КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Субъективные признаки внеколлективного поведения.Субъектом массовых форм внеколлективного поведения при возникновении соответствующих условий может выступить любая достаточно многочисленная группа людей, выделяющая себя по какому-нибудь более или менее заметному признаку и осознающая свое единство. Например, совокупность людей, населяющих определенную территорию, может до определенного момента не осознавать своего единства. Здесь каждый действует «сам по себе». Однако стоит возникнуть общей опасности, например стихийному бедствию или нашествию врагов, и постепенно сообщество начинает действовать как единое целое. Иными словами, для осуществления массового стихийного поведения такая аморфная социальная общность должна превратиться из статической в динамическую социальную группу с едиными установками, аналогичными по своему характеру чувствами и мотивацией относительно каких-то объектов, затрагивающих интересы ее участников. Субъектом массовых форм внеколлективного поведения может быть и часто становится публика, под которой понимается большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, по обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение. Возникает публика вместе с появлением предмета общественного внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, «предмет искусства» и т.п. В качестве субъекта внеколлективного поведения может выступить во всем своем многообразии и толпа - контактная внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая крайне эмоционально и единодушно. Элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений, характеризующие публику, у толпы, как правило, отсутствуют. И наконец, субъектом внеколлективного поведения может выступать масса как совокупность индивидов, составляющих весьма многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Масса выступает в качестве субъекта всех революционных преобразований. Вместе с тем поведение массы (стихийное или преднамеренно организуемое) может и не иметь явно выраженного классового признака. Описаны такие формы «массового» поведения, как массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый военный лжепатриотический угар. Разные формы стихийного внеколлективного поведения обусловливаются специфическим для каждого случая набором объективных и субъективных факторов. Общая тенденция, однако, заключается в том, что чем дальше, по типу взаимодействия участников, субъект поведения отходит от «публики» к «толпе», тем больше рациональные способы регуляции поведения уступают место эмоциональным. Происходит это по ряду причин. Если в малой группе сравнительно небольшая сфера деятельности позволяет индивиду вести себя и действовать с большим ощущением личного контроля над ситуацией, то в большой группе такого ощущения индивид не испытывает. Наоборот, он чувствует силу человеческой ассоциации, которая оказывает на него влияние своим присутствием. Влияние этой силы выливается либо в поддержку и усиление, либо в сдерживание и подавление его индивидуального поведения. Так, люди в большой группе, ощущая психическое давление присутствующих, могут не сделать того, что они непременно сделали бы при иных обстоятельствах: они могут не оказать помощи жертве несправедливости, например если толпа настроена враждебно к жертве. Подобный случай блестяще описал в романе «Война и мир» Л. Н. Толстой: никто не попытался защищать арестанта Верещагина, на которого губернатор Растопчин указал толпе как на виновника «гибели Москвы». Влияние большой группы на индивида может оказаться и поощряющим. Чувствуя такое влияние, индивид подчас оказывается в состоянии совершить то, что представлялось ему ранее невозможным. Другая причина - ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая, «как все», индивид утрачивает ощущение ответственности за собственные поступки. Отсюда подчас невероятная жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. В малых группах, как правило, между индивидами возникают прямые и непосредственные отношения. В больших группах личное общение фрагментарно. Отношения индивидов опосредованы другими людьми, возникают лишь с частью участников и по частному поводу и ориентированы на обобщенные и шаблонные представления о ценностях всей группы. Эта разница оказывает существенное влияние на процесс взаимодействия между людьми и на формы коммуникации. Роль коммуникации во внеколлективном поведении. Особо важную роль при возникновении и осуществлении любой из форм внеколлективного поведения играет коммуникация как процесс обмена между людьми значимыми для них сообщениями. Некоторые виды такого поведения, например паника, возникают в ситуации острого дефицита информации или неэффективности официальных систем передачи сообщений. Индивид становится участником стихийного группового поведения, либо «заражаясь» непосредственно наблюдаемым поведением окружающих, либо услышав о нем по каналам официальной или неофициальной коммуникации. Подмечено, что люди проявляют готовность поддаваться заражающему действию со стороны окружающих, когда это действие соответствует их идеям и убеждениям. Так происходило взаимное увлечение к боевому подвигу в ходе штурма казарм «Монкада» на Кубе, возникал взрыв трудового энтузиазма на массовых стройках ирригационных каналов в советской Средней Азии. Очевидно, что такого рода психическое заражение было бы невозможно, если бы участники этих действий не видели или не знали о действиях и поступках других, тут же присутствующих людей. Следует отметить, что иногда психическое «заражение» может порождать также чувства уныния и депрессии. Там, где индивид лишен возможности непосредственно воспринимать картину поведения окружающих, все большую роль играют системы массовой коммуникации. И чем в больших масштабах осуществляется массовое поведение, тем больше оно зависит от газет, радио, телевидения и кинематографии. Связано это и с тем, что, как отмечал Б.Ф. Поршнев, для условий современной жизни более характерным является отказ индивида поддаваться непроизвольному заражению. Эта тенденция проявляется более четко вместе с повышением уровня развития общества и, как следствие, развития самого человека. Чем выше этот уровень, тем критичнее относится человек к силам, которые автоматически увлекают его на путь тех или иных действий или переживаний, в том числе и совместных с другими людьми. Человек достаточно высокого уровня развития нуждается в убеждении - автоматическое заражение действует на него либо ослабление, либо не действует совсем. Действие же массовых средств информации содержит в себе момент убеждения. Однако зависимость от систем официальной коммуникации не абсолютна. В любом обществе наряду с системами официальной коммуникации параллельно действуют и системы неофициальные. В разных точках они соприкасаются, и порой бывает трудно определить, где кончается влияние одной и начинает проявляться другая. Колонка типа «Столичные сплетни», столь характерная для многих буржуазных газет, - классический пример такого взаимопроникновения. Содержание неофициальной коммуникации - разговоров, сплетен, толков, слухов - переходит на страницы печатного издания или становится темой для беседы телевизионного комментатора, который способствует их распространению. И напротив, важные сообщения массовых средств коммуникации обычно обсуждаются в кругу близких друзей. Люди обычно пользуются обеими системами коммуникации, дополняя одну -основную - другой, которая служит вспомогательным средством для проверки и для интерпретации сведений, поступающих по каналам первой системы. Так, например подмечено, что для крестьян во многих странах неофициальная коммуникация имеет первостепенное значение. Вместе с экономическим укладом натурального хозяйства и духовно замкнутых мирков родилась традиция полагаться на сообщения «очевидцев». Беседа с соседом или с завсегдатаем деревенского кабачка, вернувшимся из города, куда тот ездил на рынок, для крестьянина традиционно кажется более надежным источником информации, чем сообщение, переданное по радио или напечатанное в газете. Поэтому в сознании индивида часто закрепляется интерпретация, разделяемая его соседями, родственниками, друзьями, попутчиками в дороге. В ходе интерпретации сообщения происходит взаимное стимулирование - первый шаг к подготовке группового поведения. Гнев, вызванный сообщением о введении нового налога или о росте цен на инвентарь, легко разделяется собеседником, и тот, кто сообщает, испытывает удовлетворение от возбуждения в получателе тех же чувств, которые испытывает он сам. При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу резко возрастает вероятность возникновения стихийного поведения. Последнее может быть направлено либо на выражение испытываемых его участниками чувств, оценок и мнений, либо на изменение ситуации через действия. Очень часто субъектом внеколлективного поведения оказывается толпа. Представление о толпе прежде всего рождается из личного опыта. Каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Глоссарий Массовое внеколлективное поведение - аналогичное по своему характеру поведе ние групп людей, возникающее в результате психического взаимодействия между ними вне коллективов и целесообразной коллективной деятельности. Люди, состав ляющие эти группы, сохраняют свою индивидуальность, но их поступки оказывают- ся во многих чертах схожими.____________________________ Глоссарий 719 Масса - совокупность индивидов, составляющих весьма многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Масса выступает в качестве субъекта всех революционных преобразований. Публика - большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, часто без какой-либо организации. Толпа - контактная внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая крайне эмоционально и единодушно. Элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений, характеризующие публику, у толпы, как правило, отсутствуют. Вопросы для обсуждения_______________________________ 1. Что понимается под массовым внеколлективным поведением? 2. Каковы субъективные признаки массового внеколлективного поведения? 3. Какие особенности присущи коммуникации в стимуляции массового внекол 4. Какова роль коммуникации во внеколлективном поведении? 5._ Какие психологические особенности присущи массовому внеколлективному
|