КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Крушение либеральных капиталистических идеалов справедливости: время войныЕсли XIX в. начался чуть раньше времени, с приходом французской революции, то следующий век немного запоздал — началом XX в., наверное, можно считать Первую мировую войну (кстати, первой ее стали называть только после второй). В некотором смысле ее начало означало провал идеи рационального политического и экономического устройства мира, как говорили потом, — у разума не оказалось никаких аргументов против убийства. Весь XIX в., после наполеоновских войн, складывалось убеждение, что рациональное устройство национального (более или менее либерального и более или менее социального) государства и либеральной международной политики, господство и развитие мировой торговли приведут к рациональному мироустройству вообще, что мирные торговые отношения с другими странами препятствуют войне, о которой стали забывать (ведь почти сто лет не было крупных войн _ короткие франко-прусская, крымская или русско-японская войны не в счет). Но с началом мировой войны все иллюзии исчезли — рациональный и экономический (что казалось почти одним и тем же) миропорядок капитализма развалился. Развалилось и представление людей о справедливости такого миропорядка. Война, ставшая массовой, принесла огромные страдания громадному числу людей (разум и его техника встали на службу организованному убийству). Погибло около 10 млн военных, но и примерно столько же мирного населения. «Человечество организовалось в великие государства и империи, национальное движение способствовало пробуждению коллективного сознания масс, и в результате стало возможным истребление людей в таком масштабе, о каком до тех пор не имели никакого представления», — утверждал Уинстон Черчилль [79]. Вот результат «прогресса» — массовое капиталистическое общество привело к массовому уничтожению. ГЛАВА 2. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОБЩЕСТВА 2.11. Крушение либеральных капиталистических идеалов справедливости: время войны
Политическим результатом Первой мировой войны стала ликвидация четырех империй: Германской, Российской, Австро-Венгерской и Османской. Две последние были разделены и сошли со сцены истории, а Германия и Россия оказались в плену экономической разрухи — казавшийся уже преодоленным в эпоху капитализма голод опять занял свое место в жизни теперь уже цивилизованного общества. В результате войны в России и Германии произошли революции: монархии были свергнуты — в России после большевистского переворота утвердилось советское государство, в Германии в ноябре 1918 г. к власти пришли социал-демократы (коммунистический мятеж Либкнехта и Розы Люксембург был подавлен, «Красная Бавария» — это не пивной завод в Петербурге, а неофициальное название Баварской Советской республики — тоже не смогла удержать власть). В 1919 г. образовалась Веймарская республика. В России в результате революции началась Гражданская война (красный и белый террор), погибло более 10 млн человек, 2 млн эмигрировали. После войны и Россия, и Германия стали жертвами тоталитарных режимов. Все эти режимы (сталинизм и фашизм) удивительно похожи — посмотрите агитационные картинки: вот Ленин и дети, такой же Гитлер и дети; сравните «сталинскую» архитектуру и здания франкистского Мадрида или кварталы EUR Муссолини в Риме; наконец, обратите внимание на моральные аспекты критики предыдущего строя — у одних виноваты буржуа, у других — евреи, но виновные обнаружены и будут наказаны. Экономический центр мира (напуганный войной?) впервые покинул Европу и переместился в Америку, Лондон (сменивший Амстердам, а тот в свою очередь Геную, как до этого Генуя Венецию и т.д.) после двух столетий господства уступил Нью-Йорку, США стали сильнейшей политической и военной державой. Разрушилась система золотого стандарта, являвшаяся основой международных расчетов. Оценивая все эти результаты войн и революций начала XX столетия, вспоминаешь слова Вольтера: «Не является ли убийство друга или своего брата ужасающим беспорядком в морали?» Понятно, что никакие оправдания справедливости войны (типа плехановского: на нас напали — и мы защищаемся) не могли быть приняты. Война не казалась теперь однозначно справедливой для каждой из сторон (очень показательна и характерна позиция Ленина в отношении войны — нельзя не желать поражения своему правительству). Война, безусловно, означала всеобщий кризис рационализма, морали и справедливости. Само понятие справедливости как бы отошло на второй план — какая уж тут справедливость, когда мир рушится? Есть ли связь между войной и капитализмом? На поверхности она очевидна: капитализм стал мировым явлением — и война приобрела мировой характер; капитализм стал носить промышленный характер — и война пошла по индустриальным рельсам (теперь это была «война моторов»); капитализм организовал массовое производство и потребление, втянув все население в свой оборот, — вслед за ним и война стала массовым явлением, втянув мирное население в свои дела; капитализм использовал передовую науку и технику — и война была теперь «научным» мероприятием: в Первую мировую отличилась химия с новейшими отравляющими веществами, новыми видами техники стали самолеты, подводные лодки, скорострельные орудия и т.д. Капитализм, конечно, не мог упустить и выгод войны: государственные военные (оборонные) заказы оказались выгодными предприятиями, что было весьма на руку промышленным монополиям (немецкие «Крупп», «Тиссен», «Сименс»). Война сделала капитализм еще более монополистическим и государственным, она не убила его, а, наоборот, сделала его еще сильнее. Виноват ли капитализм в том, что мир оказался охвачен войной? Марксисты-ленинисты однозначно отвечали утвердительно (к их мнению надо относиться осторожно — у них капитализм виноват всегда). Развитие капитализма в его империалистической стадии, считал бывший студент-заочник Петербургского Императорского университета В. Ульянов, ведет к противоречиям между старыми и новыми капиталистическими странами, ведется борьба за рынки сырья, сбыта, вывоза капитала, и война — это лишь продолжение экономической политики военными средствами. Такой вот простой смысл, без особых затей. Но не только марксизм-ленинизм обвинял капитализм в войне. Карл По-ланьи без всяких апелляций также соглашается с этим утверждением в работе «Великая трансформация: Политические и экономические истоки нашего времени» (1944): «Первопричины катастрофы лежат в утопической попытке экономического либерализма создать саморегулирующуюся рыночную систему» [80]. Правительства либералов перестали регулировать капиталистический рынок, он стал автономным, превратив социальную ткань общества — труд, землю и деньги — в обычные товары, которые продавались и покупались, несмотря на то что они были ненастоящими (фиктивными) товарами. Нации и их правительства превратились в игрушки в руках мирового рынка. Как только рынок давал сбой, напряжение распространялось из сферы экономики в сферу политики и международных отношений, в итоге все закончилось большой войной (Первая и Вторая мировая через года как бы протягивают друг другу руки).
ГЛАВА 2. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОБЩЕСТВА 2.11. Крушение либеральных капиталистических идеалов справедливости: время войны
Однако были, на мой взгляд, и более общие причины катастрофы — мировой войны и последующего господства тоталитаризма, которые, конечно, связаны с капитализмом, но и существенны сами по себе. Я бы отметил три взаимосвязанных социальных процесса, приводящих к радикальной трансформации обществ: это индустриализация, урбанизация и секуляризация (утрата религией своего морального и социального предназначения). Капитализм с его любовью к технике и инновациям приводит к развитию индустриального способа производства и далее — к промышленной революции (заводы и фабрики с дымящей трубой становятся символом этого процесса). Индустриализация требует концентрации промышленности в городах. К началу XX в. в развитых странах доля городского населения превысила сельское: около 80% городского населения в Великобритании; 56% — в Германии; только в России этот процесс затянулся до 1953 г., когда городское население впервые превысило сельское. Этот процесс новой урбанизации и роста численности городского населения, который достигался за счет превращения крестьян в городских пролетариев, привел к тому, что «городское сознание» (по своей природе безличное и безразличное) стало размываться «крестьянским сознанием» (с его патриархальностью, персонификацией власти — когда доверяли не институту, а личности, с требованием порядка). В итоге для тоталитарных режимов сформировались адекватные условия (причем в разных странах примерно в одно и то же время — в России, Германии, Италии, затем Испании и Португалии). Это новое городское сознание теперь не могло уже получить помощь от христианской морали, ведь в общественном сознании религию все больше замещала наука, и для повседневного сознания стало характерным обращение к науке (часто в виде псевдонауки): вспомните рабочее образование и так называемую «кружковщину». Религия не только вместе с христианской моралью, но и моралью вообще переместилась на периферию общественного сознания. Бог умер, говорил Ницше, а мы его убийцы. Нельзя понимать эту фразу Ницше прямолинейно, считает Хайдеггер: «...явление Нового времени — обезбожение. Это выражение не означает простого изгнания богов, грубого атеизма. Обезбожение есть состояние принципиальной нерешенности относительно Бога и богов». И добавляет: «Если до такого дошло дело, то боги улетучились» [81]. Вот так, «боги улетели», и новой горожанин, вчерашний крестьянин, оказался в начале XX в. в ситуации моральной аномии, его моральный порядок (и в нем — представления о справедливости), ранее сформированный христианской этикой, уже разрушился, а новый, экономический по своей природе, либеральный по форме и социал-демократический по содержанию, еще не вступил в силу. Война и последовавшая реакция означали глубокое забвение ценности отдельной человеческой жизни (чего так добивался классический либерализм), капитализм стал массовым производством и потреблением, и общество в ответ преобразилось в массовое. Но «славу и ответственность» за выход широких масс на историческое поприще несут не только война и революция, но и в целом XIX век. В массе человек как индивид стал менее ценен, общее заслонило индивидуальное, коллективные интересы перевесили личные. С другой стороны, интересы отдельных людей теперь отличались друг от друга, их уже нельзя было сложить вместе и общество не могло быть теперь просто суммой индивидов. Хосе Ортега-и-Гассет (по испанской традиции в его фамилии соединяются фамилии отца и матери) в «Rebelion de las Masas» («Восстание масс», 1930) четко подметил этот противоречивый процесс трансформации общества. Он выделял три взаимосвязанных явления: феномен стадности (Ницше также указывал на этот феномен. «Мы по ту сторону добра и зла, — говорил он, — но требуем безусловного признания святыни "стадной морали"»); эффект глобализации: «Просто-напросто мир нежданно вырос, а в нем и вместе с ним выросла и жизнь. Прежде всего она стала планетарной; я хочу сказать, что жизнь рядового человека вмещает сегодня всю планету, что простой смертный привычно обживает весь мир». Не очень верится, что это было написано в 1930-х годах; массовое мышление (это мышление тех, у кого на любой вопрос заранее готов ответ, что не составляет особого труда и вполне всех устраивает) [82]. Справедливость предполагает идею, осмысление, диалог, но «массовый человек», втянутый в обсуждение, теряется, инстинктивно противится этой высшей инстанции, требует «закончить дискуссии» (вспоминается Полиграф Полиграфович Шариков из «Собачьего сердца» М. Булгакова: «А чего там решать? Взять всё и поделить!»; и еще мне нравится как профессору про профессоров: «Да какой тут способ, _ становясь словоохотливым после водки, объяснил Шариков, — дело нехитрое. А то что же: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет...»). В итоге масса неизбежно обращается к насилию, считает Ортега-и-Гассет: «Повсюду аморфная масса давит на государственную власть и подминает, топчет малейшие оппозиционные ростки. Масса — кто бы подумал при виде ее однородной скученности! — не желает уживаться ни с кем, кроме себя. Все, что не масса, она ненавидит смертно» [83]. ГЛАВА 2. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОБЩЕСТВА 2.11. Крушение либеральных капиталистических идеалов справедливости: время войны
Массы требовали вождя, и он не долго заставил себя ждать. Философское обоснование роли «сверхчеловека» и процесса господства «сильной власти» пришло еще раньше, в XIX в., — посмотрите как Ницше определял справедливость. В работе «Антихрист. Проклятие христианству» (1888) Ницше писал: «Что хорошо? — Всё, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? — Всё, что происходит из слабости. Что есть счастье? — Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия. Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом. Что вреднее всякого порока? — Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым — христианство» [84]. И вот как он определяет справедливость: справедливость есть функция власти (причем не просто власти, а сильной власти), она поднимается над «мелочными» перспективами добра и зла, ее намерение — сохранить нечто большее, чем та или эта личность. Лишь господствующий утверждает задним числом «справедливость», т.е. «меряет вещи своей мерой». Вот так сила соединяется со справедливостью, мощь — с добротой. Именно эта идея и легла потом в основу фашистской идеологии. Вот пример из немецких агитационных брошюр: «Те же жиды, которые эксплуатировали и выжимали последние соки из вашего народа, путем алчного коммунистического государственного капитализма, те же жиды так же безжалостно опустошали и Германию, с помощью международного финансового капитализма. Но решительным мощным ударом Адольф Гитлер сломил и разбил их силу. Адольф Гитлер — это воплощение силы, мощи, доброты и справедливости!» (Немецкая агитационная брошюра. Предположительный год публикации — 1941-й.) [85] Предвосхищая, видимо, такую ситуацию, Ницше предупреждал: «Никогда не доверяйте говорящим о справедливости!», называющим самих себя «добрыми и праведными» недостает лишь власти, чтобы стать тиранами. Теперь обратимся к тому, как большевики трактовали справедливость. Капитализм в экономическом плане всегда означал наиболее эффективные средства для достижения цели при ограниченности ресурсов. При этом ограниченность предполагала только материальные ресурсы, ограниченность моральных ресурсов не учитывалась. В определенном смысле в новом веке (особенно это относится ко всяким революционерам) цели стали соотносить со средствами без учета морали, очень изменилась и система временных предпочтений — ради светлого будущего потомков (как его понимали в то время) можно было пожерт- вовать нынешним поколением. Почему-то старый лозунг, что «одно сегодня стоит двух завтра», перестал работать. Интересно в этом смысле сопоставление представлений Ленина и Троцкого. Вот как считал Троцкий: «...Цель (демократия или социализм) оправдывает, при известных условиях, такие средства, как насилие и убийство... Общество без социальных противоречий будет, разумеется, обществом без лжи и насилий. Однако проложить к нему мост нельзя иначе, как революционными, т.е. насильственными средствами... Допустимы и обязательны те и только те средства, отвечаем мы, которые сплачивают революционный пролетариат, наполняют его душу непримиримой враждой к угнетению, научают его презирать официальную мораль и ее демократических подголосков, пропитывают его сознанием собственной исторической миссии, повышают его мужество и самоотверженность в борьбе». Троцкого обвиняли во введении в 1919 г. декрета о заложниках, на что он отвечал: «Так или иначе, за декрет 1919 г. я несу полностью ответственность. Он был необходимой мерой в борьбе против угнетателей... даже в самом остром вопросе — убийство человека человеком — моральные абсолюты оказываются совершенно непригодны. Моральная оценка, вместе с политической, вытекает из внутренних потребностей борьбы» [86]. Не так прямолинейно (без упоминаний убийства), но в том же духе высказывался и Ленин, говоря об обмане народа лозунгами свободы и равенства: «Я знаю, откуда вы берете ваши понятия о справедливости. Они у вас из вчерашней капиталистической эпохи. Товаровладелец, его равенство, его свобода — вот ваши понятия о справедливости. Это мелкобуржуазные остатки мелкобуржуазных предрассудков — вот что такое ваша справедливость, ваше равенство, ваша трудовая демократия. А для нас справедливость подчинена интересам свержения капитала... диктатура пролетариата неизбежна, необходима и безусловно обязательна для выхода из капитализма. Диктатура означает не только насилие, хотя она невозможна без насилия... Насилие можно применить, не имея экономических корней, но тогда оно историей обречено на гибель. Но можно применить насилие, опираясь на передовой класс, на более высокие принципы социалистического строя, порядка и организации. И тогда оно может временно потерпеть неудачу, но оно непобедимо» [87]. Вдумайтесь в смысл фразы: все, что способствует свержению капитала, — справедливо; диктатура — неизбежна (хотя и временно); насилие передового класса — непобедимо; а потом (в следующем поколении — те, кому 50, до коммунизма не доживут, — ласково предупреждал ГЛАВА 2. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОБЩЕСТВА 2.12. Трансформация капитализма вXX веке: экономический проект справедливого...
Ильич) наступит царство свободы и справедливости, причем вечное — классовые противоречия навсегда исчезнут. Вот такая «социалистическая справедливость» на условиях миллениаризма, которая противопоставлялась «мелкобуржуазной», т.е. либеральной, справедливости. Итак, эти противоречия моральных позиций представлял и раскол общественного мнения в области того, что считать справедливым: что первично — равенство или свобода; оправдано ли светлое будущее сегодняшними жертвами; морально ли применение насилия ради благородных конечных целей; оправдывает ли моральная цель аморальные средства; возможно ли противопоставление интереса индивида (отщепенца, как писали в советских учебниках) коллективным интересам? В целом это общество европейских войн и революций первой половины XX в. потеряло концепцию общего блага, казалось, договориться в ситуации конкурирующих моральных ценностей не удастся. В Америке 1920-х наступило самое бурное развитие капитализма, которое получило название «The Roaring Twenties» или «The Jazz Age». В этот период материальные блага и их достижение (дом, а не квартира; автомобиль вместо упряжки; электричество вместо керосиновой лампы), а также погоня за удовольствиями стали центральными для общества. Именно тогда для отображения нового режима удовольствий появились выражения: «baby» (в смысле «дорогая»); «sugar daddy» (в смысле «папик»). Лозунги той эпохи — «жить сейчас, а не завтра», «бери от жизни все». Но все в итоге закончилось самым серьезным в истории мировым кризисом. В Германии, поставленной на колени Версальским мирным договором, создавались условия для реванша (многие, в их числе Дж. М. Кейнс, предупреждали об этом в 1919 г.), и идеология национал-социализма нашла свою почву. В СССР строился социализм, и, несмотря на временное отступление в виде НЭПа, «строительство» в 1930-е развернулось по максимуму — коллективизация, раскулачивание, партийные чистки, массовые репрессии... Нельзя не сказать, что и сама наука в начале века перестала интересоваться моральными факторами, и справедливостью в частности. Например, экономическая наука превратилась из политической (а следовательно, и социальной) экономии в «economics» (у Альфреда Маршалла, например), предметом которого стала ситуация выбора средств достижения целей в условиях ограниченности ресурсов. Но вопрос самих целей экономику уже больше не интересовал. Теперь считалось, что цели должны определять какие-то другие люди — политики или все общество, а экономисты выполняют только «техническую» функ- цию. Социология, стремясь походить на другие, точные науки, в начале века стала позитивистской, в ней не было места моральной (оценочной) проблематике, в ней начинает преобладать чисто «технический» интерес. У Дюркгейма, который заявлял о необходимости социологии морали, всякое моральное просто растворяется в социальном (коллективное господствует над индивидом, это коллективное сознание и есть моральное сознание, главным аспектом которого является долг). Но даже в непозитивистской социологии понятия справедливого общества отсутствовали. Хотя Макс Вебер и вводит в социологию понятия ценностей и ценностно-рационального действия (а также протестантской этики), но для него научный порядок (основанный на фактах) и порядок ценностей (основанный на свободном выборе ценностей индивидом) фундаментально противоположны, согласования ценностей у разных людей в обществе произойти не может, поэтому в социологии и нет представления о справедливом. «Свобода от оценки» — вот принцип его социологии. И далее — в неоклассической социологии Талкотта Парсонса, в структурно-функциональном анализе общества — упоминание о моральном вообще отсутствует. И только в 30—40-е годы XX в., особенно в связи с мировым капиталистическим кризисом 1929 г. и последующей депрессией, а затем Второй мировой войной, все же произошло существенное продвижение вперед общественной мысли в области понимания того, какими должны быть правильное общество и природа справедливости. Я имею в виду прежде всего возникновение кейнсианского направления в экономической науке, что существенно модифицировало либеральное представление о справедливом обществе и соответствующей государственной политике, а затем его критику в лице либертарианского направления (Хайек, Мизес и др.).
|