Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Иллюстрация




П. Николаев . Обыватели

В 1853 г. в Москве значилось 27 золотопрядильных, мишурных и канительных фабрик. В их чис­ле фабрика «Вишнякова Петра Михайлова, по­четного гражданина, Якиманской части, 6 квар­тала, в собственном доме № 579. Число рабочего народа: прях 60. Сумма годового производства 166 000 рублей. Производятся: волока, шарфы и эполеты мишурные».

Довольно состоятельной по тогдашним меркам считалась купеческая семья Вишняковых. Но от­бросим экономику. Заглянем за фасад деловой жизни.

Вся семья жила на Малой Якиманке в доме, ко­торый состоял из двух каменных зданий, соеди­ненных между собой. Передний дом был двухэ­тажным с мезонином и выходом на Якиманку, задний (трехэтажный) — стоял во дворе. При доме имелся довольно обширный сад. Через пе­реулок (Полянский) от него находилась фабрика Вишняковых, а их лавка располагалась в боль­шом Золотокружевом ряду в Новом гостином дворе. Контора фирмы помещалась в нижнем эта­же двухэтажного жилого здания. Распорядок дня в семье соблюдался свято. Око­ло девяти утра пили чай. После чего младшие Вишняковы (Сергей и Владимир) торопились в лавку, старшие выезжали немного позже. Все они обедали в городе, оставшиеся дома садились за стол в два часа дня. В пять подавали вечерний чай, в девять — ужин. За столом никогда не было ни водки, ни вина. Строго соблюдали праздники. Вся семья ходила ко всенощным и обедням. По­сещение церкви давало возможность видеться с соседями, перекинуться словечком со знакомы­ми, узнать местную новость, а женщинам — по­казать новое платье.

На Рождество и Пасху наносились официальные визиты. Кроме того, в дом наезжало духовенство из разных приходов, с которыми семья была свя­зана каким-либо образом, а также монахи из мо­настырей, где были похоронены родственники Вишняковых или куда ездили на богомолье. При­ем многочисленного духовенства входил в усло­вия хорошего тона московского купечества. Кроме церкви, обитатели дома на Малой Якиман­ке редко где бывали. Большую часть времени про посредством куре­ния смолкой, уксусом, мятой и духами амбре. С этой целью по комнатам носили раскаленный кирпич, опрысканный этими специями. Традиционным развлечением семьи было ка­танье на Масленице под Новинским, 1 мая — в Сокольниках, летом (два-три раза) — в Нескучном. Под Новинским в середине прошлого века существовал длинный пустырь, на котором вес­ной возводилась масса легких построек. Во все горло выкликали свой товар разносчики. Десят­ки хриплых шарманок раздирали слух. Вертелась карусель. В балаганах разыгрывались пантомимы.

«Очищение» же застояв­шегося воздуха проводилось в наглухо закрытых помещениях, даже форточек не открывали.

На балконы построек выходили паяцы, арле­кины и коломбины в легких костюмах, плохо гармонировавших с февральской или мартовской погодой.

Зрители стояли сплошной черной стеной, жадно наблюдая даровое зрелище, но и балаганы были переполнены благодаря дешевым ценам на биле­ты. Сюжеты спектаклей были чаще всего воен­но-патриотического характера: битва русских с кабардинцами, взятие Очакова, и все — непре­менно с пальбой, взрывами. На левой стороне Новинского проезда проходило катанье, чрез­вычайно популярное в купеческой среде. Это по существу была выставка лучших экипажей, ты­сячных рысаков и богатейшей упряжи. Владель­цы разъезжали с разодетыми женами и детьми, особенно со взрослыми дочерьми: катанье счи­талось и выставкой богатых невест. Поэтому у барьеров толпилась в несколько рядов молодежь мужского пола: все жадно следили глазами за катающимися, обмениваясь с ними поклонами. 1 мая считалось обязательным посетить Со­кольники. Сотни экипажей тянулись в этот день со всей Москвы к лесу, поднимая неимоверную пыль, которая насквозь пронизывала платье, зас­тилала глаза, набивалась в уши и рты так, что на зубах начинало хрустеть. Но такова была сила традиции: ехать непременно нужно было 1 мая. Повседневные прогулки совершались с детьми Вишняковых поблизости от дома. Обычно няня заходила во дворы при церквах, в так назы­ваемые «монастыри», особенно в те, которые были попросторнее и где было побольше зелени. Таковы «монастыри» при Спасе в Наливках и Иоанне Воине. Они заменяли собою публичные сады и парки, которых в то время в Замоскво­речье не было. Изредка разрешалось отвести младших Вишняковых в Александровский сад. Вишняковы вели довольно замкнутый образ жиз­ни. Из своей многочисленной родни посещали лишь наиболее близких.

Изредка у Вишняковых составлялись карточные вечера. В одной из гостиных раскрывали ломбер­ные столы, за которые усаживались гости и хо­зяева (только мужчины). Играли в бостон, ламуш и входивший тогда в моду преферанс. Раз в году у Вишняковых происходило особое торжество: прием казанских татар, крупных покупателей фирмы. В определенный день они приезжали все вместе, часов около шести вечера. Собиралось человек десять, все больше пожилые и полные, с темными лицами, косыми черными глазами и бритыми затылками. Были татары в ярких шел­ковых халатах, подпоясанных золотыми поясами, в ермолках, осыпанных жемчугом и драгоценны­ми камнями, в бриллиантовых перстнях. Старшие Вишняковы встречали гостей с почетом и рассаживали их в угловой гостиной. Угощали чаем с вареньем и пастилой. При помощи пере­водчика велся степенный разговор. Визит про­должался часа полтора.

Внешние события мало затрагивали семью и по­чти никого в ней не интересовали. С любопыт­ством обыватели Вишняковы наблюдали из окон своего дома за похоронами Гоголя или пожаром Большого театра. Для них эти события стояли в одном ряду с красочным зрелищем пушечного са­люта, который в царские дни производился с Тайницкой башни Кремля. Индифферентно вос­приняты были и события Крымской войны.

АиФ. 1994. №6.

 

Индивидуальный рисунок соединения привычек — образ жизни — оп­ределяется не только личными качествами человека (характером, темпера­ментом, уровнем духовной культуры), но и социальными условиями среды (классовым положением семьи, экономическим уровнем развития общества и политическим режимом страны, климатическими условиями места жи­тельства).

Образ жизни южан и северян, выходцев из высшего и низшего классов, граждан высокоразвитого капиталистического или слаборазвитого социа­листического общества будет сильно различаться.

Чуть ли не в определяющей степени образ жизни человека зависит от его уровня жизни — совокупности тех материальных возможностей, которые определяют уклад жизни. Феодальная знать строила безумно дорогие, час­то очень красивые виллы и дворцы, для воспитания детей нанимала инос­транных гувернанток или отдавала их в престижные учебные заведения. Средний класс в советском обществе довольствовался небольшой дачей с шестью сотками за городом, до которой добирался электричкой и реже — собственным автомобилем типа «москвич» или «жигули», был счастлив поступлению ребенка хоть в какой-нибудь вуз и не мечтал об отдыхе за гра­ницей.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты