Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глава первая 8 страница




В-третьих, получило развитие псевдоэкспериментаторство: без должных ос­нований сокращаются сроки обучения, дозволяется одновременное обучение в двух вузах (иногда еще и с одновременной работой в какой-либо коммерческой структу­ре!), студента все труднее застать на лекции.

Вызывает тревогу весьма противоречивая практика дистанционного обучения. Слов нет, заниматься самообразованием можно и с помощью Интернет, но пре­тендовать на получение диплома... От такого образования – один шаг до Арбата, где можно еще и сегодня купить корочки любого цвета и достоинства, а уж изготовить печать и того проще, это сделают вам в течение часа в любой мастерской.

В-четвертых, угрожающие масштабы обретает коммерциализация образова­ния. Понять ситуацию, конечно, можно: есть спрос на знания (или корочки?), учеб­ные заведения неважно финансируются государством... Но взгляните на прайс-лист иного вуза – там фигурируют буквально сумасшедшие расценки, которые, судя по всему, никак и никем не контролируются и не ограничиваются. И это при том, что в ином «храме науки» подчас кроме доски и мела в распоряжении студента и преподавателя нет ниче­го. Справедливо ли это?

В-пятых, джинном, выпущенным из кувшина, смотрится сегодня ком­мерческое, альтернативное, негосударственное образование. Наивно было бы пола­гать, что у всех новоиспеченных университетов, академий и колледжей, а их в России теперь уже несколько сотен, имеются законным порядком обретенные лицензии и аккредитации. Хорошо еще если им уда­ется заполучить в свое распоряжение часть высококвалифицированных преподава­телей из государственных вузов. А если нет? А если фамилии известных ученых используются лишь для оформления документов на лицензирование, а учебный процесс оказывается в руках случайных людей, не имеющих никакого отношения к вузовской работе, но жаждущих прибылей? Не пришло ли время провести в этой области объективную и тщательную инвентаризацию? Образование не может и не должно оставаться в руках невежественных людей!

Ситуация с негосударственными учебными заведениями не может не вызывать тревоги еще и потому, что во многих случаях здесь напрочь отсутствует воспитание. Выпускники с высшим образованием и … начальным воспитанием – увы, сегодня не редкость!

С другой стороны, нельзя исключать уникальных случаев, когда человеческие судьбы складываются весьма необычно. Вот лишь два ярких примера.

Иосиф Бродский.Образование: в 15 лет ушел из школы.

Чем знаменит: писал стихи. Нобелевская премия по литературе.

Трудовая деятель­ность: начал работать фре­зеровщиком на военном заводе. Потом решил стать хирургом, начал работать помощником прозектора в морге госпиталя тюрь­мы «Кресты». В 1964 году был привлечен к суду по обви­нению в тунеядстве. На су­де были озвучены 13 опро­бованных им профессий, среди них: техник-геофизик, санитар, кочегар, фотограф, переводчик.

Джон Дэвисон Рокфеллер.Образование: среднее.

Чем знаменит: в 1917 году личное состояние Джона Дэвисона оценивалось в сумму от 900 млн до 1 млрд долларов, что составляло 2,5% от тогдашнего ВВП США. В современном экви­валенте Рокфеллер владел примерно 150 млрд. долларов. До сих пор он остается богатейшим человеком в мире. К концу жизни Рок­феллер помимо долей в каждой из 32 «дочек» Standart Oil владел шестнад­цатью железнодорожными и шестью сталелитейными компаниями, девятью бан­ками, шестью пароходствами, девятью риэлторскими фирмами и тремя апельси­новыми рощами.

Итак, без диплома устроить свою жизнь можно. Но нужно ли?

Мощным стимулятором процесса развития и социализации личности выступают в наше время средства массовой информации – радио, телевидение, печать, Интернет. СМИ – это кафедра, с которой можно сказать людям много умного и полезного из того, что необходимо для будущего профессионального самоопределения.

Особенно привлекают молодых людей передачи, проходящие в диалоговой форме: « Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», «Момент истины», «Пусть говорят» и др. Следя за логикой рассуждений участников телерадиопередач, юноши и девушки учатся культуре речи, умению аргументировать и отстаивать собственную позицию в споре. Еще больше возможностей открывается при обращении к содержательным и актуальным сайтам Интернета. Однако, как правильно замечает М.А. Ариарский, в многообразии средств массовой информации заложен огромный созидательно-организующий, просветительный и развлекательный потенциал, но эти же средства готовы нести и негативную, деструктивную информацию. Интеллектуальная, эстетическая культура личности в значительной мере выражается в избирательном отношении к различным источникам информации, в способности её критической оценки и осмысленного восприятия.

С ранних лет перед детьми и подростками, а позднее – студентами, военнослужащими срочной службы, молодыми рабочими самых разных профессий открывается еще одна возможность целенаправленного формирования и развития. Речь идет о включении молодежи в систему социально-культурной деятельности. Социально-культурная сфера – это среда, находясь в которой, дети, подростки, юноши и девушки приобретают возможность компенсировать то, чего по тем или иным причинам не в состоянии дать ни семья, ни общеобразовательная школа или даже высшая школа, ни средства массовой информации с их многомиллионным охватом населения. В социально-культурной сфере молодой человек не только слушает чьи-то назидания, не только наблюдает за поведением людей в реальном и/или виртуальном мире, но и имеет возможность общаться на равных со сверстниками и старшими по возрасту, а главное – включается в социально полезную деятельность. Любой психолог скажет вам, что психика человека формируется и развивается гораздо активнее и результативнее в ситуациях, когда субъект воспитания не только пассивно потребляет информацию или обменивается ею с другими, но когда он непосредственно включается в деятельность. Ни семья, ни СМИ, ни преподаватели или учителя не заменят юношам девушкам их реального участия в деятельности организаций социально-культурной сферы.

Включенность ребенка, подростка, юноши в систему социально-культурной деятельности означает обретение развивающейся личностью дополнительных свойств и качеств, что позднее будет квалифицировано как полезные «подкрепления» к основному товару.

Досуговые занятия, именуемые в системе социально-культурной сферы как любительство, издавна способствовали обогащению личности, создавали предпосылки для развития разнообразных талантов, позволяли любителям (непрофессионалам) делать удивительные открытия в науке и технике или, говоря маркетинговым языком, делали представляемый на рынок товар (в нашем случае «товар-личность») не только привлекательным, но и конкурентоспособным. Об этом достаточно убедительно рассказал в учебном пособии «Культурология досуга» Ю.А. Стрельцов (М.: МГУКИ,2002). Обратимся к наиболее ярким и убедительным примерам, приведенным в этой толковой книге.

Выдающийся индийский писатель и общественный деятель Рабиндранат Тагор является автором знаменательного высказывания: «Все лучшие плоды цивилизации взращены на ниве досуга». И действительно, досуговые страсти и увлечения творят порой самые настоящие чудеса. Даже в такой, казалось бы, далекой от сферы свободного времени области, как научные открытия, многое свершалось теми, кого назы­вали обычно дилетантами. Применительно к физике этот факт прямо под­тверждают в совместно написанной книге А. Эйнштейн и Л. Инфельд: «Уди­вительно, что почти все фундаментальные работы о природе теплоты – читаем мы здесь, – были сделаны не физиками-профессионалами, а людьми, которые рассматривали физику как любимое занятие». Речь в данном случае идет о немецких врачах Р. Майере и Г. Гельмгольце, британском пивоваре Д. Джо­уле, ставших, как ни странно, первооткрывателями очень важных физических закономерностей. Человеком-легендой справедливо считается голландский суконщик Антон ван Лёвенгук, который с помощью им же сконструирован­ных микроскопов открыл капиллярное кровообращение и впервые зарисовал амебо-жгутовых и инфузорий. Очень много полезного внесли дилетанты и в развитие высшей математики. Выдающийся французский математик Ж.Д' Аламбер был по профессии врачом. Д. Эйлер стал математиком, бросив фило­логию. П. Ферми и отец буквенной алгебры Ф. Виет являлись по базовому об­разованию юристами. Математика была любительским увлечением для фран­цузского офицера Р. Декарта, но именно здесь он достиг поистине грандиоз­ных результатов.

Трудно переоценить вклад любителей в развитие техники. Живописец Морзе изобрел телеграфный аппарат. Часовщик Джеймс Уатт – паровую маши­ну. Парикмахер Архрай сконструировал первую механическую прялку.

Юрист Э. Хаббл сделал целый ряд крупных открытий в астрономии. Филолог де Бройль стал одним из основателей квантовой механики. Амери­канский лингвист Ч. Таунс вместе с российскими учеными Н. Басовым и А. Прохоровым был удостоен Нобелевской премии за конструирование лазеров. Австрийский монах Грегор Мендель путем анализа результатов гибридизации сортов гороха вывел законы распределения в потомстве наследственных фак­торов. В результате этот безвестный служитель культа стал одним из осново­положников генетики. Музыкант Вильям Гершель открыл планету Уран и не­сколько спутников Урана и Сатурна. К.Э. Циолковский, разработавший тео­рию использования ракет для межпланетных сообщений, всю свою жизнь ос­тавался скромным учителем.

Не менее успешной оказалась роль любителей в развитии художествен­ной культуры, особенно в российской истории. Уникален их вклад в становле­ние отечественного театра. Нельзя не назвать в этой связи имена таких извест­ных любителей, ставших затем еще более известными профессионалами, как И.Я. Скорняков, Ф.Г. Волков, К.С. Алексеев (Станиславский). Величайшей за­слугой последнего является основание в 1898 году в значительной степени на базе руководимых им любительских групп Московского художественного те­атра.

Любители внесли большой вклад в развитие российского музыкального искусства. Военный инженер Ц.А. Кюи был автором десяти опер, 250 роман­сов, целого ряда вокально-симфонических произведений. Известный ученый в области химии А.П. Бородин прославился как автор популярной оперы «Князь Игорь» и большого числа романсов и пьес для фортепиано.

Показательна в аспекте рассматриваемой нами проблемы история созда­ния знаменитого российского гимна. Слова к нему были написаны В.А. Жуковским задолго до появления музыки. Когда же начались поиски композито­ра, предпочтение отдали очень талантливому дилетанту, окончившему инсти­тут путей сообщения и трудившемуся затем в военных поселениях Алексею Федоровичу Львову. «Молитва русского народа», которую все у нас знают, как «Боже царя храни», на долгие годы стала с тех пор официальным обще­признанным гимном России. Кстати говоря, сделанным в музыкальном плане весьма талантливо.

История художественней культуры, как нашей, так и зарубежной, сви­детельствует, что именно любители стали основателями целого ряда совер­шенно новых течений и направлений в области музыкального искусства. Итальянские непрофессионалы Я. Кореи и Дж. Барду являются изобретателя­ми оперы. Американский парикмахер из Нового Орлеана Бадди Болден заслу­женно считается основателем джаза и первых джазовых оркестров. Ливер­пульская четверка любителей из ансамбля «Битлз» открыла эпоху рок- музыки (

Итак, занятия любительством, а в современных условиях включение в систему социально-культурной деятельности для нашего юного современника – благо.

Вместе с тем, как отмечает тот же Ю.А. Стрельцов, именно сегодня в этой области деятельности появляются проблемы. И касаются они, как ни странно, современной рыночной ситуации.

В условиях рынка заметно снизилась доступность многих досуговых занятий – большему числу людей они стали явно не по карману. Перейдя в значительной своей части в ведение различных никому неподконтрольных коммерческих структур, целиком и полностью ориентированных на прибыль, досуговые центры начали выходить за рамки культурного пространства. К сожалению, оказалось, что зарабатывать деньги здесь легче всего на эксплуатации человеческих слабостей. Необычайно прибыльным стало «крутящееся колесо» вокруг деформированной сексуальной тематики, эпатажной агрессии, заигрывание с мистикой и другими подобными явлениями. В сферу досугово-бытового поведения стали усиленно «заползать» ал­коголизм и наркомания, половая распущенность. В какой-то части досуг начал элементарно выпадать из сферы культуры вообще.

Будем помнить, что на этапе разработки товара – формирования личности – происходит постепенное её превращение в «товар в реальном исполнении», а в значительном числе случаев и в «товар с подкреплением». На рассматриваемом этапе товаропроизводитель принимает ряд ответственных решений:

Во-первых, надо определиться по поводу товарной марки. Задача заключается в том, чтобы надежно позиционировать марку и имидж товара в умах, в сознании потенциальных потребителей.

К примеру, артисту эстрады надо придумать сценическое имя. С легкой руки «продюсеров советской эпохи» Юрий Тимошенко и Ефим Березин вошли в историю отечественной эстрады как «Тарапунька» и «Штепсель». Одессита Лазаря Вайсбейна, создателя отечественного джаза, известного актера и певца, советская публика знала как … Леонида Утесова.

Свои сценические имена имели и клоуны: «Карандаш», «Рыжий», «Андрюша», « Май» и др. Делается это с единственной целью: имена исполнителей должны быть и легко произносимыми и быстро запоминающимися.

Во-вторых, у популярной личности должен быть какой-то фирменный знак, по которому личность могла бы стать легко узнаваемой. Легко запомнить черную шляпу М. Боярского, клетчатую кепку Олега Попова. А повседневная рабочая блуза, в которой любил прогуливаться по аллеям «Ясной Поляны» автор «Войны и мира» дала название фасону одежды советских чиновников, предпочитавших «толстовку» классическому пиджаку джентльмена.

В-третьих, в ряде случаев должен быть зарегистрирован товарный знак. Речь идет о марке или её части, обеспеченной правовой защитой. У ученого-физика это может быть патент на изобретение. У писателя – название романа или повести. У деятеля эстрадного искусства – зарегистрированное право собственности на запись какого-либо произведения, у вузовского педагога – разработанная им методика (изучение иностранного языка по методу Илоны Давыдовой), у врача – способ лечения какого-либо недуга (дыхательная гимнастика по методу…) и т.п. В отдельных случаях товарный знак регистрируется в торговой палате.

В-четвертых, необходимо позаботиться о персонифицированной товарной марке или товарном образе. Даже по внешнему виду легко угадать в толпе фигуру Чарли Чаплина. Свой сценический и экранный образ имели Аркадий Райкин и Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Моргунов. Есть свои образы и в сфере политической жизни. Трудно с кем-либо спутать эксцентричного В. Жириновского, бесноватого Адольфа Гитлера, толстоватого и неуклюжего с виду У. Черчиля. Сами люди (в маркетинге – потребители) легко придумывают для таких политиков образные имена и клички: «Жирик» (В. Жириновский), «Киндер-сюрприз» (С. Кириенко), «Рыжий» (А. Чубайс) «Георгий Георгиевич» (Дж. Буш-младший) и др.

Как уже отмечалось, определенный моральный вес придает личности спецшкола, оконченная с каким-либо «уклоном», престижное высшее учебное заведение, а в сфере искусства – громкое имя отца или матери, давно известных и горячо любимых публикой. Примеров тому масса: Кристина Орбакайте (дочь А. Пугачевой), Илона Броневицкая и Стас Пьеха (соответственно дочь и внук Э. Пьехи), Александр Лазарев (сын А. Лазарева- старшего и С. Немоляевой); стали известны благодаря своему происхождению Владимир Пресняков, Дмитрий Маликов, Константин и Екатерина Райкины; «засвечены» детьми Инна Чурикова, Ирина Скобцева, Сергей Бондарчук, Олег Стриженов, Никита Михалков, Михаил Боярский, Александр Малинин и многие другие популярные вчера и/или сегодня деятели отечественного искусства. Такого рода «семейственность» наблюдается и в других сферах деятельности (наука, техника, медицина, педагогика, военное дело и др.), собственно, ничего худого в этом нет. Если, конечно, дети так же талантливы, как их родители.

Достоинства и преимущества использования товарных марок в маркетинге раскрыты давно: облегчается идентификация товаров («гарвардские мальчики»), обеспечивается гарантия качества (в «хоре Турецкого все голоса – «калиброванные», исполнителей «второго сорта» в этом случае попросту быть не может), придается то или иное значение предлагаемому к реализации продукту (объект строят наши специалисты или зарубежные, более опытные), возрастает престиж товара (этот профессор «поставил на крыло» таких видных ученых, как…), уменьшается потребительский риск (шунтирование сердца лучше делать у американского хирурга Дебейке), облегчается сегментация рынка и последующий сбыт товаров (артист выезжает с новой программой туда, где его ждут, где гарантирован сбор), упрощается вывод на рынок нового товара, о котором потребители еще мало знают (практически любой фильм Э. Рязанова или Н. Михалкова становится «кассовым»).

В-пятых, в процессе разработки товара-личности необходимо позаботиться и об упаковке.

В каком костюме предстанет специалист перед работодателем и/или потребителями? Врач с «траурной» каемкой под ногтями, учительница начальных классов в слишком «смелом» декольте , подвыпивший актер на театральной сцене вряд ли вызовут по отношению к себе восторженное отношение окружающих. В каком виде известный «товар» появляется на публике , что представляет собой лаборатория ученого, клиника врача, кафедра профессора, мастерская художника, кабинет писателя, кто сопровождает востребованную личность на сцене и в жизни – все это имеет огромное значение в сфере профессиональной деятельности специалиста.

Упаковка в маркетинге личности важна ещё и в плане повторного «использования» специалиста в том или ином виде деятельности. Если он не сумел произвести на покупателя (работодателя, заказчика, зрителей) благоприятного впечатления при первом контакте, ему вряд ли удастся изменить к себе негативное отношение определенного сегмента потребителей. А если этот сегмент – вся страна, перед которой новоиспеченная эстрадная звезда показалась в невыгодном для неё свете? Упаковка необходима и для улучшения коммуникаций с потребителями. Желая завоевать признание публики, «товар» из сферы шоу-бизнеса придумывает себе совершенно несуразный образ, обнажая при этом собственное тело, усердствуя в пирсинге, татуаже, обезображивая прическу, цепляя на себя всевозможные кресты, цепи и прочие атрибуты легковесного имиджа. Лишь бы понравиться экзальтированной, незрелой публике. Что ж, какова публика, таковы и средства коммуникации с нею. В других случаях во время реализации товара- личности потребителям предлагаются сопутствующие атрибуты: видеокассеты, репродукции, лазерные диски, рекламные плакаты или открытки, фирменные духи , сувениры, печатные (научные и/ или художественные) издания. Все эти и подобные им атрибуты усиливают глубину восприятия потребителями ученого, артиста, писателя, художника, способствуют его продвижению и закреплению на предпочтительном сегменте рынка.

Казалось бы, все это малозначащие моменты. Главное – профессиональное мастерство. Жизнь, практика не подтверждает этого. И профессиональное мастерство (которое ещё предстоит доказать!), и «упаковка» претендента на ту или иную должность важны едва ли не в одинаковой степени.

Д. Испытание товара в рыночных условиях

Создателю нового товара важно апробировать его в рыночной ситуации. Станут ли товар покупать? Кто именно и как часто? Будет ли товар замечен и по – достоинству оценен потребителями? Окупятся ли, хотя бы частично, затраты, понесенные в связи с разработкой товара?

Нередко оказывается, что требовательные потребители, не совершают повторной покупки однажды приобретенного ими товара, выражая тем самым определенную неудовлетворенность им. Может статься, что покупка, совершенная один раз, затем почти не повторяется. Или же высокая оценка товара может сопровождаться низкой частотностью покупок, поскольку покупатели решают пользоваться товаром только по особым случаям (33, с. 337).

Бракованное изделие можно возвратить производителю или продавцу. Существует даже «Закон о защите прав потребителей». Но кто защитит права избирателей, если в губернаторах оказался вчерашний олигарх? Кто оградит студентов от «тупого доцента», пришедшего в институт «всерьез и надолго»? Где взять терпение российским радиослушателям, вынужденным ежедневно слушать «Рлусское рладио» с дикторлами, стрладающими неверлным прлоизношением?

Не секрет, что многие выпускники даже престижных столичных вузов оказываются вынужденными работать в сфере, не имеющей никакого отношения к значащейся в дипломе квалификации?А бездарные музыканты, беспомощные руководители, бестолковые учителя, допинговые чемпионы, недобросовестные врачи, безответственные депутаты – откуда берутся они? Кто их «задумывает» и «разрабатывает», и почему они не выдерживают испытания рынком?

Е. Развертывание коммерческого производства

Испытания в рыночных условиях дают достаточный объем информации для принятия окончательного решения о целесообразности выпуска нового товара. Если фирма приступает к развертыванию коммерческого производства, ей предстоят большие расходы. К примеру, «раскрутка» артиста с помощью PR-кампании обходится в 700-4000 долларов.

Стоимость клипов у именитых клипмейкеров достигает 30 тыс. долларов. Изготовление фотографий артиста для журналов с глянцевой обложкой обходится в 1000-1500 долларов. Спрашивается, откуда у молодого исполнителя могут взяться такие деньги, если он только ещё выходит в эфир или на сценические подмостки? Ведь не у каждой «звезды» папа владеет нефтяной жилой.

В промышленности и торговле такие вопросы решаются несколько иначе. Обычно здесь устанавливают временной график последовательного освоения рынков. В частности, небольшие фирмы выбирают привлекательный для себя город и проводят блиц-кампанию по выходу на его рынок. Затем таким же образом один за другим осваиваются рынки других городов. Крупные фирмы выпускают новинку сначала на рынки какого-то одного региона, потом другого. Фирмы, располагающие сетями общенационального распределения, нередко выпускают свои новые модели сразу на общенациональный рынок (33, с. 339).

Возможно, для промышленных товаров такой порядок и приемлем.Но шоу-бизнесу некогда осваивать рынки поэтапно. Звездам и их продюсерам надо обрести задуманное «здесь и сейчас». В случаях, когда «звезда» на поверку оказывается всего лишь «электрической лампочкой», возникает масса разочарований среди поклонников, покидающих концертные залы в состоянии неудовлетворенности, а то и возмущения.

Таковы, в общих чертах, особенности, условия и факторы разработки «товара-личности». Ранее мы условились считать готовым к «реализации» человека, избравшего ту или иную профессию делом своей жизни, получившего специальное образование, имеющего документально подтвержденную квалификацию (диплом, свидетельство, удостоверение) и в конечном итоге готового к самостоятельной профессиональной деятельности.

Итак, родители, воспитатели, школьные учителя, вузовские преподаватели, военные командиры и др. позаботились о социальном созревании и профессиональной подготовке личности к жизни, к созидательному труду.

А что же сам индивид, что сделал он для становления себя самого как личности?

В завершающей части главы обратим внимание на саморазвитие личности. Как на это смотрит современная педагогика? Обратимся к учебнику педагогики, подготовленному В.С. Безруковой.

Самовоспитание – процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитатель­ной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное суще­ство, несмотря на всю интегрированность, т. е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. Конеч­но, внутри него нет специальных центров, организовывающих передачу и усвоение прошлого опыта. Но есть механизмы, помогающие приобретать зна­ния, навыки, умения, отношения и совершать творческую деятельность само­стоятельно, без помощи педагога. Как педагог определяет цели, содержание образования, так это делает и человек по отношению к самообразованию.

Образование – это специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации по ус­воению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обога­щающим образование, организованное обществом. Самообучение является аналогом учения.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся.

Самообучение – это процесс непосредственного получения челове­ком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Только с раскрытием понятий «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» можно говорить о личности. Степень их присутствия и определяет, насколько человек стал личностью и поднялся над своей биологической природой.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения. Эти отношения принято назы­вать воспитательными в отличие от экономических, производственных, политических, идеологических, эстетических и др.

Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспи­тания, образования, обучения (5, с. 5-12).

Итак, развитие личности – это объективный процесс последовательного количественного и качественного накопления физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения.



Глава шестая

Жизненный цикл личности

Первые 25 лет – это животное состояние. Человек думает главным образом о своих страстях... Следующие 25 лет – смешанное состояние, ибо человек думает то об удовлетворе­нии животных страстей, то о полезной деятельности. И только следующие 25 лет можно считать человеческим состоянием: в человеке уже не бушуют страсти, и он может посвятить себя полезной деятельности. Ну, а что касается тех 25 лет, которые идут после 75, – то это божественное состояние. Человек становится иконой. Он ничего не делает, но на него молятся.

П.Л. Капица

 

Жизненный цикл товара – один из центральных вопросов в теории классического маркетинга. Никто из разумных людей не сможет назвать ни одного изделия, которое было бы в употреблении вечно. Достаточно быстро покидают рынок и навязанные потребителям, против их воли и желания, услуги.

Не все идеи и/или проекты воплощаются в жизнь надолго: сначала они овладевают сознанием масс и становятся движущей силой прогресса, затем теряют свою привлекательность и жизнеспособность. Созданные для, казалось бы, благих целей организации терпят фиаско, лопаются, подобно мыльным пузырям. Перестают быть объектами паломничества исторические места, зоны лечения и отдыха; становятся неперспективными и исчезают с географических карт целые населенные пункты. Без особых усилий любой из читателей приведет примеры того, как товары появлялись на рынке, были востребованы потребителями, на отдельные из них даже возникал ажиотажный спрос, но проходило время, и они заменялись другими, не менее модными и охотно приобретаемыми. Паровой утюг и арифмометр, обучение в «ремеслухе» и обмер участков, находящихся в личном пользовании граждан, места освоения целинных и залежных земель и ударные комсомольские стройки, коммунистические партии и комсомольские организации, борьба за трезвость с её «сухим законом» и «продовольственная программа»…

Где всё это, куда и почему оно исчезло из сферы нашего потребления? Ведь все эти «товары» в домаркетинговую эру удовлетворяли потребности миллионов людей, ставших в условиях рынка потребителями.

Оказывается, у каждого товара, будь то материальный предмет или услуга, место или идея, есть свой собственный жизненный цикл (ЖЦТ). Определить характер и протяженность такого цикла заранее и безошибочно практически невозможно: слишком много разнообразных факторов влияют на отношение к тем или иным товарам : время года, платежеспособность населения, мода, поведение конкурентов, культурный уровень потребителей, состояние денежной сферы, политическая ситуация и т.д. и т.п.

Обычно рассматриваются 4-5 этапов жизненного цикла:

1. Этап разработки товара.

2. Этап выведения на рынок.

3. Этап роста.

4. Этап зрелости (насыщения).

5. Этап упадка, ухода товара с рынка.

Типичный жизненный цикл товара представлен на рис. 4

 

 

 
 


Объем

продаж


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты