КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Господин Великий Новгород
1. Географическое положение и экономическое развитие новгородской земли. 2. Социальный состав новгородского общества. 3. Органы власти и управления. Особенности политического строя.
В предыдущих параграфах мы подробно рассмотрели участие новгородцев в военных мероприятиях князей и их борьбе за Еиев. Теперь нам необходимо остановиться на внутренней жизни новгородцев. Тем более, что новгородская земля занимает особое место в истории Руси и России. В течение почти четырех столетий (ХII-ХV вв.) новгородская земля, в определенной степени, сохраняла свою самостоятельность. Она представляла собой своеобразное государство, резко отличающееся, по своему политическому строю, от всех остальных древнерусских земель. Новгородская земля не была княжеством или монархией, какими были Киевская, Владимирская или Московская земли, Она была республикой. Такому политическому устройству новгородской земли способствовали весь ход политического и экономического становления Древнерусского государства с центром в Киеве. (Об этом мы говорили в предыдущих лекциях). К началу XII ст., ко времени распада Древнерусского государства на отдельные уделы, Новгородская земля, на которой [кроме славян] проживали водь, ижора, корела, чудь, простиралась на огромные расстояния – от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки. Новгородская земля делилась на пять административных территорий – пятины. В них располагались основные земельные владения новгородских бояр и монастырей. Между тем, вся жизнь бояр, купцов, ремесленников, несмотря на огромную территорию, проходила в Новгороде и ближайших городах; Белоозере, Изборске, Пскове. В последующие века, активное освоение новгородцами Севера, привело к возникновению многих городов по течению северных рек, и, прежде всего, Северной Двины (Устюг, Тотьма, Архангельск). Здесь находились боярские усадьбы, дома купцов и ремесленников. В городах и около городов располагались многие монастыри. Главный город земли – Новгород, возникнув как форпост славян на берегах Волхова в IX столетии, рано выдвинулся в число наиболее крупных экономических и культурных центров не только Древней Руси, но и всей Европы. К XII ст. боярские усадьбы, купеческие дома, дома и мастерские ремесленников располагались на левом и правом берегу Волхова. Левобережная и правобережная части города назывались соответственно Софийской и Торговой сторонами. Центром Софийской стороны был детинец (площадь ок. 12 га). (Такое название сторона получила после постройки здесь, в XI в., Софийского собора). К детинцу примыкали территории Людина (Гончарного), Загородского и Неревского концов. На Торговой стороне, напротив детинца, размещались новгородский торг и княжеский Ярославов двор (дворище) с вечевой площадью. К ним с двух сторон примыкали Славенский и Плотницкий концы. Левую и правую стороны соединял деревянный мост. Всю территорию древнего города по обоим берегам реки двумя полукольцами защищали сохранившиеся валы и рвы окольного города (площадь около 200 га). Судя по письменным источникам, каждая из сторон города имела деревянные стены с башнями вдоль реки. Основой экономической жизни Новгородской земли являлось сельское хозяйство и различные промыслы, чем занималась основная масса населения. Но зерновые давали малые урожаи, что ставило Новгород в некоторую зависимость от Суздальского княжества. В Новгородской земле процветали различные промыслы: охота за пушным зверем, рыбная ловля, добыча соли, бортничество. Одним из промысловых занятий являлась добыча из болотной смеси железа, которым снабжались новгородские ремесленники. Новгород, как и многие города Западной Европы, являлся ремесленным и торговым центром. В городе работало более 125 ремесленных мастерских. Уровень развития железоделательного производства, различных видов кожевенного, ювелирного дела был в Новгороде не ниже, чем в Западной Европе. Летописи упоминают специальности щитника, котельника, гвоздочника, серебряника, гончара, плотника. Не случайно целый конец (район) в Новгороде назывался Плотницким. Свыше 150 видов изделий из железа и стали производилось в древнем Новгороде. А разнообразие видов и форм оружия, их хорошие боевые качества дают основание говорить о весьма высоком уровне развития оружейного дела. Еще более разнообразным (до 205 видов) представлен ассортимент продукции новгородских ремесленников–деревообделочников. Продукция сельского хозяйства, промыслов, изделия ремесленников шли на новгородский и внешний рынок. На торгу продавались меха, воск, мед, лен, изделия из серебра. Сюда из Владимиро-Суздальской Руси везли хлеб, из Киева – украшения из стекла, с Волыни – шиферные пряслица, с юга – амфоры, которые на Руси назывались корчагами. Новгородские купцы постоянно ездили в Северо-Восточную Русь и Западную Европу. Они вывозили меха, воск, лен, сало, моржовые клыки, ремесленные изделия. Самые богатые новгородские купцы объединились в «товарищество» при церкви Ивана-на-Опоках (товарищество называлось «Иванское сто»). Членом товарищества мог стать купец, который внесет «старинным» (старшим) купцам вклад в пятьдесят гривен (около 10 кг серебра), а тысяцкому – сукно ипрское (из города Ипр во Фландрии). При церкви хранились весы, имелись и другие меры. Иногородние купцы (гости) должны были за плату взвешивать и измерять свои товары, что приносило ивановским купцам большие доходы. Главными партнерами Новгорода в западной торговле были Готланд, Дания и Любек. В новгородской летописи под 1134 г. читаем: «…рубоша новгородць за морем в Дони». С середины XII ст. в Новгороде уже существовал готландский, а немного позже немецкий торговые дворы. Богатство новгородских купцов, их широкие торговые связи хорошо были известны во всех уголках Руси, находили отражение во многих документах, былинах и сказаниях. Среди них – «Садко» или «Аленький цветочек». Новгородская земля со времени варяжского нашествия в IX в. до начала XIII ст. не испытала на себе внешней опасности. Ни печенеги, ни половцы не доходили до здешних мест. Это оберегало народный труд, создавало благоприятные условия для развития края. В новгородской земле, с разделением Киевской Руси на отдельные уделы, установилась республиканская форма правления. Понятие «Великий Новгород», «Господин Великий Новгород» связано прежде всего с этой своеобразной формой правления, которую имело Новгородское государство. 28 мая 1136 г. новгородцы, возмущенные деятельностью князя Всеволода Мстиславича, восстали. (Некоторые историки называют эти события революцией). По приговору веча, в котором приняли участие представители Пскова и Ладоги, князя с семьей посадили на два месяца под стражу. Затем Всеволода выслали из города, обвинив его в том, что он «не блюдет смерд», т. е. не выражал интнресов простых людей, плохо руководил войском во время противоборства с суздальцами, втянул Новгород в межкняжескую борьбу на юге. Власть на Новгородской земле перешла к аристократии – крупному боярству, богатому купечеству, архиепископу. Своеобразие политического устройства Новгорода, имевшего серьезные отличия от государственного устройства других русских земель, издавна привлекало к нему внимание профессиональных историков, писателей и общественных деятелей. Передовые русские люди XIX столетия в вечевых порядках новгородского средневековья видели политический идеал народоправства, к которому следовало стремиться в условиях самодержавной России. М. Ю. Лермонтов писал: Есть бедный град, там видели народы Все то, к чему теперь наш дух летит. Форму правления в Новгороде идеальной считали многие декабристы. В настоящее время их мысли и разработки пытаются развить некоторые российские историки (см. список литературы). . «Господин Великий Новгород». Такое обращение присутствует во многих документах. И естественно поставить вопрос: а какие социальные слои проживали в Новгороде? Высший слой новгородских феодалов – бояре. Они владели огромными земельными владениями, которые состояли из десятков, а то и сотен волостей и сел. Фламандец Гильбер де Ланнуа, побывавший в Новгороде в 1413 году, отметил: «Внутри упомянутого города живет много больших сеньоров, которых они называют боярами, и там есть такие горожане, которые владеют землей в 200 лье (около 900 км), богаты и могущественны удивительно. И не имеют русские великой Руси других властителей, кроме этих бояр, выбираемых по очереди так, как хочет община». Особенностью этого сословия в Новгороде являлось то, что оно не пополнялось за счет других сословий. Боярином необходимо было только родиться. Из этой среды выбирались высшие руководители республики. Ступенькой ниже стояли «меньшие» (документы иногда их называют «житьи люди»). Они участвовали в вече. Их представители входили в состав новгородских посольств к великим князьям. Из этой среды, как правило, избирался новгородский тысяцкий. Однако даже самый богатый житьий не мог стать боярином, а значит, не мог быть избран на высшие государственные должности. Весьма многочисленным в Новгороде было белое (приходское) и черное (монашеское) духовенство. Кроме соборных церквей Святой Софии, Иоанна Предтечи на Опоках и др., практически в каждой боярской усадьбе имелась собственная церковь, причт которой состоял из священников, дьяконов, клириков (дьяков, пономарей) сторожей и т. п. Белое духовенство дополняли обитатели 17 новгородских мужских и женских монастырей, количество которых постоянно увеличивалось. К концу новгородской самостоятельности здесь уже насчитывалось 55 монастырей. Все слои духовного сословия принимали активное участие в общественной жизни новгородцев. Большую роль в политической и экономической жизни Новгорода играли купцы, что нашло отражение не только в документах, но и в известных сказках «Садко» или «Аленький цветочкек», а также «черные» люди – свободные ремесленники, рыбаки, носильщики. Формально высшей властью в Новгороде считалось вече — собрание всех взрослых мужчин. «Народ в собрании своем на вече, – писал А.Н. Радищев, – был истинный государь… В Новгороде был колокол, по звону которого народ собирался на вече для рассуждения о вещах общественных». Упоминания о новгородской вольности можно найти в поэзии декабристов К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского и многих других. О вече, как собрании всего мужского населения Новгорода писали и многие ученые-историки. Однако это утверждение поставили под сомнение историки В. Л. Янин и некоторые другие. Они утверждают, что на вече собирались владельцы городских усадеб, которых, по их мнению, насчитывалось от трехсот до пятисот человек. Первые основывают свои выводы на данных письменных источников. «Господину архиепископу… Ионы, господину посаднику… и старым посадникам, господину тысяцкому… и старым тысяцким и боярам, и житьим людям и купцам и черным людям и всему Господину Государю Великому Новгороду, всим пяти концем на веце на Ярославле дворе» – читаем мы в грамоте Соловецкого монастыря к Новгороду, написанной между 1459 и 1479 годами. Вторые доказывают свою правоту на основании археологических изысканий и размеров вечевой площади. По-видимому, ближе к истине первые, поскольку традиционно вечевая формула государственного представительства «от всего Новгорода» в древних актах выглядит следующим образом: «… от бояр, от житьих людей, от купцов, от черных людей, от всего Новгорода». На вече решались самые важные вопросы внутренней и внешней политики республики. Приглашение и изгнание князей, вопросы войны и мира, заключение союза с русскими княжествами. Здесь выдавали грамоты на владение землей церкви, монастырям, частным лицам. На вече судили изменников. Вече могло «заседать» несколько дней: «…было вече всю неделю…», записал летописец под 1218 г. Иногда вече становилось ареной политической борьбы, поскольку интересы представителей новгородских концов не всегда совпадали. Тогда вече распадалось на две части: одни переходили на Софийскую сторону, другие оставались на Ярославовом дворе. Такое положение приводило к вооруженным конфликтам, ареной которых становился Великий мост, где стороны приходили к определенному компромиссу. Вместе с тем, подлинными хозяевами на вече были бояре, которые заранее намечали, какие решения надо принять. Источники называют их «300 золотых поясов». Это и дает основание историку В. Л. Янину утверждать, что в вече принимало участие не все мужское население Новгорода, а только верхушка города. Он подчеркивает: «Вече отнюдь не было и не могло быть органом демократии, народоправства. Это был высший орган власти боярства, древней земельной аристократии города и государства, и к участию в нем допускалась лишь каста землевладельцев, владевших городскими усадьбами». Несмотря на эти противоречивые высказывания ученых, главное состоит в том, что вече являлось выразителем интересов Новгорода и в корне отличало его политическую форму правления от русских княжеств. На вече выбирали высших руководителей республики: посадника, тысяцкого, архиепископа. Утверждение посадничества в Новгороде относится к XI ст., хотя новгородские летописи называют первым посадником Гостомысла (IX в.). Однако только после восстания 1136 г. посадничество в Новгороде превращается в главный орган боярской государственности. Посадников избирали из среды бояр. До конца XIII ст. срок посадничества не ограничивался. Затем их избирали на год. А с 1354 г., по мнению В. Л. Янина, избираются уже не один, а шесть посадников. Один из них становился главным «степенным» (от слова «степень»). Посадник – глава новгородского правительства. Он председательствует на вече, принимает участие в посольствах в другие государства, заключении международных договоров; вместе с князем возглавляет новгородское войско, судит виновных. Вторым по значению после посадника, кто избирался на вече, был тысяцкий. Должность выборных тысяцких появляется в Новгороде в конце XII в. В документах XII–XIII вв. новгородский тысяцкий фигурирует как представитель «черных» людей, т. е. непривилегированного слоя жителей Новгорода. Тысяцкие неоднократно участвовали в переговорах с иностранными государствами и в посольствах к русским князьям, в составлении от имени Новгорода грамот, возглавляли народное ополчение. Суд тысяцкого разбирал тяжбы по торговым делам, наказывал виновных среди «черного» населения, а также разрешал споры русских с иностранцами. В суд тысяцкого никто не имел права вмешиваться. Если в первые столетия тысяцкий являлся противовесом боярскому господству, то со второй четверти XIV в. тысяцкий стал избираться из среды бояр. С рубежа XIV–XV ст. тысяцкие в летописи постоянно называются боярами. Таким образом, тысяцкое, как и посадничество, стало их привилегией. В этот же период под безраздельный контроль боярства попадают налоговая система Новгорода и прежде независимый суд тысяцкого. Особое место в политической жизни Новгорода занимал епископ или архиепископ (владыка). Его [как посадника и тысяцкого] избирали на вече из трех претендентов. Кандидатами в архиепископы чаще всего являлись наиболее авторитетные лица из настоятелей монастырей, хотя бывали и исключения. Так, в 1331 г. в архиепископом избрали Василия Калику, священника одной из церквей Неревского конца. Первого архиепископа новгородцы избрали в 1156 году. Избранного архиепискапа утверждал митрополит Всея Руси. Владыка занимал особое место в политической жизни Новгорода. Он был крупным землевладельцем и стоял во главе «совета господ», принимал участие в заключении договоров с русскими князьями и иностранными государствами, выступал посредником между князьями и посадником. Так, под 1219 г. летописец записал: «… съведе владыка в любъвь и крест целова и князь (Всеволод Мстиславич) и (посадник) Твьрдислав». Своим влиянием владыка пользовался, чтобы примирить враждующие боярские группировки и унять разбушевавшуюся стихию народных страстей. Во время восстания 1207 г. новгородцы хотели сбросить с моста в Волхов убитого посадника, но этому помешал архиепископ. Архиепископ пользовался авторитетом не только у новгородцев, но и в других княжествах. В 1172 году архиепископ Илья ездил во Владимир к князю Андрею Боголюбскому и заключил с ним выгодный для Новгорода мир. После поражения новгородского войска на Шелони в 1471 году переговоры с Иваном III вел владыка Феофил, сумевший добиться некоторого уменьшения контрибуции, наложенной великим князем на Новгород. Архиепископ осуществлял контроль над правильностью мер и весов. В Софийском соборе хранились богатая казна церкви и всего Новгорода. Особое место в государственно-политической структуре Новгорода историк В. Л. Янин отводит «совету господ». Сведения о нем содержатся лишь в документах Ганзы и Ливонского ордена первой половины XIV века. Совет господ собирался на Владычном дворе в количестве 40–50 человек и представлял собой своеобразный сенат, предварительно рассматривающий важнейшие государственные вопросы, которые затем выносились на вече. Будучи органом боярской олигархии, совет стоял во главе веча, и его решения имели первостепенное значение для внутренней и внешней политики Новгородского государства. Не случайно в грамотах, исходивших от веча, сначала перечислялись архиепископ, степенные посадник и тысяцкий, «старые» посадники и тысяцкие, т. е. члены совета господ, и лишь после них – все остальные новгородцы. Особое место в жизни Новгорода занимает фигура князя. В то время, как в других областях Древней Руси княжеская власть была весьма прочной и переходила от отца к сыну, Новгородская земля своих князей не имела. Там не могла утвердиться ни одна княжеская ветвь. И причину этому, пожалуй, следует искать в более раннее время. Вспомним, что новгородцы ещё в X в. пригласили к себе на княжение малолетнего Владимира. Затем такое повторялось неоднократно. Молодой князь воспитывался в Новгороде и становился как бы «своим» - новгородцем. Но стоило взрослому князю проявить свою самостоятельность, и новгородцы показывали ему на дверь. (Вспомним, что произошло с Всеволодом Мстиславичем). В тоже время новгородцы в период республики не могли обойтись без князя, и приглпшали его к себе на правление. После событий 1136 г. в Новгород в качестве наемного военачальника был приглашен Святослав Ольгович из Чернигова, лтец Игоря Северского, героя “Слова о полку Игореве”. Князь и его дружина нужны были новгородцам для защиты от внешних врагов, поскольку они сами, не считая владычного полка, своей дружины не имели и в тяжелую минуту собирали ополчение. Князь с Новгородом заключал особый договор (ряд), «целовал крест на всей воле новгородской» и не имел права его нарушать. Он должен был «держать» Новгород «по старине, без обиды», самостоятельно, без посадника не назначать или судить должностных лиц. Князьям запрещалось приобретать земли в новгородских волостях, своей властью прекращать торговые отношения с немцами и закрывать Немецкий двор. Княжеский двор располагался в нескольких км. от Новгорода. Новгородцы строго следили за соблюдением князьями ряда. В случае его нарушения князю показывали «на двери». И этим правом новгородцы пользовались очень часто. На новгородском столе за два столетия (с 1095 по 1304 г.) князья сменились 58 раз. За это время 40 представителей различных княжеских ветвей, находились на новгородском престоле, причем некоторые из них избирались и изгонялись по несколько раз. Княжеская власть в отдельные периоды, особенно во времена военной опасности, усиливалась. Характерны в этом отношении годы княжения Александра Ярославича Невского, который смог защитить Новгород от шведских феодалов и немецких рыцарей. Даже когда Александр Невский покинул Новгород, чтобы занять по ханскому ярлыку великокняжеский стол во Владимире, новгородцы признавали его власть. Таким образом, они вернулись к древней традиции признавать господином Новгорода великого князя, как было во времена Киевской Руси. С этого времени вплоть до падения новгородской самостоятельности в 1478 году новгородским князем считался тот, кто получал от татарских ханов ярлык на великое княжение. Следует упомянуть и еще об одной особенности новгородской жизни. Документы пестрят упоминаниями о постоянной борьбе внутри новгородского общества. Здесь и внутри феодальные противоречия, и борьба с князьями «и въсадиша в епископль двор (князя Всеволода 1136 г) с женою и с детьми и с тьщею, месяца маия в 28; и стражье стережаху день и нощь с оружием, 30 мужь на день», и с посадниками, которые увеличивали налоги «повелеша (посадник Дмитр 1207 г) на новгородцех сребро имати, а по волости куры брати, по купцемь виру дикую, и повозы возити и иное все зло». Волнения иногда вспыхивали из-за тяжелого продовольственного положения в городе и продолжались в течение нескольких лет. Такие волнения приводили к смене князей и посадников, тысяцких и владык. Власть переходила от одной боярской группировки к другой, вынуждала их проявлять гибкость, а иной раз и уступчивость «черному» люду Новгорода. И в тоже время Новгород выступал единым фронтом против постоянного политического давления то со стороны Киева, то со стороны Ростово-Суздальского княжества. Все новгородцы были заодно, защищая свое особое положение в русских землях, свой суверенитет. Таким образом, Новгородская земля после событий 1136 года вышла на дорогу полной независимости от других русских княжеств, стала своеобразной аристократической республикой, где несколько крупных боярских и купеческих фамилий, архиепископ определяли всю политику Новгородской земли.
Источники и литература:
1. Полное собрание русских летописей. – М., 1962. – Т.1-2. 2. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – М-Л., 1950. 3. Грамоты Великого Новгорода и Пскова.– М-Л., 1949 4. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М., 1997. 5. Карамзин Н. М. История государства Российского. – М., 1989. – Кн.1. 6. Карацуба И. В. и др. Выбирая свою историю…- М., 2006 7. Ключевский В. О. Курс русской истории. Сочинения. – М., 1989. – Т.2. 8. Коваленко В., Смирнов В. Легенды и загадки земли Новгородской. – М., 2007 9. Кузьмина О. Республика Святой Софии. – М., 2008 10. Подвигина Н. Л. Очерки социально-экономической и политической истории Новгорода Великого в XII–XIII вв. – М., 1976. 11. Соловьев С. М. Сочинения.– М., 1989.– Кн.2. 12. Янин В. Л. Новгородские посадники.– М., 1962.
|