КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учащиеся должны уметь- воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод изучаемого произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературного произведения; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; - определять род и жанр произведения; - сопоставлять литературные произведения; - выявлять авторскую позицию; - выразительно читать произведение; аргументировано формулировать свое отношение к произведению; - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. Задачи изучения литературы основываются на принципах: - дидактических (научность, историзм, доступность, личностная ориентация, установка на создание условия для саморазвития и самообучения учащихся); - методических (учет возрастных особенностей учащихся, раскрытие литературного содержания в соответствии с законами художественного мышления, контекстовое рассмотрение литературных явлений, жанрово-стилистический подход к изучению произведения, компаративность, интегративность, единство развития литературного и языкового мышления, установка на диалог как доминирующую форму учебного общения, личностный характер литературной деятельности ученика); - педагогических (воспитывающей направленности литературного образования). Поскольку проблема чтения, формирования читателя, его духовного мира является едва ли не самой актуальной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Важно понимать, что основой базового компонента литературногообразования является чтение и изучение художественного произведения, его толкование. Мировоззрение учителя и его мировосприятие играют определенную роль в процессе преподавания литературы, но они не могут быть объективным критерием анализа и оценки художественного произведения, ибо художника можно судить по законам, им самим созданным. Изучение истории и теории литературы необходимо, но не само по себе, а только в связи с изучением художественного произведения, для более глубокого прочтения текста. В основу системы формирования читателя во время изучения литературы могут быть положены: - комплексная задача образования, воспитания и развития личности; - учет результатов изучения потенциальных возможностей учащихся данного школьного возраста; - выбор оптимальных методов, приемов, видов и форм учебной деятельности, которые направлены на формирование читательских умений и навыков учащихся; - интегрированное использование индивидуальных и групповых методов и форм учебного процесса, классной и внеклассной работы; - организация и развитие самообразования учащихся; - принцип ''диалога культур'' (М. Бахтин) во время изучения художественного произведения; - диалогичность и дискуссионность урока литературы. Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает - отход от излишней идеологизации (департизацию), - усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, - определение системных связей школьного курса литературы на разных этапах литературного образования, - воспитание самосознания и самостоятельности , - развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, - развитие воображения и чувства прекрасного, - формирование творческого, индивидуального, а не единообразного подхода к литературе. Важно исходить из того положения, что задача современного образования заключается не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а втом, чтобыразвить у школьников необходимые для жизни компетенции. Задача учителя – содействовать дарованиям, самостоятельности и инициативе школьников, а при организации образовательного процесса учитывать общие принципы: - гибкую форма организации обучения, учитывающую потребности, интересы, способности детей, возможность выбора занятий (особенно для старшеклассников); - приоритет групповой и индивидуальной форм работы; - наличие разнообразных материалов для самостоятельной практической работы; - опору на существующий уровень развития ребенка и предоставление условий для роста. Учитель при таком подходе играет роль советчика, опытного помощника, координатора общей деятельности. Его функция – стимулировать познавательные интересы школьников, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности. Учитель вместе с самими детьми организует специальную учебную среду, которая стимулирует естественные потребности детей в приобретении знаний, в творчестве, в общении со сверстниками и педагогами. В такой организации образовательного процесса особое значение приобретает развитие мотивации учащихся, их ответственности по отношению к собственному учению. Все эти задачи должны быть реализованы в системе общих требований к образовательному процессу с ориентацией на принципы доступности образования для учащихся, с учётом дифференцированного подхода к ним, системности и преемственности литературного образования, единства обучения и воспитания. В зависимости от возраста учащихся эти задачи конкретизируются для каждого этапа литературного обучения. При этом должны сохраняться системность и преемственность литературного образования, единство обучения и воспитания. Показателями реализации целей и задач литературного образования являются: – широта читательских интересов школьников, устойчивая потребность в чтении, разносторонность, системность и направленность чтения; – освоение идейно-художественного содержания произведений, умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и оценивать их значение и художественные достоинства; – усвоение системы историко-и теоретико-литературных знаний, умение применять их в процессе постижения художественного текста; – овладение речевыми умениями и навыками.
Вопросы для самоконтроля.
1. Какова роль художественной литературы в формировании человека? 2. Какие качества способно воспитать в школьнике правильно организованное изучение в школе? 3. Какого читателя должна подготовить школа? 4. Каковы задачи изучения литературы в школе? 5. На каких принципах должно основываться изучение литературы в школе? 6. Что является базовым компонентом литературного образования школьников? 7. Что необходимо положить в основу системы формирования читателя-школьника? 8. Каковы пути совершенствования преподавания литературы в школе? 9. В чем состоит основная задача современного процесса обучения? 10. Какие компетенции необходимо развивать у современных школьников? 11. На достижение каких целей направлено изучение литературы в школе? 12. Каковы показатели реализации целей и задач литературного образования? 13. Какая дидактическая стратегия преподавания литературы актуальна сегодня? 14. Что мы вкладываем в понятие «читательская культура»? 15. Какие задачи литературного развития школьников должен решать словесник сегодня? 16. Что должны знать и уметь учащиеся в результате изучения литературы в школе.
|