КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Н. Бояркина. Сельский образ жизниПервое, что отличает сельского жителя от городского, — это умение одеваться по погоде. Даже в слабый морозец не встретишь селянина без меховой шапки или теплого платка. Болеть невыгодно. Болеют хозяева — болеет весь дом. И в избе холодно, и скотина не кормлена. По вечерам в деревенских окнах долго не зажигают свет. Горожанам кажется — сумерничают, экономят на электричестве. На самом деле все копошатся во дворе. Доят коров, чистят хлев, кормят поросят, загоняют кур, запирают сараюшки от жадных до всего воришек. И только с приходом полной темноты начинает из окон падать на землю оранжевый свет. Оранжевые окна в ряд делают дома похожими на уплывающие в бездну корабли. Одинаковые окна у всех по милости сельмага, завозящего шторы раз в пятилетку н столько, чтоб на всех хватило. Аромат магазина состоит из запахов туалетного мыла, отечественной кожаной обуви и мануфактуры. Тканями сельмаг не богат. Все, что нужно купить, можно найти за углом сельмага, у коробейников, которые тянут одежку огромными баулами со столичных оптовых рынков. Цена на кусочек жвачки выше на сто рублей по сравнению с Москвой, на зимние сапоги — на сто пятьдесят тысяч Среди «челноков» много цыган. «Мне кажется, вы, горожане, ничего не имеете, — говорила мне библиотекарша Света. — А у меня все свое: дом, двор, постройки, скотина. День у меня расписан по часам. В шесть утра подоить корову. Потом задать скотине корм. Завтрак мужу и дочке приготовить. В восемь убираю со стола. Нагреть воды, помыть посуду. Десять — уборка, стирка. Летом — огород. Одиннадцать — готовлю обед. Полвторого — бегу на работу, к читателям. Библиотека работает до десяти вечера, так что все домашние дела — с утра. Не представляю, что делаете вы в городе по вечерам в своей квартире?» В слякотную погоду читатели снимают в библиотеке обувь, чтоб не запачкать дорожки. Возраст читателей — от четырех до 89 лет. Тысяча человек. Каждый пятый житель села, если считать с новорожденными. В основном читают газеты, фантастику, детективы, «практическую» литературу: от толкователя снов до «Советов козоводам». Семья М.: жена — врач, муж — инженер, двое детей — младшие школьники — жили в Уфе. Трехкомнатная квартира досталась вовремя, а не к пенсии, как у большинства россиян. Есть машина. Бодры еще родители, подкидывающие раз в месяц полный багаж деревенской снеди. Однажды они решили обменять трехкомнатную квартиру в столице республики на дом в поселке городского типа, где жила родня. Год ушел на бесплодные попытки. Самый шикарный вариант, который им предложили, — однокомнатная квартира в поселке городского типа с гаражом в виде довеска. — Мы, пожалуй, впервые почувствовали на себе, насколько город перестал ко Трехкомнатную квартиру продали. Купили там же однокомнатную — страх совсем порвать с комфортной городской жизнью еще долго присутствовал. На вырученные деньги начали строить дом. — Первую зиму от скуки я мог как муха пройти по стенам и зависнуть на потолке. И выть хотелось. После городской квартиры мы оказались вчетвером вдеревенском домике в одну комнатку. Телефон может неделями не работать. Водаво дворе, удобства тоже. По весне «удобства» надо чистить, чтоб не утонуть. Но ко всему привыкаешь. Пустующих домов в деревне почти нет. Ради места покупаются даже развалюхи. Строятся беженцы из Ташкента, переехали две семьи из Казахстана. Удивительно, но все находят работу по специальности: механик, терапевт, автослесарь, учительница английского. Одно из главных развлечений в башкирском селе — телевизор. В глубинке это всего две программы. «Санта-Барбара» идет только утром и поэтому почти не котируется. Зато «Тропиканку» смотрят все. Она — вечером. К этому времени хозяйки стараются переделать неотложные дела. Улицы пустеют. Со двора можно скот уводить, никто не заметит. Почти каждый день в сельском доме культуры крутят кино, даже если на сеанс приходят три человека. В основном идут боевики. Наибольшие сборы приносит индийское кино. В школе тоже есть телевизоры, но учебных программ в этом регионе не показывают. Чтобы разнообразить уроки пения, смотрят передачу «Угадай мелодию». В отличие от города, появление и число детей никак не зависит от достатка семьи. Трое, четверо детей — совсем немного даже для семьи сельских интеллигентов. Как они растут, никто не замечает. Выгнал, как гусей, хворостинкой с утра во двор, вечером загнал. Бабушки поймают днем — покормят. Сексуальных преступлений намного меньше, чем в городе. Старых дев практически тоже нет. Как вдовцов и молодых вдов. Как только человек остается один, соседи, знакомые и друзья превращаются в добровольных свах. Калькулируют пары в три счета. И живут люди, цепко держась друг за друга. Потому что вдвоем выжить можно, в одиночку — нет. Та работа, что в городе отнимает час, в деревне требует три. Чтобы в доме было тепло — топи печь зимой дважды, помыться — топи баню, это два часа трудов минимум. Воды натаскать, дрова несколько раз натаскать, дрова несколько раз подложить, полы и в бане, и в предбаннике помыть. А стирка... Многие бытовые приборы отказываются работать: микроволновые печи, моющие пылесосы, стиральные машины-автоматы. Они требуют столько электричества, что с их включением вышибаются пробки во всем доме. Даже в полночь можно услышать, как полощет кто-то белье на речке. Чтоб не обморозить руки, надевают сначала нитяные, а потом резиновые перчатки. Анна — учитель немецкого языка. В этом году взялась еще преподавать географию. К урокам приходится готовиться по три часа: план уроков, наглядные пособия. При этом ради экономии Анна сама печет хлеб. Раз в два дня три буханки на семью из четырех человек. Могла бы и больше, но в духовку газовой плиты влезают только три формы. Себестоимость каждой булки рублей триста. А в магазине — больше двух тысяч. В прошлом году она сшила себе гю выкройке из «Бурда моден» шубу. Нутрий вырастила сама, шкурки выделывал брат. Кто имеет крепкое хозяйство, даже в отпуск не может позволить себе съездить. И не в деньгах дело — хозяйство не отпускает. Все есть просят, и вовремя на кого оставишь? В церкви отпевали мужика, задавленного в лесу рухнувшим деревом. Обряд идет час. Пока жена и дети скорбели над покойным, его родная сестра дважды отлучалась по хозяйству: сена корове задать, болтушку заварить поросенку. «Зато мясо, картошку, овощи, молочное покупать не надо. Деньги тратим на сахар, соль, масло растительное, муку. Все свое. Как хорошо!» — говорят на селе. АиФ. 1995. № 52
|