Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основные направления современного философского анализа культуры




  1. Когда и почему культура становится предметом философского анализа?
  2. Какие подходы к изучению культуры доминируют в современном социальном знании?
  3. Как осуществляется динамика развития культуры?

 

Ответы на вопросы к теме:

1. Культура становится предметом философского анализа с конца 18 – начала 19 в., когда происходит ускорение развития социальных процессов, определяемых деятельностью людей (Великая французская революция, промышленный переворот в Англии, вторая глобальная научная революция с дисциплинарной организацией научного познания). Все это позволило немецкой классической философии (И. Кант) выделить культуру в предмет специального анализа, сформулировать основные положения культурно-исторической парадигмы социального знания: во-первых, разграничение закономерностей социальных отношений от естественных законов; во-вторых, анализ социальных отношений с точки зрения их исторического развития.

2. В рамках культурно-исторической парадигмы формируются деятельностный и аксиологический подходы к изучению культуры. Деятельностьный подход делает акценты на динамике развития культуры и на активности субъекта культурного процесса, аксиологический подход – на преемственности в развитии культуры и на необходимости освоения актором культурного процесса ценностей предшествующей культурной традиции.

Остальные подходы изучению культуры выделяют отдельные стороны этого сложного социального феномена:

  • Психоаналитический подход (З. Фрейд) делает акцент на социализаторской функции культуры, на интериоризации норм культурной жизни общества индивидом, на превращении биопсихической энергии человека в созидательную активность личности.
  • Семеотический подход делает акцент на коммуникативной сущности культуры: коммуникация образует фундамент культуры и осуществляется в определенной культурной среде.
  • Игровой подход (Й. Хейзинг) акцентирует творческий характер восприятия и развития культуры человеком.

3. Важную роль в развитии культуры играет диалектика взаимосвязи традиций и новаций в системе культуры.

 

Вопросы к тексту Г. Риккерта:

1. Что такое культура и природа?

2. Как взаимосвязаны понятия «культура» и «ценность»? Что такое ценности культуры?

3. Какие науки можно отнести к наукам о культуре?

Ответы на вопросы к тексту Г. Риккерта:

1. Природа – совокупность того, что возникло само собой и предоставлено собственному росту.

Культура – то, что создано человеком сообразно оцененным целям.

2. Во всех явлениях культуры есть воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности.

Ценности культуры – это блага, к оценке которых или к работе над которыми мы чувствуем себя нравственно обязанными в интересах общественного целого.

3. К наукам о культуре можно отнести все «науки о духе»: науки о религии, юриспруденции, истории, филологии, политической экономии и т.д.

 

Вопросы к тексту Э. Гидденса:

1. Что такое традиции? Когда они возникают и как изобретаются?

2. Какую роль играют традиции в развитии современной культуры?

3. Что такое фундаментализм? Как Э. Гидденс характеризует развитие человечества в 21 в.?

Ответы на вопросы к тексту Э. Гидденса:

1. Традиции – приверженность старинным ритуалам, уходящим корнями в глубокую древность.

Все традиции являются выдуманными, со временем они эволюционируют, либо изобретаются заново. Короли и священники изобретали традиции, выгодные для себя и придающие их положению легитимность. Традиции придают жизни преемственность и форму. Создают основу самоидентификации – ощущения себя как личности.

2. В культуре традиции придают культурным идеям четкость и направление.

3. Фунаментализм – это традиции, которые отстаиваются традиционным способом – ссылками на ритуальную истину. Отказ от попыток понять неоднозначность мира.

Терпимость и диалог в современном мире могут основываться на ценностях, разделяемых всеми.

 

Вопросы к тексту В.С. Степина:

1. Что такое культура?

2. Какова структура культуры?

Ответы на вопросы к тексту В.С. Степина:

1. Культура – сложная смесь взаимодействующих знаний, предписаний, норм, образцов деятельности, идей, проблем, верований, видений мира и т.д., обладающих регулятивной функцией по отношению к различным видам деятельности, поведения и общения людей. Хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения и общения, составляющие социально-исторический опыт. Динамика культуры связана с появлением одних и отмиранием других надбиологических программ человеческой жизнедеятельности.

2. В культуре выделяют уровни:

· Реликтовых программ, осколки прошлых культур, потерявшие ценность для общества новой исторической эпохи, но воспроизводящие определенные виды общения и поведения людей (обычаи, суеверия, приметы).

· Программы, воспроизводящие виды деятельности, важные для данного типа общества и определяющие его специфику.

· Программы будущих форм и видов поведения, появляющиеся в результате поиска путей разрешения социальных противоречий.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты