КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А Часть 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ
дения. Главной причиной подобного суждения, на мой взгляд, яв- ляется то, что мы ошибочно приписываем улучшение настроения разрядке агрессивной энергии. На самом же деле мы, вероятно, ис- пытываем эмоциональный подъем оттого, что 1) мы получили удо- вольствие от соперничества (может быть, потому, что выигрывали) и 2) мы были так вовлечены в соревнование, что перестали думать о тех вещах, которые нас фруетрировали, и, следовательно, перестали из-за них волноваться. В любом случае агрессивные тенденции бо- лее не активизировались.
Важно иметь в виду эти возможности. Они свидетельствуют о том, что наше побуждение к агрессии может быть редуцировано, когда наше настроение улучшается и когда мы перестаем «пережевывать» в мыслях обиды или несправедливости, которые, как мы считаем, были допущены по отношению к нам. Я еще буду говорить об этом подробнее в части 4, при обсуждении контролирования агрессии.
П Реакции гнева на депривации у детей.Другого рода свидетельства в пользу концепции «фрустрация — агрессия» также представляют для нас существенный интерес. Еще во время Первой мировой вой- ны Джон Уотсон (J. Watson), один из отцов-основателей бихевио- ризма, предположил, что гнев является врожденной реакцией на ог- раничение. Когда он и Б. Морган препятствовали двигательной активности маленьких детей, прижимая их ручки к туловищу и удерживая от движения ножки, то дети реагировали такими прс-яв- лениями гнева, которые исследователи обозначили как «ярость» (обычно при этом дети вырывались, пинались, наносили куда попало удары ручками и ножками). Однако в других исследованиях эти ре- зультаты не подтвердились, и многие детские психологи сомневают- ся в том, действительно ли маленькие дети реагируют гневом на ог- раничение их двигательной активности.
Стенберг и Кэмпос разрешили это противоречие, исследуя выра- жения лиц у детей, подвергающихся ограничениям. На протяжении ряда лет П. Экман и его сотрудники исследовали эмоциональные состояния и показали, что они сопровождаются специфическими выражениями лица, которые определенно являются врожденными, а не заученными. Когда, например, люди находятся в состоянии гнева, независимо от того, принадлежат ли они к относительно примитив- ному обществу или к технически высокоразвитой западной культуре, у них «опускаются и сходятся вместе брови, веки становятся напря- женными, а взгляд жестким» (Ekman & Friesen, 1975). Опираясь на эти данные, Стенберг и Кэмпос (Stenberg & Campos, 1990) провели экспериментальное исследование, в котором экспериментатор при- жимал ручки детей к их бокам (не дольше трех минут) до тех пор, пока дети не начинали реагировать гневом. Видеокамера фиксиро- вала экспрессию лица и телесные реакции детей, и полученный мате- риал тщательно анализировался.
Глава 2 Следствия фрустраций О 69
Реакции детей зависят от их возраста. Экспрессия лица у од- номесячных младенцев выражает лишь страдания и дистресс, в то время как у четырех- и семимесячных детей наблюдаются также и реакции гнева (интересно, что использованный авторами метод оце- нивания давал возможность исключить признаки боли и дискомфор- та, так что было ясно, что дети более старшего возраста проявляли не просто общее неудовольствие).
Для нас важно то, что в этом исследовании была показана врож- денная связь между фрустрацией и гневом. Полученные данные по- толяют считать экспрессию лица у детей более старшего возраста признаком того, что можно назвать ^чувством гнейа», источником которого были ограничения, не позволяющие им делать то, что они хотели.
|