КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кризис культуры современного техногенного общества⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25
Ответы на вопросы к теме: 1. Уже на начальных стадиях развития техногенного общества (первая половина 18 в.) Ж.-Ж. Руссо показал, что развитие науки и искусства в условиях нарождающегося техногенного общества и буржуазных социальных отношений ведет к моральной и социальной деградации. Критику техногенной цивилизации продолжили в 19 в. К. Маркс, С. Кьеркегор, Ф. Ницше. Первая мировая война, Вторая мировая война, изобретение и применение ядерного оружия явили всему миру результаты кризиса культуры техногенного общества. 2. Характеристики кризиса культуры техногенного общества:
Вопросы к тексту Б.Л. Губмана: 1. Как развивались идеи кризиса культуры в истории западной философии 20 в.? 2. Какие концепции кризиса культуры были выдвинуты в этот период времени? Ответы на вопросы к тексту Б.Л. Губмана: 1. 20 в. подорвал оптимизм философии культуры относительно торжества гуманистических начал в жизни человечества. Все западные мыслители сходятся в признании кризиса гуманистической культуры, но в понимании его истоков и путей преодоления их мнения разнородны. 2. Концепции кризиса культуры:
Вопросы к тексту Р. Шведера:
Ответы на вопросы к тексту Р. Шведера: 1. Прогресс означает наращивание того, что представляется «желаемым». Однако критерии социального прогресса США спорны: снижение детской смертности не учитывает большого числа абортов, более продолжительная жизнь не обязательно более совершенная. 2. Плюрализм есть попытка обеспечить защиту от этноцентризма и шовинизма Запада. Нельзя одни и те же ценности максимизировать везде и одновременно, поэтому существуют различные ценностные системы (культуры).
Вопросы к тексту И. Валлерстайна: 1. В чем заключается, с точки зрения И. Валлерстайна, парадокс понятия культуры? 2. Почему вопрос о культуре связан с вопросом о социальной и политической борьбе? 3. Что такое национальная культура? Как исторически она формируется? 4. Каковы формы «культурного» сопротивления? Ответы на вопросы к тексту И. Валлерстайна: 1. Парадокс культуры в том, что, с одной стороны, это система ценностей, присущих части сообщества. С другой стороны, культурные ценности подразумевают универсальные критерии. 2. Определение культуры связано с обозначением политических границ, пределов угнетения и защиты от угнетения. Так, права властьимущих, узурпированные силой в 10 век, к 11 веку стали «обычаями». 3. Национальная культура – это исторически сформировавшиеся в различных государствах языки, системы образования, нормы поведения, законы, механизмы государственного финансирования науки и искусства. Возможности национального развития в рамках капиталистической мироэкономики невозможно реализовать для всех государств, т.к. накопление капитала требует иерархической системы, социально-экономической поляризации населения мира. 4. Не существует единого пути, двигаясь по которому могли бы одновременно развиваться все страны. Подлинным и благим развитием является то, которое возобновляет местные культурные ценности. Культурное сопротивление – это часть политического сопротивления, способ борьбы против ухода от свободы и равенства путем создания партикуляристских культурных общностей в искусствах, науках, образе жизни.
|