдать себя за други своя.
Антон.Да и сами Апостолы не были изначально чистыми...
Христианин.Да, поэтому, когда Он принимал рыбаков и мытарей, налоги собирающих, все удивлялись. До этого учиться Мудрости простые люди не могли. Опять-таки эта была реформа Христа –– «всё для всех и всегда». Это Его слова.
***
|