Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Концепция коэволюции природы и общества. Понятие ноосферы




1. Как формируются в истории философии идейные предпосылки концепции коэволюции природы и общества?

2. Каковы этапы развития общества, с точки зрения коэволюции природы и общества?

3. В чем заключаются глубинные противоречия современного техногенного общества?

 

Ответы на вопросы к тексту:

1. Идеи русского космизма, впервые сформулированные в рамках религиозной философии рассматривают человека как соработника Бога, цель истории видят в том, чтобы человечество стало разумом природы (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев).

В.И. Вернадский создал учение об эволюции биосферы Земли и о появлении новой оболочки Земли ноосферы (сферы разумного природопользования объединенного человечества). Рассматривал историю как взаимодействие общества и природы, в процессе которого человечество превращается в разум природы. В учении Вернадского содержатся основные идеи коэволюции природы и общества.

Введение термина коэволюции и дальнейшая разработка концепции принадлежит Н.Н. Моисееву.

Синтез концепции коэволюции, теории Большого взрыва и глобального эволюционизма, концепции нелинейного развития открытых неравновесных систем И. Пригожина привел к теории Универсальной, или Большой, истории.

2. Всю историю человечества, с точки зрения коэволюции природы и общества, можно охарактеризовать как процесс постепенного превращения сил природы в силы человеческого общества:

  • Архаическое общество: человек превращает в социальные силы биологическую и психическую энергию своего организма. Возникает общество и социальный индивид.
  • Традиционно-аграрное общество: человек превращает в социальные силы энергию биосферы Земли. Возникают земледелие, скотоводство, появляется прибавочный продукт, формируются цивилизации и государства. Характерны цикличность хозяйственной и социальной жизни, традиционное духовное развитие.
  • Техногенное общество: человек с помощью техники осваивает космические силы природы. Социальные структуры и формы духовной жизни не успевают перестраиваться в соответствии с ускоренными темпами экономического развития.

3. Противоречия техногенного общества:

  • Между ориентацией на господство над природой и хрупким равновесием биосферы.
  • Между необходимостью объединения человечества в единое сообщество – ноосферу и буржуазным антагонистическим обществом.
  • Между колоссальной мощью человечества и его разделенностью на бедных и богатых.

 

Вопросы к тексту В.И. Вернадского:

    1. Что такое биосфера и ноосфера?
    2. В чем заключается, согласно В.И. Вернадскому, принципиальный недостаток прежних концепций философии истории?
    3. Как осуществляется эволюция живого вещества?
    4. При каких социальных условиях возможно возникновение ноосферы?

Ответы на вопросы к тексту В.И. Вернадского:

1. Биосфера – живая природа Земли. Носитель свободной биогеохимической энергии.

Ноосфера – единое человечество, энергия человеческой культуры.

2. Концепции философии истории рассматривают человека как свободно живущего на планете, свободно строящего свою историю без учета законов природы биосферы.

3. В действительности человек не отделим от биосферы. Связан с ней питанием и дыханием. Человек является продуктом эволюции живого вещества, которая шла (скачками) в направлении усовершенствования ЦНС живых организмов (цефализация).

4. Условием возникновения ноосферы является единое человечество, способное перестроить биосферу.

 

Вопросы к тексту Н.Н. Моисеева:

  1. Каковы закономерности развивающегося универсума?
  2. Как Н.Н. Моисеев интерпретирует понятие «бифуркации»?
  3. Каковы основные бифуркации в истории человечества и как они были преодолены?
  4. В чем заключаются глубинные основания современного экологического кризиса?
  5. Каковы последствия экологического кризиса для России и всего мира?

Ответы на вопросы к тексту Н.Н. Моисеева:

1. В течение спокойного эволюционного развития универсума с медленным изменением свойств наступают моменты, когда он, потеряв устойчивость, теряет память и его последующая эволюция непредсказуема, поскольку может определяться случайными факторами.

2. Процесс катастрофической перестройки системы и перехода ее в новый канал своего развития называется бифуркацией. Ее последствия непредсказуемы, а роль случайных факторов резко усилена.

3. Основные бифуркации в истории человечества:

  • Резкое похолодание климата в начале четвертичного периода привело к переселению австралопитеков из леса в саванну. Результатом стало прямохождение, использование орудий, мясоедение.
  • Внутривидовой отбор на уровне индивидуумов был прекращен введением табу «не убий». Результатом стало утверждение общественной формы эволюции, сохранение единственного вида человека – кроманьонца.
  • Неолитическая революция (усовершенствование технологии обработки камня, создание метательного оружия) привела к исчезновению крупных копытных и угрозе голодного вымирания человека. Итогом стало возникновение земледелия и скотоводства.

4. Антропогенная нагрузка на биосферу непрерывно растет, что грозит потерей устойчивого равновесия, и выходом из атракта, в котором происходит развитие человеческого рода.

5. Последствия экологического кризиса принципиально непредсказуемы. Остается надеяться на Коллективный разум, который не допустит новой планетарной бифуркации.

 

Вопросы к тексту А.П. Назаретяна:

1. Какие этапы коэволюции выделяет в своей работе «Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории» А.П. Назаретян?

2. Чем обусловлен процесс коэволюции природы и общества?

3. Каковы проблемы коэволюционного развития на современном этапе?

Ответы на вопросы к тексту А.П. Назаретяна:

1. Этапы коэволюции:

· «Палеолитическая революция» - появление орудий, использование огня, переход к охотничьему образу жизни. Перенос внутристадной агрессии на чужаков.

· «Верхнепалеолитическая революция» - использование каменного сырья, орудий из кости, знаковых систем коммуникации, речи.

· «Неолитическая революция» - появление земледелия, скотоводства, симбиоз племен.

· «Городская революция» - образование крупных человеческих агломераций, строительство ирригационных каналов, появление письменности, правовых документов, бронзовых орудий.

· «Революция осевого времени» - появление мыслителей, политиков, полководцев, железного орудия. Преобразование человеческой культуры, духовная революция.

· «Промышленная революция» - внедрение продуктивных технологий производства. Распространение идей равенства, демократии, ценностного отношения к феноменам войны и мира. Демографический рост, экологический и геополитические амбиции.

· «Информационная революция» - рост мощи производительных и боевых орудий, интеллекта, техногуманитарный дисбаланс.

 

2. Процесс коэволюции природы и общества обусловлен эволюцией человеческого сознания.

3. См. «Информационная революция».

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты