КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
Человек – мера всех вещей. Протагор
Главным направлением современного общественного развития является гуманизм. Гуманизм в общефилософском понимании – это комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, как к личности, целью жизни которой является ''раскрытие ее сил и возможностей в соответствии с законами природы'' (Э. Фромм). В международной конвенции, принятой в 1989г. на генеральной ассамблее ООН, отмечается, что во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание следует уделять наилучшему обеспечению прав ребенка; помогать и защищать его для скорейшего восстановления его индивидуальности; обеспечивать ребенку, способному сформировать собственные взгляды, право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка; защищать ребенка от всех форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или небрежного обращения. Гуманизация образования является основным принципом государственной национальной программы «Освіта (Україна ХХ1 століття)” и заключается в утверждении человека как высшей ценности, в наиболее полном раскрытии его способностей и удовлетворении разнообразных образовательных потребностей, обеспечении приоритетности общечеловеческих ценностей, гармонии во взаимоотношении человека с обществом, окружающей средой и природой. Концепция национального воспитания Украины рассматривает гуманизацию как - приоритет задач творческой самореализации личности, - создание условий для выявления одаренных и талантливых детей, - формирование гуманной личности, доброжелательной, человечной, милосердной. Гуманизация образования как тенденция трансформации образовательной парадигмы предполагает приоритет образования, которое формирует личность, над образованием, которое просто вооружает знаниями (Боришевский М.И., Бойко А.Н., Бэх И.Д., Кононко Е.Л., Пустовит Г.П., Станкин М.И., Якиманская И.С. и др.) Гуманизация школы предусматривает а) рассматривание человеческой истории, человеческой культуры как развитие духовности, которое должно предстать перед школьником в виде взлетов и заблуждений людей в их неустанном стремлении к добру, истине, красоте – человечности; б) «очеловечивание» всего процесса обучения и воспитания, формирование в растущем человеке чувства собственного достоинства, самоуважения, а вместе с тем и альтруизма, превращение его в субъект обучения, воспитание в нем творца, который творит себя и созидает мир. Как отмечает Доманский В.А., в ХХ в. одной из самых продуктивных идей, внесших новое содержание в сущность гуманизма, является идея планетарного сознания, выдвинутая В.И. Вернадским. «Жизнь человечества,- утверждал ученый, - при всей ее разнообразности, стала неделимой, единой. Человек впервые понял, что он житель планеты и может, и должен мыслить и действовать в новом аспекте отдельной личности, семьи и рода, государства или союза, но и в планетарном аспекте» (Вернадский В.И. «Биосфера и ноосфера»). Исходя из учения Вернадского о ноосфере, в последнее время формируется представление об общечеловеческом характере современной цивилизации, необходимости синтезе наук, культур. Планетарное сознание предполагает формирование нового типа мышления, которое после работ М. Бахтина стали называть гуманитарным. Гуманизация невозможна без формирования этого нового типа мышления – гуманитарного мышления Гуманитарное мышление - это бесконечное познания мира и его оценка, включение личности в процесс мышления и извечный диалог, полилог образов культуры, логик, сознаний. Человек гуманитарного мышления как бы общается с людьми разных стран и эпох. Гуманитарное мышление – «разум общения разумов» (А. Лосев) – необходимая гарантия выживания человечества в ХХ1 веке, развития личности, умеющей понимать и принимать разные точки зрения, разные логики, разные типы сознания. В познавательном акте гуманитарного мышления происходит встреча двух субъектов, двух сознаний – авторского и реципиента, который выступает как соавтор. Поэтому акт гуманитарного познания – это всегда со-творчество, со-деятельность, со-знание. Гуманитарное знание, гуманитарное мышление определяют новое понимание гуманизма и задачи образования и воспитания. Они как бы выступают в качестве средств гуманизации жизни, педагогического процесса. Личность, чтобы «познать человечество», должна прожить «для себя» культуру, т.е. пройти ее этапы в своем духовном развитии, но, с другой стороны, она должна участвовать в современном большом диалоге, полилоге культур и сознаний. Так осуществляется связь с универсальным, всеобщим. Единство гуманистического и гуманитарного и составляет суть подлинного образования (М. Хайдеггер), или пайдейи, как его определяли древние греки. Образование лишь тогда выполняет свою миссию, когда оно восходит к высшим, сверхпрагматическим смыслам, достраивается до гуманитарного, гуманистического уровня, даруя человеку самого себя, открывая судьбу человечества в его историческом свершении, приобщая к таинству любви, смерти, к высшим сущностным смыслам. Подлинное образование – это самосозидание, самооценка, сотворчество, жизнь у истоков культуры, в которой человек обретает свой Дом. Среди школьных предметов, играющих важную роль в формировании сознания подрастающего поколения, его «вживания» в культуру, особое место занимает искусство слова. Именно оно становится сильнейшим средством воспитания «человека культуры», свободной и активной личности.
|