Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Глава первая 2 страница

Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. Hand-outs 1 страница

Организм человека – это совокупность его телесных или материальных свойств, развившихся из свойств его животных предков, в дальнейшем изменившихся в процес­се истории человечества. Организм сохраняет некоторые генетически унаследованные от родителей особенности психики.

У личности, взятой как целое, есть две взаимопроникающие стороны, две структуры: психологическая, определяющая ее индивидуальность, и социальная, опреде­ляемая ее социальными ролями и опытом деятельности в определенной социальной среде.

Элементами психологической структуры личности яв­ляются ее психологические свойства и особенности, обыч­но называемые «чертами личности».

По разным данным, принято различать до 4000 слов, означающих свойства личности, которые психологи «укладывают» в подструктуры личности.

Психологические подструктуры личности одновремен­но являются и ее уровнями, находящимися в иерархиче­ской зависимости одна от другой.

Низшим уровнем личности является биологически об­условленная подструктура, в которую наряду с темпера­ментом как системой природных свойств типа нервной си­стемы входят также возрастные, половые, а иногда и некоторые препатологические и даже патологические свойства психики. Эта подструктура признается как достаточно са­мостоятельная и традиционно включается во все учебники психологии.

Следующий уровень личности является психологиче­ской подструктурой, которая включает в себя все индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Они обобщены в подструктуру личности, которая объединяет в себе индивидуальность проявления памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятий, чувств и воли.

Следующим уровнем личности является ее социальный опыт, в который входят: приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Большое значение опыт лич­ности имеет для ее социальной характеристики. При этом если опыт личности взять за целое, то он тоже может быть разделен на свои подструктуры, находящиеся в иерархиче­ском соподчинении. На основе знаний возникают навыки, которые служат основой умений и привычек. И все они базируются на элементах предшествующих подструктур личности и в видоизмененном виде включают их в себя.

Высшим уровнем личности (требующим уже социально-психологического анализа) является ее направленность. Если направленность личности взять за целое, то и в ней можно увидеть подструктуры, которые могут быть уло­жены в следующий иерархически взаимосвязанный ряд: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, инди­видуальная «картина мира» и высшая форма направ­ленности – убеждения.



Довольно много и часто психологи рассуждают о соотношении в человеке биологического и социального.

Биологическое – это общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными. Оно близко, но не однозначно природному – существую­щему и развивающемуся в человеке независимо от влия­ния на него других людей. Все наследственное в человеке биологическое, но не все биологическое наследственно. На­пример, особенности личности взрослого человека, явив­шиеся результатом мозговой травмы, полученной им при рождении, биологичны, но не наследственны. Биологиче­ское накладывает свой отпечаток на личность человека.

Социальное – это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми; социальное не совпадает полностью с приобретенным в личном опыте, так как не все, что приобретено человеком в процессе его индивидуальной жизни, социально. В то же время человек социален уже в момент своего рождения (68, с. 38-41).



Тридцать пять лет отделяют нас от выхода в свет учебного пособия «Психология личности», подготовленного А.Г. Ковалевым. Но и сегодня его взгляды на структуру и условия формирования личности заслуживают внимательного их рассмотрения. Коротко его понимание, соотношения понятий «человек», «личность», «индивидуальность» выглядит так.

Коренным, или родовым, исходным, понятием должно быть понятие «человек». Человек – это, прежде всего, биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида homo sapiens. В отличие от других животных этот вид наделен соз­нанием, т. е. способностью познавать как сущность, внешнего ми­ра, так и свою собственную природу, и благодаря этому посту­пать и действовать разумно.

Человек, как биологический вид, характеризуется специфи­ческой телесной организацией, самыми существенными призна­ками которой являются прямохождение, наличие рук, приспо­собленных к познанию и труду, большой объем черепа с высоко­развитым мозгом, способным в социальных условиях жизни отражать мир в понятиях и преобразовывать его в соответствии с потребностями, интересами и идеалами.

Человек вместе с тем общественное существо, и это са­мый существенный его признак. Общественная жизнь человека и процесс труда не только изменили его природную организа­цию, но и подчинили ее себе. Человек как биологическое су­щество, оказался вследствие этого наиболее приспособленным к жизни в различных условиях на земле, а теперь даже и в кос­мосе.

Человек – носитель сознания, которое с самого на­чала является общественным продуктом. Только в обществе и благодаря обществу человек оказывается способным не только познавать и трудиться, но и отдавать себе отчет в том, что про­исходит в нем самом, соотносить свои желания и состояния с внешними обстоятельствами жизни и разумно действовать.

Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Личность является общественно-исторической категорией, а по­тому общественная сущность и социальные функции явля­ются главными в её характеристике. Вот почему личность является объектом только общественных наук: истории, фило­софии, социологии, этики, эстетики, психологии личности и т. д.

Личность – это тот же человек, но взятый со стороны его общественной сущности и общественной деятельности. Вот почему при характеристике личности основное внимание уделяется роли личности в истории, её правам и обязанностям, а не природной ее организации. Отсюда понятно, что физиолог исследует человека как организм, социолог и психолог подходят к человеку как к личности.

Индивидуальность не есть что-то над – или сверхличностное. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда гово­рят об индивидуальности в литературе и повседневной жизни, то имеют в виду оригинальность личности. Чаще всего словом «ин­дивидуальность» подчеркивают какую-либо выделяющуюся осо­бенность личности, делающую ее контрастной, не похожей на ок­ружающих. Так, например, обыденность, серость не называют индивидуальностью.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной эмоциональной, наконец, в волевой или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта состоит в умении видеть то, что не замечают другие, в особенности пере­работки информации, т. е. в умении ставить проблемы и решать их (42, с. 18-20).

Следует признать, что за последние 30-35 лет никаких важных открытий или, как теперь принято говорить «прорывов», в осмыслении рассматриваемых нами понятий не произошло. Вместе с тем нельзя не отметить стремления ряда авторов к более взвешенному и обстоятельному толкованию ряда исходных понятий. Представляет, в частности, интерес трактовка этих понятий авторами книги «Психология и педагогика», вышедшей в 2002-ом году. Вот их позиция.

Реальность, которая описывается понятием «личность», проявляется уже в этимологии этого термина. Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в рим­ском театре маска актера называлась «личина» – лицо, обращен­ное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «persona» употреблялось обяза­тельно с указанием определенной социальной функции роли (лич­ность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, лич­ность по первоначальному значению – это определенная соци­альная роль или функция человека.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «че­ловек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти по­нятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позво­лит более полно раскрыть последнее.

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к челове­ческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая пре­допределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются при­жизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшеству­ющими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались ло­гическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и раз­личных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек под­чиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.

Индивид – это единичный представитель вида homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфо­логическими особенностями (такими, как рост, телесная консти­туция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способ­ностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизио­логической структуры (тип темперамента, физические и психи­ческие особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с поняти­ями «особенность», «неповторимость», сколько с понятиями «целостность», «единство», «самобытность», «авторство», «соб­ственный способ жизни». Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе соци­альных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятель­ного и ответственного поведения в социуме.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым её деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности (1, с. 73-76).

Что касается объемов, рассматриваемых авторами понятий, то в своей работе они выразили их так, как показано на рис. 1.

 

 

  Человек    
  Индивид  
Личность
Индивидуальность
               
 
     

 

Рис. 1. Соотношение объемов понятий «человек», «индивид»
и «индивидуальность» с понятием «личность»

 

 

На протяжении ряда столетий, начиная с Я.А. Коменского, личность была объектом изучения и предметом исследований многих ученых–педагогов. И за рубежом, и в нашем отечестве создавались трактаты, писались диссертации и монографии, проводились фундаментальные и прикладные исследования. Уж кто-кто, а педагоги-марксисты точно знали, что такое личность, какова ее структура; как её надо формировать и развивать.

В связи с социально-экономическими потрясениями, случившимися в России за последние 20 лет, число столпов педагогической мысли заметно поубавилось. Но что-то всё же за эти годы написано и издано.

В 80-х годах минувшего столетия «законодателем моды» в педагогике по праву считался Ю.К. Бабанский. В вышедшей под его редакцией «Педагогике» раскрываются секреты обучения и воспитания подрастающих поколений в условиях развитого социалистического общества. В качестве руководящей идеи берется утверждение К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что развитие индивида обусловлено конкретно-историческими условиями жизни, в которых он, индивид, рассматривается. Согласимся и мы с тем, что развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном об­щении, и что различные поколения индивидов, вступающие в от­ношения друг с другом, связаны между собой, что физическое существование позднейших поколений определяется их предшест­венниками, что эти позднейшие поколения наследуют накопленные предшествовавшими поколениями производительные силы и формы общения, что определяет их собственные взаимоотношения. Сло­вом, мы видим, что происходит развитие и что история отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшество­вавших или современных ему индивидов, а определяется ею» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 440).

По Ю.К. Бабанскому, каждое общество имеет свое представление о том, каким должен быть человек. Воспита­ние управляет процессом активной деятельности индивида, обусловливающей его психическое развитие. Это психическое разви­тие совершается в ходе усвоения индивидом социальных отно­шений, форм и способов деятельности в тех или иных конкретно-исторических условиях общественного развития. Все богатства, накопленные человечеством, все производительные силы и формы общения, существующие в данном обществе на конкретной сту­пени его развития, овеществлены в орудиях производства, пред­метах культуры, системе научных понятий, в мировоззрении, в моральном кодексе. Усвоение социальных отношений и норм, уп­равляющих ими, способов действий, системы научных понятий, моральных норм и есть тот процесс, внутри которого только и может происходить развитие личности. Нормы поведения способы дей­ствий в процессе активного взаимодействия с окружающей средой творчески преобразуются и, воздействуя в измененной форме, в свою очередь оказывают обратное влияние на развитие индивида – таков процесс развития личности (53; с. 41).

В 1984 году выходит из печати курс лекций ещё одного столпа отечественной педагогики – Т.А. Ильиной.

В центре всего содержания книги – идея всестороннего, гармоничного воспитания. Легко догадаться что она начинается с идейно-политического воспитания, результативность которого уважаемый автор видит в глубокой коммунистической идейности советского гражданина, беззаветной преданности КПСС, марксистко-ленинскому учению…

И все-таки отдельные положения «лекций» заслуживают внимательного анализа и критической оценки.

На протяжении всей жизни человека происходит процесс его раз­вития. Человек претерпевает различного рода физические и психи­ческие, количественные и качественные изменения. К физическим изменениям относятся рост и развитие костной и мышечной систем, внутренних органов, нервной системы. Психические изменения касаются, прежде всего, умственного развития, формирования психи­ческих черт личности и приобретения социальных качеств, нужных для жизни в обществе.

Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним воздействиям относятся, прежде всего, условия материальной жизни общества, окружающая человека естественная и социальная среда и специальная целенаправ­ленная деятельность педагогов по формированию у ребенка ка­честв, необходимых для его участия в жизни общества, т. е. вос­питание.

Эффект внешних влияний и воздействий зависит от тех внут­ренних сил и процессов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека.

Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Наследственность можно понимать и шире, относя сюда все, что человек как биологическое существо получает от родителей при рождении, т. е. всю генети­ческую программу человека, определяющую его генотип, а также то, что порождено его внутриутробным развитием (врожденные качества).

«Среда» – понятие довольно сложное, так как среда включает в себя все то, что окружает ребенка от рождения до конца жизни, начиная с семьи и ближайшего окружения и кончая средой социальной, т. е. характеризующей то общество, в котором данный человек рождается и которое создает ему условия для развития в воспитания.

Понятие «личность», в отличие от понятия «человек», обозначает социальную характеристику человека, т.е. те его качества, которые формируются под влиянием его общения и установления отношений с другими людьми, обществом в целом (22, с. 37).

Спустя 12 лет, в 1996 году, выходит из печати «Педагогика» И.П. Подласого. В стране уже произошли известные (необратимые!) события. Меняется педагогическая парадигма формирования и развития личности. Вот как эту проблему видел в те годы И.П. Подласый.

Результат разви­тия – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характе­ризуется физическим развитием, включающим в себя мор­фологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятель­ность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» – со­циальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние качества, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению. И так без конца (57; с. 87-88).

На серьезные размышления наводит заключение одной из глав этой книги: « Человек – кузнец своего счастья». Мы еще вернемся к этому изречению в своем месте. К 1996 году относится и выход в свет «Проективной педагогики» В.С. Безруковой. Как и в работе Подласого, в книге В.С. Безруковой даже нет упоминания о воспитании нового человека. Процесс формирования и развития личности выводится автором на проективный уровень. Представляет интерес авторская концепция личностного развития.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения.

Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расши­рение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сде­лать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудить­ся. Прежде всего, обеспечить физическое развитие (созревание), т.е. прогрессивные изменения его роста, веса, пропорций тела, накопление мышечной силы и т.д. Взаимосвязано с физическим физиологическое развитие человека. Изменяются функции организма в области деторож­дения, пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной систем. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психи­ческого развития как развития духовного. Постоянно усложняются и уг­лубляются процессы отражения человеком действительности: ощуще­ния, восприятие, память, мышление, чувства, воображение, а также бо­лее сложные психические образования: потребности, мотивы деятель­ности, способности, интересы, ценностные ориентации и т.д. Социаль­ное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении его в общество – в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профес­сиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих от­ношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек стано­вится членом общества.

Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности пе­ред настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Ду­ховное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления лич­ности.

Развитие характеризует движение человеческого организма в единстве его телесных, душевных и духовных начал. В этом конечная цель человеческого бытия на Земле (5, с. 5-6).

Есть в работе В.С. Безруковой и весьма интересный для современного понимания процесса формирования и развития личности подход, суть которого в «самодвижении» личности. Мы вполне разделяем эту точку зрения, сущность которой отражается в рис. 2.

 

Развитие
    Воспитание     Образование   Обучение
Само

 

воспитание

 

 

Само
образование

 

Само

 

обучение

 

  Воспитательные отношения

 

Рис. 2. Система основных педагогических категорий

 

А в заключительной части главы обратимся еще раз к довольно интересной работе группы авторов – «Психология и педагогика».

В разделе III названной работы емко и лаконично охарактеризованы системообразующие элементы структуры личности: темперамент, характер, способности, чувства, воля и др.

Вероятно, только в процессе осмысления этих понятий можно составить полное представление о человеке, об индивиде и о личности. Представляется убедительной и современная постановка авторами вопросов о воспитании подрастающих поколений, о факторах и условиях формирования личности современного специалиста, об управлении человеком самим собой.

Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смысле.

В широком смысле воспитание включает в себя всю сумму воз­действий, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и куль­турной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи, школы, вуза, общественных орга­низаций, но и влияние всего жизненного уклада общества, гос­подствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, средств массовой информации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя также образование и обучение.

В узком смысле воспитание означает формирование мировоз­зрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие.

Воспитание является двусторонним действием: с одной стороны, деятельность педагога, с другой – деятельность воспитанника (их воздействие друг на друга, взаимовлияние, сотрудничество).

Воспитание может быть действенным, если переходит в само­воспитание, пробуждает собственную активность. Самовоспита­ние – это деятельность человека с целью совершенствования своих качеств и преодоления недостатков. Сегодня предприятия (особенно частные фирмы) предъявляют высокие требования к своим со­трудникам. Эти сотрудники должны не только знать технологию производства, но и уметь управлять собой и коллективом; они должны обладать хорошим здоровьем и высокой культурой, коммуникативностью, умением строить организационное общение, а также им должно быть свойственно умение владеть собой. Кроме того, предъявляются определенные требования к их физическому, психическому и социальному благополучию. Подобные качества не даны человеку с рождения, они могут и должны быть развиты в процессе получения образования. Именно поэтому управление воспитательным процессом должно быть основано на содруже­стве, саморазвитии и сотворчестве преподавателя и обучающегося в совместной продуктивной деятельности.

В соответствии с гуманистическими идеалами главной целью учебно-воспитательного процесса должно стать создание предпо­сылок для самореализации личности (1, с. 141-143).

В последующих главах эти идеи и подходы будут развиты в контексте рассматриваемых нами проблем.

 


Глава вторая

Маркетинг:
сущность и типология

 

 

Продавцы обычно стараются привести лошадь к водопою и заставить её пить.

Ваша задача – заставить лошадь почувствовать жажду.

Гейбриел Сигел

 

Итак, человек – часть природы. Это действующее существо, открытое миру. Бытие его сложно и по-своему уникально. Ценность человека обусловлена различными аспектами его деятельности. Для него характерны несводимость, непредопреленность, незаменимость, неповторимость и даже неизмеримость.

Развитие человека – довольно сложный процесс, протекающий на протяжении всей его жизни. Он одновременно выступает в двух ипостасях: и как существо биологическое и как существо общественное. В случае, когда человек рассматривается со стороны его общественной сущности, мы имеем дело с личностью. Человека творит цивилизация, личность творит культура. Стало быть, личность – субъект преобразовательной и культурно-исторической деятельности. Отправным моментом для формирования личности выступает индивид – доличностное существо.

Формирующаяся личность, отличающаяся от себе подобных, называется индивидуальностью, т.е. индивидуальность – это личность в её своеобразии. Процесс преобразования индивида в личность зависит от биологической наследственности и окружающей среды, результат же достигается воспитанием. Главное в воспитании создать предпосылки для самореализации личности.

Время спросить: а причем здесь маркетинг и что это вообще за понятие? Подобный вопрос не только уместен, но и совершенно правомерен. Не осознав до конца сущности маркетинга, невозможно наполнить ясным смыслом и конкретным содержанием словосочетание маркетинг личности. Итак, попытаемся разобраться в том, что такое маркетинг и зачем о нем надо знать уважаемому читателю.

Первопричиной зарождения, а затем и повсеместного распространения маркетинга является хорошо знакомое многим из нас состояние, порождаемое отсутствием чего-нибудь необходимого для нормальной жизни. Чем важнее для человека эта «нехватка чего-либо», именуемая в просторечии нуждой, тем быстрее и глубже «погружается» человек в состояние дискомфорта.

Понятно, что нужда нужде – рознь. Если первобытный человек нуждался в пище, убежище и орудиях охоты, то наш современник ощущает дискомфорт из-за отсутствия или недостатка модной одежды, удобной обуви, предметов культурно-бытового обихода, эффективных лечебных препаратов, престижных средств передвижения.

Осознание человеком причин ощущаемого дискомфорта приводит к появлению потребности. Иначе говоря, потребность – это осознанная нужда. Чем выше уровень развития общества, тем более многочисленны и разнообразны потребности его граждан. Это объективно обусловлено тем, что человек, являясь биологической особью, одновременно выступает частичкой какой-либо социальной группы или общественной системы, а, кроме того, взаимодействует с внешней средой – живой и неживой природой. Средства и способы благополучного существования человека в определенном обществе задаются господствующими в обществе законами, моральными нормами, традициями и обычаями, менталитетом и модой. Нетрудно заключить: потребности формируются и развиваются, на том или ином историческом этапе, под влиянием господствующей политической системы, социально-экономических условий, уровня материального благосостояния и культурного развития нации в целом. Не последнюю роль в этом формировании играют и такие факторы, как уровень развития производства, исторически сложившиеся привычки, условия жизни, быта и труда, национальные особенности, климатические условия и т.п.


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 9; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава первая 1 страница | Глава первая 3 страница
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.052 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты