КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Век Просвещения: рационализация справедливостиЧем отличается эпоха абсолютизма от Средневековья? Сословия как основные элементы социальной структуры сохраняются, но представители королевской власти получили однозначный перевес над сословиями. Так был сделан предпоследний важный шаг на пути ко всеобщему равенству: хотя большинство просвещенных людей XVII в. были очень далеки от представления, что все люди равны, но в отношении короля все, даже самые знатные, были равны. Почему? Потому, что все одинаково подчинялись власти короля, король не был теперь «первым среди равных», он был на недосягаемой высоте. Людовик XIV даже пэров Франции вынуждал опуститься до уровня простых подданных, его министр финансов Кольбер (меркантилизм иногда так и называли — кольбертизмом), происходивший из буржуазного сословия, имел власть гораздо большую, чем потомственные аристократы, а фаворитки короля заставляли гранд-дам завидовать себе. Оставался последний шаг до признания полного равенства — отменить власть короля. (Как отменить? Казнить — и не будет короля.) Это и было сделано потом Французской революцией. Другое «изобретение» эпохи абсолютных монархий в социальной жизни — ориентация на ограничение аффектов (в том числе и физического насилия). Людовик XIV в отличие от Генриха IV уже не был королем-рыцарем: он не мчался во главе своих дворян в битве, война была поручена профессиональным военным; турниры как битва мужчины с мужчиной или дуэли потеряли свое прежнее значение (особенно после того, как Ришелье казнил одного из знатных дуэлянтов). Захват, насилие, добыча — все это утратило прежнюю ценность и (как следствие) качество справедливого. Участие в церемониях двора, основанное на выученной дистанции к другому, на сдерживании эмоций и самоконтроле, теперь ценилось больше, чем сила, храбрость и ловкость. Всякое внешнее (насильственное) принуждение стало считать- ся несправедливым, а справедливым — только самопринуждение. Например, считалось, что если кто-либо заставляет человека работать на себя, то это несправедливо, но если его заставляет нужда и он сам на-11 и мается на работу, то в этом нет никакой несправедливости. И наконец, еще одно новшество XVII столетия, может быть, главное и основное — развитие рационализма и просвещения. Два лозунга, на мой взгляд, характеризуют, но и определяют XVII столетие: «Knowledge is power in itself» и «Cogito ergo sum». Первый лозунг принадлежит Фрэнсису Бэкону. «Знание — сила», — утверждал он, но не просто сила, а еще и власть. Второй — Рене Декарту, который в «Началах философии» (1644) отмечал, что «человеку, исследующему истину», необходимо хоть один раз в жизни усомниться во всех вещах — насколько они возможны, и если мы станем отвергать все то, в чем можно сомневаться, мы «легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела», но нелепо предположить, что мы сами, думающие об этом, не существуем, поэтому «я мыслю, следовательно, существую» — есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто «философствует в порядке». Мишель Фуко очень четко и точно в работе «Слова и вещи» показывает отличия мышления эпохи Возрождения и эпохи абсолютных монархий: в XVI в. способ мышления состоял в разгадывании знаков, которыми наполнен мир, — их только надо уметь читать. Соответственно знание представляется как проникновение в загадочное и священное пространство знаков, а познание — как название вещей. Способ классификации вещей осуществляется посредством подобия, например, если грецкий орех похож на мозг, то он будет полезен при лечении головной боли. В XVII в. рациональное знание выступает как различение (с помощью рациональных процедур: измерения, исчисления, геометризации, классификации), язык теперь непосредственно соединялся с мыслью, слова и вещи также соединяются без посредников, в итоге самое важное новшество XVII столетия, сформировавшее наше современное представление о рациональности, — язык и есть мысль. Знание теперь воспринимается через метод анализа, т.е. как способ установления порядка (вещей и слов, им соответствующих). Результатом развития науки XVII столетия являются: естественная история (анализ природы), грамматика (анализ слов) и меркантилизм (анализ богатств) [25]. Что означал господствующий рационализм («математизация и геометризация» повседневного мышления, по меткому выражению Гус- ГЛАВА 2. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОБЩЕСТВА 2.5. Век Просвещения: рационализация справедливости
серля) для нового понимания справедливости? Рационализм превратил справедливость из коллективного чувства в понятие разума. Справедливым теперь стало то, что соответствовало разумному порядку; несправедливым — то, что основано на суеверии и невежестве. Знание, понимание и их процедуры (методы) в противовес чувству и аффектам становятся основой справедливого решения (суда, например). Почему дуэли запрещаются? Потому что они более не считаются пригодным способом (методом) установления истины; потому что они представляют пережитки феодального периода; потому что лишить жизни другого можно только по решению суда (королевского). Если разум в состоянии понять мир, то мы можем и переделать этот мир в соответствии с законами разума. Поэтому справедливое устройство мира — это его переустройство на основаниях разума. Кроме того, рационализм означал развитие счета — поэтому и справедливость (в делении и распределении богатств) приобретала все более количественные характеристики. Рационализм в полной мере относился и к капитализму — они всегда вместе, не существуют друг без друга. Как убеждал нас Вебер (и Зом-барт, конечно, тоже), рациональное предприятие — основа капиталистического способа производства. Рационализм означал, что капиталист действует (организует производство или торговлю) рационально. Он не простой «капиталистический авантюрист», движимый случайной жаждой наживы. Наоборот, капиталист стремится к «законной прибыли» (т.е. рационально и морально оправданной) в рамках своей профессии. Рационализация охватывала понимание соотношения средств и целей — капиталистическое предприятие было самым эффективным (экономным) соотношением средств и целей; цели и средства получили одинаковое (однопорядковое) денежное выражение; наконец, средства выбирались из мирного арсенала (на чем настаивал Вебер, но с ним не соглашался Зомбарт). Рационализм капиталистического предприятия означал применение научных (значит — самых передовых) методов и техники производства, механизм и машина стали материальными воплощениями этого процесса рационализации. Теперь вернемся к развитию капитализма и соответствующему изменению моральных представлений в этом новом капиталистическом обществе XVII и XVIII столетий. Как отмечает Бродель, капитализм всегда предполагает центр и периферию: «...в случае Европы и примыкающих зон, которые она как бы аннексировала, возникновение единого центра произошло в 80-е годы XIV в., и таким центром стала Венеция. Около 1500 г. произошел внезапный гигантский скачок, в результате которого центр переместился из Венеции в Ант- верпен, затем, в 1550—1560 гг., центр вернулся в Средиземноморье, но на этот раз в Геную, наконец, в 1590—1610 гг. — новое перемещение — в Амстердам, остававшийся устойчивым экономическим центром европейской зоны в течение почти двух веков. Лишь в период между 1780 и 1815 гг. этот центр переместится в Лондон» [26]. Если Амстердам был в определенном смысле все еще городом-государством (со своей торговой империей от Антильских островов до Японии и Индонезии), то Лондон уже не город-государство, а столица Британских островов, дающих городу непреодолимую силу национального рынка. «Национальная экономика представляет собой политическое пространство, превращенное государством в силу потребностей и под влиянием развития материальной жизни в связное и унифицированное экономическое пространство, деятельность различных частей которого может быть объединена в рамках одного общего направления. Одной лишь Англии удалось в достаточно ранний срок реализовать такое свершение» [27]. Этот британский национальный рынок был достаточно большим — в 1707 г. Англия объединилась с Шотландией, в 1801 г. — с Ирландией, его даже нельзя сравнивать с внутренним рынком Соединенных провинций, поэтому он вообще не принимался в расчет голландскими капиталистами. Этот британский национальный рынок способствовал внутреннему развитию капитализма, промышленного в том числе. Очень рано этот рынок стал превращаться из общественного в частный: «Английские историки отмечают, что начиная с XV в. наряду с традиционным общественным рынком (public market) возникает и приобретает все большее значение другой рынок, который они назвали частным рынком (private market), а я назову, чтобы подчеркнуть его отличие от первого, противорынком. Действительно, не пытается ли он избавиться от правил традиционного рынка, нередко чересчур сковывающих? Передвижные торговцы, сборщики, скупщики товаров направляются непосредственна к производителю. Они покупают непосредственно у крестьян шерсть, коноплю, живой скот, кожи, рожь или пшеницу, птицу и т.д. Иногда они даже скупают эти продукты заранее — шерсть до стрижки овец, пшеницу на корню. Простая расписка, данная в деревенской корчме или на самой ферме, служит купчей. Затем они доставят свои покупки на телегах, вьючных животных или лодках в большие города или внешние порты», — пишет Бродель [28]. В чем отличие такого рынка? Ответ прост — производитель и потребитель теперь не связаны рынком, между ними возникает так необходимая фигура посредника, он и только он обладает полнотой ин- ГЛАВА 2. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОБЩЕСТВА 2.6. Либеральная трактовка справедливости: Гоббс, Локк, Юм и Смит
формации (знанием конечной цены, спроса, предложения), но и необходимой суммой капитала. Никому он не позволяет знать всю цепочку или сеть обменов, и на этой асимметрии информации (как сказали бы представители теории «New Institutional Economics») он и получает прибыль. Чем длиннее эти цепочки обменов, тем меньше они поддаются общественной (или государственной) регламентации. Но еще необходимо и законодательное ограничение такого контроля, и его моральное оправдание (право индивида на частную собственность и частную жизнь, равные права индивидов на свободу, четко определенные минимальные права государства и т.д.), и вот здесь в игру вступает английская философия и политическая экономия — Гоббс, Локк, Юм и Смит.
|