![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В настоящее время в области литературного образования имеют местодве дидактические стратегии: - «стратегия изучения» - имитация на уроке литературы процессов научного познания: урок предполагает изучение (школьниками) уже изученного (литературоведами) и превращается в урок литературоведения – деятельности логической, репродуктивно-познавательной, а не эстетической, креативно-рецептивной. С позиции данной образовательной парадигмы учитель к началу урока уже владеет готовой истиной в полном объеме, и его задача – донесение этой истины до учащегося. В ходе решения этой задачи возможно использование разнообразных методов, приемов, форм работы, но доминирующим типом деятельности на уроке является логически репродуктивный, чуждый самому учебному предмету – литературе как роду эстетического творчества (В.И. Тюпа); - «стратегия откровения» - преподавательская деятельность на уроке литературы ориентирована на формирование индивидуальной культуры художественного восприятия как одного их ключевых компонентов становления разносторонне развитой личности, полноценного члена демократического общества. Дидактическая задача этой стратегии состоит в организации урока как эстетического коммуникативного события встречи множества неслиянных (уникальных), но и нераздельных (солидарных) прочтений. Это путь реализации индивидуальных возможностей со-творческого со-переживания читательской аудитории как ансамбля индивидуальностей (В.И. Тюпа). Эпицентр дидактического интереса на таком уроке – не та или иная истина о тексте, но сам текст как «совокупность факторов художественного впечатления» (М.М. Бахтин). Современному учителю необходимо избрать стратегию становления индивидуальной культуры восприятия художественного текста, поскольку цель литературного образования школьников сегодня – формирование полноценного читателя, конгениального писателю, способного отбирать, читать и понимать книги и переживающего процесс чтения как этап собственного творчества и собственного духовного развития, читателя, обладающего высоким уровнем читательской культуры. (Богданова О.Ю., Затонский Д.В., Исаева Е.А., Ковбасенко Ю.И., Леонов С.А. Мирошниченко Л.Ф., Сафарьян С.И., Чертов В.Ф. и др.), Под читательской культурой мы понимаем определенный уровень сформированности ряда читательских умений и навыков (читательской компетенции), к которым относятся: - потребность в чтении и устойчивый интерес к нему; - читательская эрудиция; - навыки чтения, умения выразительного чтения; - способность к восприятию различных литературных произведений; - библиографические умения; - необходимый уровень теоретико-литературных знаний; - креативные способности; - умения оценки и интерпретации; - речевые умения. Чтобы достичь удовлетворительного уровня читательской культуры, школьники должны уметь: - творчески читать, - полноценно анализировать текст, - понимать эстетическую ценность и этико-онтологическую наполненность текста, - обогащать освоенным произведением свою духовную жизнь, - готовиться к самостоятельной читательской деятельности. Изучение литературы способствует воспитанию человека с творческими жизненными ориентациями, помогает ученику развивать эстетический вкус и умение самостоятельно общаться с произведениями искусства слова, сознательно воспринимать воплощенные в них духовные ценности, развивает способности восприятия, понимания, интерпретации текстов различной жанрово-стилистической направленности и духовного содержания, развивает речь школьников. Задача школы – подготовить читателя, который бы красиво чувствовал и критически мыслил. Именно такой путь изучения литературы способствует всестороннему развитию каждой личности: не все должны стать филологами, но каждый должен владеть Словом как способом Культуры. Уяснение главных требований времени в процессе преподавания литературы - усвоение духовно-нравственного содержания произведения художественной литературы и воспитание квалифицированного читателя – определило новые задачи, стоящие перед словесниками: - развитие у школьников интереса к чтению и изучению лучших произведений литературы, воспитание внимания к художественному слову, любви к книге и потребности в чтении, повышение качества выразительного чтения учащимися художественных текстов; - раскрытие духовного и художественного потенциала произведений литературы, ценности ее общечеловеческих нравственных идеалов, содействие тому, чтобы они становились личностно значимыми для учащихся; - изучение литературы как искусства слова, постижение ее художественного мира, неповторимости индивидуального стиля автора, уяснение его национального своеобразия и общечеловеческой значимости; - формирование умений анализа и интерпретации школьниками изучаемых произведений; создание благоприятных психолого-педагогических условий для самораскрытия и самовыражения учеников в процессе работы над художественным текстом, содействие проявлению личностного отношения к прочитанному и его самостоятельной оценки; - развитие художественно-творческих потребностей учащихся, раскрытие их индивидуальных способностей; - обучение активному проявлению собственного мнения, культуре ведения диалога, общению в поликультурном пространстве; - подготовка квалифицированных читателей, способных ориентироваться в многообразии современной художественной литературы, выбирать книгу для чтения, самостоятельно определять ее художественную ценность, содействовать тому, чтобы чтение в школе и после ее окончания стало их жизненной необходимостью.
|