КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Утилитаризм и эволюционизм кактеории справедливости: Бентам, Милль, СпенсерКажется неправдоподобным, но это факт: марксистские теории в XIX в. были менее популярны, чем утилитаризм и эволюционизм. По общественным опросам того времени Спенсер (а не Маркс) считался самым влиятельным социальным ученым: вот такой «Маркс и Спенсер» (это не магазин, шутил на лекциях И. А. Голосенко, еще он добавлял, что Маркс послал Спенсеру свой «Капитал», а тот отослал его обратно, аргументируя, что такую большую книгу, и еще на немецком, он все равно читать не будет). Спенсеру принадлежит заслуга создания органической теории справедливости — первой (и последней?) в социологии. Но прежде чем перейти к Спенсеру, нельзя пройти мимо утилитаризма, основными фигурами которого были Бентам и Милль. Для Бентама основной ценностью является не социальное равенство (как у марксистов и социал-демократов), а индивидуализм и свобода. Известна его фраза, граничащая с анархизмом: «.EVERY LAW IS AN INFRACTION OF LIBERTY» («Любой закон - нарушение свободы»). Общество для Бентама фиктивно — это простая сумма инди-
ГЛАВА 2. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОБЩЕСТВА 2. Ю.Утилитаризмиэволюционизмкактеории справедливости: Бентам, Милль, Спенсер
видов. А индивиды управляются очень просто — на основе принципа пользы, у них есть только два «господина» — страдания и удовольствия. Им одним предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны делать. Бентам предпринимает в работе «Введение в основание нравственности и законодательства» (1789) классификацию удовольствий и страданий. Вот они, удовольствия, получаемые от: ■ чувств; ■ богатства, т.е. владения или приобретения; ■ искусства; ■ дружбы; ■ хорошего имени; ■ власти; ■ благочестия; ■ благосклонности; ■ неблагосклонности; ■ памяти; ■ воображения; ■ ожидания; ■ ассоциации; ■ облегчения. А вот страдания, проистекающие из: ■ лишений, включающие в себя страдания желания, разочарования, сожаления; ■ страданий чувств; ■ неловкости; ■ вражды; ■ дурного имени; ■ благочестия; ■ благосклонности; ■ неблагосклонности; ■ памяти; ■ воображения; ■ ожидания; ■ ассоциации. Человек - такое животное, «тварь», по Бентаму, что стремится к максимизации удовольствий и минимизации страданий. Причем нет никаких дополнительных сложностей в объяснении поведения чело- века (типа латентной симпатии у Смита). Поэтому именно такой простой «экономический человек» Бентама, а не Смита или Маркса, стал основной моделью человека в экономической науке XX в. Мерой справедливости (при действии правительства) является очень простая схема: наибольшее счастье возможно большего числа членов общества. Нет никаких общественных интересов, а есть только частные. Поэтому главный принцип справедливого общества— свобода индивида. Общественная справедливость фиктивна — это только свобода отдельных индивидов. Бентам заложил принципы научного направления, которое только потом получило название «утилитаризм», но сам он не использовал этот термин, заслуга его изобретения принадлежит Джону Стьюарту Миллю. Милль, как и Бентам, в качестве основной ценности справедливого общества выдвигает свободу. В работе «О свободе» (1859) он пишет: «Цель этого эссе — заявить принцип, который должен управлять всеми отношениями общества и личности... Принцип этот прост: единственное оправдание вмешательства в свободу действий любого человека — самозащита, предотвращение вреда, который может быть нанесен другим. Собственное благо человека, физическое или моральное, не может стать поводом для вмешательства, коллективного или индивидуального. Не следует заставлять его делать что-либо или терпеть что-то из-за того, что, по мнению общества, так будет умнее и справедливее... Человек ответствен толь-ко за ту часть своего поведения, которая касается других. В остальном — абсолютно независим» [76]. Человечество больше выиграет, позволяя людям жить по-своему, чем принуждая жить «как надо» с точки зрения остальных. Второй принцип справедливого общества— индивидуализм. Для человека важен не только поступок, но и как он совершается: так, как велит общество, или самостоятельно. Кальвинисты твердили, что самоволие — великое зло, все благое, на что человек способен, достигается послушанием. Именно это «послушание» и не устраивает Мил-ля, свобода составляет не просто условия действия, но и само действие, свобода для него означает ненарушение принципа своей природы — быть тем, кем ты хочешь стать. «Разные люди должны по-разному жить», — говорил Милль. И тогда натура каждого свободно разовьется. Но индивидуализм не означает эгоизма: утверждение, что следует искать для себя блага, не предполагает того, что следует приносить вред другим. Индивидуализм не исключает и социальной кооперации, только для Милля это свободная ассоциация индивидов, объединившихся для достижения общей цели. Милль считал, что наемный труд будет ГЛАВА 2. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОБЩЕСТВА 2.10. Утилитаризм иэволюционизмкактеории справедливости: Бентам, Милль, Спенсер
преодолен именно посредством кооперативного труда (эта идея потом получила развитие в теории кооперативного социализма М. И. Туган-Барановского и др.). Третий принцип справедливого обществаМилля — конкуренция. Каждый волен заниматься тем, чем ему хочется, конкурируя с другими в своих способностях и талантах. Зло — все то, что ограничивает конкуренцию, и благо в итоге — все то, что расширяет ее. И наконец, четвертый принцип— равенство прав. Именно у Милля и других английских либералов равенство теперь относится и к женщинам (а Спенсер в своей теории справедливости впоследствии будет говорить и о правах детей). Милль задумывается также и о преодолении неравенства доходов, для него справедливым является самостоятельно заработанный (трудовой) доход, средством преодоления «случайности рождения» и неравенства богатства у него выступает ограничение прав наследования. Интересным является рассмотрение Миллем соотношения пользы и справедливости в работе «Utilitarianism» (1863) (Chapter 5, «On the Connection between Justice and Utility»). Он считает, что ценности справедливости просто занимают более высокий ранг в шкале полезностей, чем другие ценности, тем самым они, как правила, обязательны для исполнения («.. justice is a name for certain moral requirements, which, regarded collectively, stand higher in the scale of social utility, and are therefore of more paramount obligation, than any others») [77]. Поступать справедливо полезно, просто справедливости всегда отводили некое «священное» место, поэтому она так и обособилась от остальных ценностей. Кстати, на последней странице этой работы Милль вступает в спор со Спенсером, критикующим утилитаризм. Спенсер предложил английскому либерализму совершенно новое научное основание морали и справедливости — эволюционную гипотезу (он не решался назвать ее теорией). Спенсер за свои 83 года жизни написал столько, что трудно даже перечислить: не было темы, которой он не касался. Он был одним из последних энциклопедистов (так же как Милль и Кант), поэтому он сочинял «Основания философии», «Основания социологии», «Основания этики» и т.д. В основаниях этики («77ге Principles of Ethics») содержится часть четвертая, названная «Справедливость», которая потом выходила отдельной книгой. В ней на основе строго научного по тем временам эволюционного метода в социальных науках разрабатывается органическая теория справедливости. Общество рассматривалось как определенный социальный организм в процессе эволюционного развития — Спенсер и Дарвин шли вместе по этому пути, все дарвиновские законы (естественный отбор, борьба за существование и выживание сильнейшего) Спенсером рассматривались еще раньше в применении к обществу. Спенсер начинает анализ справедливости, рассматривая этику в поведении животных (без альтруистической заботы о потомстве жизнь не могла бы продолжаться — сохранение вида выше, чем сохранение индивида); справедливость в природном мире (sub-human justice), чувство справедливости у людей и затем идею справедливости. Справедливость выражена у него в правах — право на личную неприкосновенность, право на свободное передвижение, право на использование природных ресурсов (земли), право собственности, право дарения, обмена и договора, право свободного предпринимательства («the right of each man to carry on his occupation»), так называемые политические права (именно так написано в оригинале), право свободы совести, свободы слова и — о чудо! — права женщин и детей. Заключает Спенсер свое исследование обязанностями государства и, самое главное, границами вмешательства государства в общественную жизнь. Органическая теория справедливости предполагает, что общество рассматривается как органическое целое, состоящее из частей, элементом этой системы является индивид (соответственно исходным моментом анализа выступает поведение индивида); каждая часть рассматривается с точки зрения функции, которую она выполняет в организме (вот начала функционализма в социологии, продолженного Дюркгей-мом, Моссом, Парсонсом). В природном мире закон справедливости такой — для сохранения вида выживают сильнейшие (individuals of most worth), наиболее приспособленные к окружающей среде, соответственно справедливо, что они получают больше, чем другие. Но существуют коллективные животные, для них справедливость уже другая — у них имеет место общая защита от естественных врагов, общая забота о потомстве, здесь проявляется альтруистское поведение — вступает в силу закон сохранения группы, а не индивида. Что касается человеческой справедливости, то здесь Спенсер настаивает, что в принципе эволюционная точка зрения должна вывести справедливость в человеческом мире из справедливости природной. Эта позиция диаметрально противоположна идеям Канта, Гегеля и Маркса о том, что человек — «главный предмет в мире» и исключительно социальное, а не биосоциальное существо, что развитие человечества — это освобождение от природных границ. Но Спенсер сознательно противопоставляет свою эволюционную теорию Канту и спорит с ним. Закон выживания наиболее приспособленных действу- ГЛАВА 2. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОБЩЕСТВА 2.11. Крушение либеральных капиталистических идеалов справедливости: время войны
ет и у людей, но ассоциативность их существования (особенно при переходе от небольших групп охотников и собирателей к большим социальным общностям при оседлом земледелии) и необходимость кооперации заставляют индивидов ограничивать себя и регулировать свое поведение согласно общим правилам для обеспечения блага общей группы. С развитием общества развивается и чувство справедливости — эгоистическое чувство справедливости связано с тем, что человек хочет получить то, что является результатом его действия, а всякое ограничение своей свободы действия рассматривает как несправедливость. Альтруистическое чувство справедливости возникает из чувства приобщения индивида к группе, поскольку он не может выжить в одиночку. Так возникают симпатия и позитивная оценка взаимопомощи или поддержки. Общества в своем эволюционном развитии, по Спенсеру, делятся на военные и промышленные: в первых социальным основанием является статус (здесь справедливостью выступает правило талиона — агрессия одного должна получить обратную агрессию другого, это и есть принцип баланса действия, или равенство в справедливости); во вторых — контракт (контракт предполагает, что стороны отличаются друг от друга, т.е. условием договора является неравенство позиций сторон). Для этого второго типа обществ, т.е. для всех современных обществ, Спенсер выводит свою ставшую знаменитой формулу справедливости: « The liberty of each limited only by the like liberties of all» («Свобода каждого ограничивается такой же свободой всех») [78]. Или так: каждый может делать то, что захочет, если при этом он не нарушает равной свободы других людей, — Спенсер называет это правило «законом равной свободы». Среди прав, которые описывает Спенсер, выделяется собственность. Спенсер спорит с коммунистами (их манифестом), доказывая, что справедливость собственности связана с принципом соответствия (пропорциональной зависимости) действия и результата. При отрицании частной собственности этот принцип органической справедливости нарушается. Интересно, что собственность у него имеет не только вещный, но и интеллектуальный характер. Природа государства, согласно органической теории, изменяется в ходе эволюции. Для военного типа обществ социальная целостность важнее индивида (примитивное государство существует в виде патриархального типа семьи), для промышленных обществ ценность индивида выше ценности группы, поэтому функция государства — регулировать отношения индивидов в целях сохранения справедливости (уже без применения силы). Английский либерализм (Бентама, Милля и Спенсера) в целом повлиял на понимание справедливости и справедливых действий государства (скорее на справедливое ограничение действий государства), и вторую половину XIX в. можно смело считать веком либерального господства свободного капитализма. Но вскоре ситуация изменится: после Первой мировой войны либералам надо будет внести изменения в свою программу, да и не только либералам — всем другим придется также приспосабливаться к жестокому, но все же прекрасному новому веку.
|