КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каждый человек в процессе обучения присваивает себе те средства испособы мышления, которые выработало человечество на данном этапе развития общества, и оперирует ими как своими. И чем глубже он усвоил, и чем полнее он присвоил всеобщие категории мышления, тем мыслительная деятельность его продуктивнее, тем он смелее ищет и разумнее разрешает жизненные противоречия, что, в свою очередь, способствует формированию у него творческих способностей. Творчеством в субъективном смысле можно назвать самостоятельноеоткрытие учащимся того, что известно науке, но неизвестно еще ему. Любая творческая деятельность детерминируется проблемой. Вполне закономерным является тот факт, что задачи, решаемые в процессе творческого мышления, качественно отличаются от задач, для решения которых требуется лишь репродуктивное мышление. Это отличие состоит прежде всего в том, что первые всегда носят проблемный характер. Так на уроках литературы целесообразно как можно чаще использовать эвристический (построение логически четкой системы вопросов, системы заданий по тексту, которые вели бы учащихся от наблюдений над явлением к анализу, постановку проблем, проведение диспута) и исследовательский (постановку проблемных вопросов и задания для исследования) методы обучения. При использовании же репродуктивного метода необходимо, чтобы развитию мысли способствовало проблемное изложение материала. Разрабатывая систему проблемного обучения применительно к урокам литературы в школе, В.Г. Маранцман предложил следующую классификацию методов преподавания литературы : - метод чтения (индивидуального, коллективного, ''про себя'', вслух, выразительно); - метод анализа литературного произведения (композиционный и стилистической анализ, ''игровые формы'': ''складывание текста'', вставки пропущенных слов, узнавание автора по фрагменту); - метод комментирования произведения с помощью внетекстовых материалов: писем, мемуаров, литературно-критических статей, биографии писателя); - метод претворения литературных произведений в других видах искусства (музыке, живописи, кино), словесное рисование, создание киносценария, инсценирование, сопоставление художественных интерпретаций (иллюстраций, фильмов, романсов, опер) с текстом произведения; - метод литературного творчества (пересказ с изменением лица рассказчика, сочинение писем, дневников героя; собственные художественные произведения). Как известно, учащиеся позитивно относятся к самостоятельным выводам и доказательствам. Вот почему решение только стандартных задач, применение только репродуктивных методов изложения материала не вызывает у них интереса. В качестве нестандартных творческих заданий целесообразно использовать нестереотипные задания, требующие от школьников эвристического поиска, дискуссии, полемики. По мере овладения эвристическими методами учащиеся не только актуализируют имеющиеся у них знания, но и проявляют свои человеческие качества, раскрывают перед учителем и одноклассниками свой личностный потенциал. Таким образом, учитель, используя проблемное обучение, давая учащимся нестандартные творческие задания, располагает большими возможностями для духовного обогащения личности учащегося. Создание условий для самореализации личности школьника, пробуждения его творческих способностей, установление с ним субъект-субъектных взаимоотношений, развитие его способности к диалогу, непринужденное формирование его читательских компетенций гуманизирует процесс изучения литературы в школе.
Вопросы для самоконтроля.
1. Что входит в понятие ''гуманизация образования'? 2. Какие условия необходимо создать в школе в процессе работы над гуманизацией учебно-воспитательного процесса? 3. Каковы основные ''три кита'', на которых держится гуманизация преподавания литературы в школе? 4. В чем сущность гуманитарного мышления? 5. Чем отличаются дидактоцентрическое и личностно ориентированное обучение? 6. Почему проблемное обучение способствует формированию творческой личности? 7. Какими могут быть проблемные ситуации на уроке? 8. Каковы условия организации диспута при изучении литературы? 9. Что означает выражение: ''развивать творческие способности школьников''? 10. Какие методы обучения литературы являются перспективными в процессе гуманизации преподавания литературы в школе? 11. В чем заключается сущность личностно ориентированного подхода к учащимся? 12. Что предполагают диалогические отношения учителя и учащихся? 13. Каковы основные принципы преподавания литературы в условиях личностно ориентированного обучения? 14. В каком случае происходит интенсивное развития «Я-концепции» школьника? 15. Каковы диалогические качества познавательной деятельности? 16. Какую роль играют взаимоотношения ''учитель-ученик'' в процессе преподавания литературы?
|