КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новгород и Киев – два славянских центра образования Древнерусского государства
1. Свидетельства о славянах и Новгороде 2. Рюриковичи в Новгороде 3. Князь и дружина
Автор “Повести временных лет” начинает свое повествование с разделения земли между сыновьями Ноя. «По потопе (после потопа) трое сыновей Ноя – Сим, Хам, Иафет разделили землю. И достался восток Симу: … Хаму же достался юг…Иафету же достались северные страны и западные…Дунай, Днестр, Кавказкие горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в страны Сима. В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы…». Далее автор рассказывает о племенах славян, которые в будущем составят Русское государство. «Вот кто только говорит по - славянски на Руси: поляне (жили в среднем Поднепровье. Здесь основан Киев), древляне (рядом с полянами, вдоль реки Припять), новгородцы, полочане (на территории современной Белоруссии), дреговичи и радимичи (верхнее течение Днепра), северяне (современная Черниговская и част Сумской области), бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы – эти говорят на своих языках, они – потомство Иафета , живущее в северных странах». Уже здесь на ранней стадии у славян существовали государственные образования, поскольку они собирали дань с соседних племен. Так, восточные купцы территориально разделяли восточнославянские земли (образования), называя их Куявия, Славия, Артания. Автор “Повести”, указав места расселения славян, приступает к характеристике их быта и нравов. «Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят её накануне, а на следующий день приносят за неё – кто что даст. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрща, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах…». Летописец, рассказывая о нраве и быте славян, не забыл упомянуть и о том, что «жили они на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно». Возможно, в это время у них сохранялся и общественный строй, о котором еще в VI ст. писал византийский историк Прокопий Кесарийский: «Эти племена не управляются одним человеком, но издавна живут в народоправстве, и поэтому как удачи, так и несчастья обсуждаются у них сообща». После смерти Кия и его братьев, по версии русского летописца, в жизни восточных славян наступает “черная полоса”. Мимо Киева проходят, то болгары, то обры, то угры (венгры). На княжения восточных славян нападают кочевники – хазары. На северо-западе хозяйничают варяги (пришлые ватаги разбойников). Летописец записывает: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма». Воюют славяне и друг с другом. Частые столкновения происходят и внутри каждого племенного образования Особенно остро обострились противоречия на северо-западе, среди населения, жившего около озера Ильмень. «И начали сами собой владеть, и не было среди них правды, - записал летописец, - и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. Из приведенного текста видно, что у ильменских славян уже существовали определенные зачатки государственных образований: «И начали сами собой владеть» или «Поищем себе князя». «И пошли за море к варягам, к Руси, - продолжает летописец, - Те варяги назывались Русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля…». Было это в 862 г. Через два же года «умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик». Приведенный текст вызывает несколько вопросов. Когда возник Новгород, и откуда его Название? Рюрик славянин или норманн? Имелись ли у него братья: Синеус и Трувор? Новгород, как показывают археологические находки, - один из самых древних городов Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Расположен на обоих берегах реки Волхов, в 6 км от его истока из о. Ильмень. «Повесть временных лет» утверждает, что словене новгородские пришли с Дуная и «сели около озера Ильмень…и сделали град и назвали Новгород». Впервые упоминался в Никоновской летописи под 859 годом, когда «восстали словене, говоря, новгородцы … на варягов, и изгнали их за море». О Новгороде упоминают не только русские летописи, но и иностранные источники. Византийский император Константин VII Порфирогенит в своем трактате “Об управлении государством” писал о руссах, приплывавших на ладьях в Константинополь из Новгорода. В скандинавских сагах также фигурирует Новгород под названием Холмгард. Самые ранние саги о Новгороде связаны со временем княжения Владимира Святославича. Видимо задолго до него у новгородцев было «княжение». Историческая топография Новгорода, с конца XIV в. он стал именоваться Великим (Впервые название “Великий Новгород” встречается в договорной грамоте московского и тверского князей 1375 г. В новгородских источниках это название встречается в документе, составленном в 1392 г.). (Возможно, такое прилагательное город получил после основания Нижнего Новгорода на Волге в 1221 г. В XV в. новгородцы свой город уже именовали «Господин Великий Новгород.) хорошо прослеживается лишь с X в. Поэтому, в исторической литературе до настоящего времени продолжаются дискуссии о происхождении его имени. Академик, археолог Б. А. Рыбаков выдвинул гипотезу, согласно которой, на Славенском холме, неподалеку от истока Волхова из озера словене основали древнейшее поселение. А позже появилось новое поселение на месте современного города. Некоторые исследователи утверждают, что свое название Новгород получил в отличие от Старой Ладоги. Академик В. Л. Янин считает, что это название дано городу, построенному на месте древнейшего городища. Возможно, в IX в. местные князья из-за возраставшей угрозы нападений варягов решили укрепить свой форпост на Ильменском озере. Небольшая крепость, занимавшая лишь южную часть будущей цитадели, не имела даже собственного имени, её называли просто «новый город». К югу от этой крепости, судя по названию улицы, находилось капище старославянского бога – Волоса, или Велеса. С конца X в. – Новгород 2-й по значению центр Древнерусского государства. Ни один из древнерусских городов, кроме Новгорода Великого, не сохранил такого количества разнообразных памятников истории и культуры. От XI-XVI вв. остались новгородские летописи, актовые материалы, житийная литература, писцовые и лавочные книги. Кроме того, к ним ежегодно прибавляются десятки берестяных грамот, из которых становятся известными имена многих новгородцев, подробности их жизни и быта. На разных этапах развития Древнерусского государства Новгород Великий неизменно оставался одним из его важнейших центров. В IX-X вв. он являлся столицей Внешней или Верхней Руси, известной арабо-персидским географам, византийским авторам и скандинавским сагам. Новгород возвышался как центр федерации северных племен, превратившийся в одно из раннегосударственных образований восточных славян. Объединение в конце IX в. Новгорода и Киева под властью князей стало началом единого государства Руси. Киев на юге, а Новгород на севере как бы замыкали тот стержень, вокруг которого формировалась территория этого государства. Водные системы Ильменя и Днепра с ответвлениями на Волгу и Западную Двину образовывали сгусток путей сообщения, стягивавших и цементировавших Русь вокруг её центров, связывавших её с другими государствами. Они являлись не только торговыми артериями, но, прежде всего, каналами связи между различными восточно-славянскими и неславянскими землями, по которым распространилась государственность. Пока киевский князь прочно удерживал Новгород в своих руках, относительное единство Руси было обеспечено. Недаром Святослав сажает в Новгород своего наследника Владимира. Владимир своего старшего сына Вышеслава, Ярослав Владимирович – Владимира. Разделив русскую землю между старшими сыновьями, Ярослав Мудрый, утверждая старейшинство Изяслава, придает ему к Киеву Новгород. Итак, Новгород основан на территории, где проживали, согласно летописи, Ильменские славяне. Здесь до призвания варягов бурно протекала хозяйственная и общественная жизнь. Летопись монаха Иоакима, которой пользовался в XVIII столетии историк В. Н. Татищев, говорит о том, что во главе родов (обществ) здесь стоял князь Гостомысл. Гостомысл – старейшина новгородских словен, по приданию сын Буревоя. Предание о Гостомысле впервые появилось в XV в. в 1-ой Софийской летописи (хотя его смерть датируется IX в.), где говорится, что ильменские словене поставили г. Новгород и посадили в нем старейшину Гостомысла. В списках новгородских посадников Гостомысл значится первым – «первый Гостомысл». Могила Гостомысла, по летописной традиции, существует якобы в районе Волотова холма близ Новгорода. Согласно известиям Иоакимовской летописи, перед своей смертью, чтобы соблюсти династическую преемственность, Гостомысл пригласил в Новгород на княжение своего внука – Рюрика, сына дочери Умилы, которая состояла в браке с Годославом, одним из западно – славянских князей с острова Руген, или Руян (современный Рюген в Германии). А где же Синеус и Трувор? Авторы “Славянской энциклопедии”, вышедшей в Москве в 2001 г., утверждают, что они братья скандинава Рюрика. Авторы же книги “Выбирая свою историю” (Москва, 2006) пишут: «Мифические братья Рюрика, бесследно исчезающие сразу после прибытия, по всей видимости, - плод недоразумения. Скорее всего, летописец, читая скандинавский источник, принял описание традиционного окружения варяжского предводителя – конунга – за имена его братьев: Синеус возник из “sine hus” (свой род), а Трувор из “thru varing” (верная дружина). После смерти Гостомысла и наступил тот период, о котором сообщает “Повесть временных лет”. Как считают современные историки РГГУ: «Скорее всего, тогда речь шла о призвании варяжского конунга с дружиной не на княжение, а для помощи в войне. Позднее варяги совершили «государственный переворот», сопровождавшийся избиением словенских предводителей и знати, смутные воспоминания о котором сохранились в поздней Никоновской летописи (XVI в.). Под 964 годом там повествуется о том, как «оскорбились новгородцы, говоря: каково быть нам рабами, принимая столько зла от Рюрика и его родичей!» Предводителем выступления, согласно свидетельству летописи, стал Вадим Храбрый. В. Н. Татищев высказал предположение, что Вадим Храбрый был двоюродным братом Рюрика, т. е. сыном старшей сестры матери Рюрика, и поэтому имел больше прав на княжение. С. М. Соловьев считал эту легенду вымыслом. Летописец же продолжает: «В том же году убил Рюрик Вадима Храброго, и других многих перебил новгородцев его советников». Дальше в истории Древнерусского государства наступает период, в котором мы постоянно будем встречаться с термином варяги, которые, как правило, прежде всего появляются в Новгороде. Термин варяг в западноевропейской литературе практически, не употребляется. Там употребляются термины норманны (люди северных стран), или викинги (древнескандинавское viking – люди фьордов, vik – залив, фьорд). Именно викинги, или норманны в I тысячелетии достигли берегов Америки, а в VIII – X столетиях наводили ужас на всю Европу. Смелые воины, разбойники и купцы, вооруженные длинными прямыми мечами, норманны всюду приводили в трепет местное население. В самом начале IX в. норманны проникли на земли восточных славян и собирали с них дань. В российской и украинской исторической литературе, в основном, в собирательном смысле слова, употребляется термин варяг. (В древнескандинавском языке varingr от var – верность, порука, обет, т. е. союзники, члены корпорации). Таким образом, варягами могли быть не только жители северных стран, но все пришедшие со стороны, в том числе и Западной Европы. (Позже под термином «гость» понимались не только иностранные купцы, а все купцы, прибывавшие в Новгород из других русских земель). Варяги соприкоснулись с хазарами. Через посредство хазар повели торговлю с арабским Востоком. Через несколько десятилетий варяги открыли Днепровский путь, ведший к Византии – «путь из варяг в греки». Вожди викингов, как и варягов – конунги – захватывали земли в Западной и Восточной Европе и зачастую оседали там, становились князьями, графами и даже королями. Такая судьба была уготована Рюрику и его последователям. В летописи, мы встречаемся со следующей записью: «И было у него [Рюрика] два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на холме небольшой город. И спросили: “Чей это городок?” Тамошние же жители ответили: “Было три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам”. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде». Никоновская же летопись сообщает, что в 867 г. «убежали от Рюрика из Новгорода в Киев много новгородских мужей». Возможно, среди них находились Аскольд и Дир. Итак. В Киеве появились Аскольд и Дир. Имена этих князей задали много хлопот историкам, которые и до сего времени не могут установить, сколько их было? Двое или один? Арабские купцы говорили, что у руссов есть сильный князь Дир. Историк Ю. А. Сяков отождествляет этих бояр с воеводой эмира Кордовы первой половины IX в. Аскольдом аль-Диром. Такой же версии придерживается и историк А. Б. Широкорад. Эта версия не бесспорна, но она имеет право на существование. Дело в том, что свидетельства византийских источников, сообщающих о событиях, упоминаемых в русских летописях, часто не совпадают в датировках. Это и является камнем преткновения, о который ломаются копья. Одним из таких камней и стало упоминание о походе Аскольда и Дира на Византию в 866 г. Византийский же источник говорит о походе руссов на Царьград в 860 г. Ряд современных российских и украинских историков, поддерживающих точку зрения, что Дира не существовало, утверждают, поход возглавил Аскольд. Русская летопись этот поход описывает так: «Отправились [в 866 г] Аскольд и Дир войной на греков, и пришли туда в четырнадцатый год царствования Михаила. Здесь летописец выдерживает хронологию, поскольку ранее он упоминал: «В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля». Далее летопись повествует: «Царь же был в это время в походе на агарян… Эти же вошли внутрь Суда (предместье Царьграда), совершили много убийств христиан и осадили Царьград двумястами кораблей…Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и великие волны, чтобы разметать корабли язычников русских, и прибило их к берегу и переломало так, что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой». Византийский же источник сообщает, что из устья Днепра около двухсот судов приплыли к Босфору: «Было нашествие варваров, россов – народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они – губительный и на деле, и по имени народ, … посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу всех одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыни оскверняются: на месте их (нечестивые) алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу. Убийство девиц, мужей и жен; и не было никого помогающего, никого, готового противостоять…». Взять Царьград тогда россам не удалось, но они страшно опустошили окрестности столицы Византии и, заключив мир, отправились восвояси. Возможно, в это время Аскольд и часть его дружины, приняли здесь христианство. По крайней мере, позже, княгиня Ольга над его могилой поставила деревянную церковь в честь Святого Николая. А почему не поставила и на могиле Дира? Если мы примем свидетельства византийских источников о том, что поход состоялся в 860 г., то, естественно, Аскольд не мог быть боярином Рюрика, поскольку последний пришел в Новгород только в 862 г. Несовпадение в датах позволяет некоторым украинским и российским историкам сомневаться в том, что Аскольд прибыл в Киев из Новгорода. Основой для такого сомнения является свидетельство византийских источников о том, что в 839 г. к французскому императору Людовику Благочестивому прибыло посольство от греческого императора Феофила. При посольстве находилось несколько людей из народа Русь. Не позже 842 г. значительные отряды варяго-руссов, как рассказывается в житии святого Георгия Амастридского, появились на Черном море около города Амастрида (город между Синопом и Константинополем). И только после этого состоялся поход, о котором говорилось выше. Но возвратимся к событиям, происходившим в Новгородской земле. Под 879 г. летописец записывает: «Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу – родичу своему, отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал». Игорь, согласно данным летописи, родился в 875 г. Начался период правления в Новгороде Олега, позже прозванного Вещим. О первых годах правления Олега в Новгородской земле, летописец нам ничего не рассказывает. Можно предположить, что это - время собирания большой и сильной дружины, которую Олег планировал использовать в своих грандиозных планах, - продвижении на юг, установлении контроля над важнейшим торговым путем “из варяг в греки”. Князь и дружина
Политическая история формирования и развития Древнерусского государства связана с деятельностью князя и дружины. Князь (старейшина, вождь, родовладыка, отец) стоял во главе племени,союза родственных племен, «союза-союзов» и, наконец, государства (Документы его называют великим князем.) Ему подчинялись князья – владельцы небольших территорий. Об этом говорится в договорах Олега и Игоря с греками. В последние годы княжения Владимира Красное Солнышко в крупных городах, центрах округ, в качестве соправителей, находились его сыновья. Князь - боевой командир и организатор. Он непосредственно принимал участие в битвах, увлекая за собой дружину. Храбрость князя «на рати» высоко ценилась в древнерусском обществе в XI-XII вв. Трусость, напротив, осуждалась. Большим позором и, даже, провинностью являлось бегство князя первым с поля боя. Князь вершил суд, который при Владимире осуществлялся на основе традиций (Закона русского), а при Ярославе “Русской Правды”. Судебное разбирательство превратилось почти в повседневное занятие князя. Суд вершился гласно, в присутствии представителей местных общин. Однако князь в Киевской Руси не стал подлинным государем. Он вынужден был считаться с дружиной, с местной феодальной знатью, народным вече. Князья неизменно выступают на фоне дружины, в обществе своих товарищей и помощников, деливших с ними, как говорится, и радость, и горе. Первоначально дружина состояла из удальцов разных племен, и, прежде всего варягов, жадных к добыче и ради ее получения готовых на все. Летопись говорит, что варяжскую дружину взял с собой Олег, отправляясь в 907 г. в дальний поход на греков Основу дружины Игоря также составляли варяги, а Ольга установит специальный налог в 1000 гривен на содержание дружины в Новгороде. Постепенно в дружинной среде произошло расслоение на старшую и младшую (молодшую) дружину. Старшая дружина становится привилегированной частью армии, ее высшим, или командным, составом. Они приближенные князя, выходцы из преимущественно знатных слоев и варяжских конунгов. Именно представителей из этих слоев киевские князья направляли, в качестве своих соправителей (посадников), в различные города Киевской Руси. При Олеге отдельные из них выступают в роли великих князей своей земли. Но уже при Игоре их статус снижается до положения князя, а при Святославе боярина, что свидетельствует об укреплении положения великого князя киевского. Старшая дружина и в походах, и на пиру постоянно находилась рядом с князем. С ней князь советовался и делился своей добычей. Интересный факт приводит летопись. Однажды на пиру Владимир Красное Солнышко дал своей дружине деревянные ложки. Дружинники начали роптать: «Горе головам нашим: дал он нам есть деревянными ложками, а не серебряными». Владимир повелел исковать серебряные ложки и сказал так: «Серебром и золотом не найду себе дружину, а с дружиною добуду серебро и золото как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра». В IX - начале XI вв. дружина жила в основном за счет добычи и дани. Со второй половины XI века старшие дружинники увеличивают свои земельные владения и недвижимое имущество. Военные походы их уже мало интересуют. Так, когда в 1103 году Владимир Мономах предложил двоюродному брату Святополку выступить против половцев, то дружина последнего заявила: «Не годится ныне, весной, идти, погубим смердов и пашню их». Этот эпизод летописи как нельзя точно свидетельствует о слиянии старшей дружины с земледельческой знатью и об ее высвобождении из-под княжеской опеки. Младшая дружина - постоянное войско, набираемое из княжеской и боярской челяди, купечества и горожан. В младшую дружину входили «отроки», «детские», «мечники» и другие. Это княжеские телохранители и его слуги, занятые непосредственно в дворцовом хозяйстве. Из этой части впоследствии вырос княжеский двор - дворяне. С этой частью дружины князя связывали более тесные узы. Они все время находились около него. Владимир, например, для младшей дружины, недалеко от Десятинной церкви, выстроил специальную, просторную гридницу, где и проходили частые пиры князя. Таким образом, в IX ст. на северо-западе восточнославянских земель, центром которых являлся Новгород, сформировались значительные силы, способные совершать далекие завоевательные походы. Наиболее привлекательным для них стал древнейший путь «из варяг в греки». Литература и источники
1. Вернадский Г. В. Начертание русской истории. – М., 1978 2. Выбирая свою историю «Развилки на пути России: от рюриковичей до олигархов. //Карацуба И. В. и др. – М., 2006 3. Восточная Европа в древности и средневековье. – М., 1978 4. Златоструй. Древняя Русь X-XIII веков. – М., 1990 4. История Киева. Древний и средневековый Киев. В 3-х томах. – Т.1 //Под редакцией А. И. Артеменко. – К., 1956 6. Ипатьевская летопись //Полное собрание русских летописей. – Т.2. – М., 1908 7. Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн.1. – Т.1.- 2. – М, 1988 8. Коваленко Г., Смирнов В. Легенды и загадки земли Новгородской. – М., 2007 9. Кузьмина О. Республика Святой Софии. – М., 2008 10. Лаврентьевская летопись //ПСРЛ. – Т.1. – М., 1846 11. Макарий (Булгаков) История Русской церкви. В 6-и томах. Т.1. – СПб., 1857 12. Муравьев, Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. – М., 1984 13. Пчелов Е. Рюриковичи. История династии. – М., 2005 14. Славянская энциклопедия. Киевская Русь – Московия в 2-х томах. – М.: - 2001 15. Соловьев С. М. Сочинения в 18 кн. Кн.1. – Т.1. – М., 1988 16. Татищев В. Н. История Российская. В 7-ми томах. Т.2. – М.- Л., 1963 17. Фроянов И. Я. Начало русской истории. – М., 2001
|