КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Индивидуальные и абстрактные понятия
Используя закон обратного отношения объема и содержания понятия, будем сужать объем понятия “человек”. Получим: “современный человек”, “взрослый современный человек”, “взрослый современный человек, живущий в Лондоне” и, в конце концов, получили принцессу Диану. Переходя от одного понятия к другому, мы постоянно увеличивали содержание этих понятий. О принцессе Диане мы могли сказать нечто гораздо больше, чем о человеке вообще. Как обозначить объем понятия “Принцесса Диана”? Это индивидуальное понятие. Дальше его сужать нельзя, по крайней мере, в рамках традиционной логики. Поэтому придется его обозначить точкой, и содержание индивидуального понятия — большим прямоугольником, который бы не поместился на нашей странице. Некоторые читатели могут возразить: — А почему нельзя сузить объем понятия “принцесса Диана”? Например, можно говорить о прекрасных глазах принцессы Дианы или о ее белоснежной коже? Или о ее голове. Читатель должен обратить особое внимание на такой вариант сужения понятия, поскольку здесь скрывается логическая ошибка. Она заключается в том, что голова принцессы Дианы есть часть принцессы Дианы, но никоим образом не вид. Поэтому ужасной логической ошибкой была бы такая схема:
На самом деле, понятие “Человек” и понятие “Голова человека” являются несовместимыми. Если не считать, конечно, фантастического случая, описанного А. С. Пушкиным в известной поэме “Руслан и Людмила”, когда человек и его голова совпадали друг с другом. Вообще говоря, ни один человек не является головой человека и ни одна голова человека не является человеком. Поэтому отношение по объему между этими понятиями будет иметь такой вид:
А как же быть с чисто атрибутивными, т. е. абстрактными понятиями, о которых мы говорили, что они никакого объема не имеют? Если мы не рассматриваем объемы этих понятий, то не будем его никак изображать. Ограничимся отношением по содержанию, которое имеет место. Скажем, содержание понятия “умеют читать” (А) входит в содержание понятия “умеют хорошо читать” (В). Второе понятие входит в содержание третьего понятия “умеют хорошо читать по-английски” (С). Все это можно изобразить на схеме:
Обратим внимание читателя на легкость субстантивации атрибутивных понятий, с помощью которой мы получили объемы понятий. Процедура субстантивации может быть произведена разными способами. Все сказанное мы могли бы отнести к людям. Если будем мыслить о человеке, который умеет читать, хорошо читать и хорошо читать по-английски, тогда у нас будет и содержание и объем понятия. Но можем поступить и иначе, рассматривать не “умеет читать” а “умение читать” как особый предмет, тогда умение читать будет выступать в качестве родового понятия, умение хорошо читать — в качестве видового понятия, а умение хорошо читать по-английски — видом этого вида. Из сказанного ясно, что понятия рода и вида являются относительными. Род по отношению к одному понятию является видом по отношению к другому.
|