КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 27. В рабоче-мастеровой среде: Восток или Запад?
Заслуживает внимания и рассмотрение в плане сравнения нравов ремесленников и рабочих Востока и Запада, что позволяет лучше понять особенности жизнедеятельности этого социального слоя в условиях монархического строя. Начнем, как не раз уже случалось, с описания быта и нравов ремесленников и мастеровых Османской империи. Сразу же заметим, что в ней почти каждый мужчина занимался какой-нибудь профессиональной деятельностью: торговля, земледелие и ремесло или свободная профессия в сферах теологии, права или медицины. Даже среди самых богатых мало было таких, кто прожигал жизнь исключительно в море наслаждений, - большинство из них выполняло функции высших государственных чиновников и к тому же энергично занималось устройством собственных имений. Занятие каким-либо ремеслом считалось похвальным до такой степени, что даже сам султан должен был владеть одним из множества ремесел. Мехмед 1 изготавливал тетивы к лукам; Мехмед II был завзятым садоводом; Селим I и Сулейман I были золотых дел мастера; Мурад III слыл специалистом по выработке наконечников к стрелам, а Мехмед IV был поэтом и даже приказы для войска писал стихами и т. д. Иногда султаны преподносили в подарок лицам, прибывшим во дворец, какую-нибудь мелочь собственного изготовления; смысл здесь состоял в том, что факт занятия султаном деятельностью, которая была повседневным хлебом большинства его подданных, подчеркивал достоинство труда и выражал поддержку религиозной и социально-профессиональной функции цехов. Если попытаться перечислить все отрасли и профессии, то список этот не имел бы конца; во всяком случае, каждый, кто хотел работать, мог найти подходящее для себя занятие. Несмотря на это, возможности свободного выбора той или иной профессии были небольшими из-за ограничений, налагаемых цехами. «Ведь житель Османской Турции, - подчеркивает Р.Льюис, - обязан был подчиняться прежде всего своему цеху, затем религии и только в третью очередь султану, или государству, так что просто невозможно переоценить роль, которую играли в структуре турецкого общества цеха» (340, 136). Авторитет цехов был непоколебим, а так как они обладали полной самостоятельностью в ситуации, когда большинство городов и деревень в хозяйственном плане было самодостаточным, то они оставались относительно независимыми от всяких изменений политической природы, происходящих в империи. Эталоном для цехов служило рыцарское братство «ахи», объединяющее сильных духом холостых мужчин, которые выбирали предводителя и отдавали ему все свои доходы; эти деньги расходовались на прокорм и иные нужды членов братства. В османские времена уже только кожевники, шорники, портные и галантерейщики были объединены в аутентичное братское ахи. Остальные же братства утратили свой квазирелигиозный характер и превратились в некие профессиональные союзы, отдельные для каждого ремесла. В начале XVI века был сформулирован полный свод предписаний, касающихся места работы и используемых членами цеха инструментов. Определенное число ремесленников обладало правом заниматься данным ремеслом в четко определенном районе, установлено также было количество лавок и торговых предприятий, которые могли функционировать в этом месте. Ремесленник мог получить двоякого рода свидетельство, или «гедик»: одно разрешало заниматься ему своей деятельностью без территориальных ограничений, другое же выдавалось только тем, кто занимался своей деятельностью постоянно в определенном месте, т. е. имел лавку или лоток. Если ремесленник хотел обеспечить за собой право выполнять свою работу в определенном месте длительное время, то он обращался в цех для регистрации инструментов и изделий, которые записывались в соответствующий реестр, а ему выдавалось свидетельство, гарантирующее права. В случае пожелания ремесленника передать свои права кому-либо другому, хотя бы даже сыну, требовалось снова специальное разрешение; когда же он желал перебраться в другой город или на соседнюю улицу, тогда необходимо было обновить лицензию. Власти Османской империи с самого начала противились такого рода ограничениям, однако цеха настояли на своем, утверждая, что они должны охранять права своих членов. В этом духе своеобразного патернализма было сезонное определение максимально допустимых цен на изделия. Во времена, когда данная отрасль ремесла процветала, выдавалось много гедиков, в случае же уменьшения спроса на данную группу изделий сокращалось количество гедиков, и тем самым уменьшалось количество действующих ремесленников. Этим достигался эффект предотвращения условий, стимулирующих появление конкуренции. Одновременно весьма точно были очерчены область и вид продукции в отдельных отраслях ремесел, причем цеха негативно относились к любым инновациям и не. допускали изменения установленных образцов, они заботились о порядке, дисциплине и высоком качестве изделий и создавали среди цехового братства чувство профессиональной солидарности. Так, лавочники, которые уже сегодня что- нибудь продали, часто отсылали следующего клиента к коллеге, еще ничего не продавшему (340, 137). Каждый цех располагал в городе помещением, в котором происходили собрания и диспуты его членов. Цеховой старшина сидел на возвышении, остальные рассаживались ниже, на полу, причем к участию в обсуждениях допускались только мастера. Некоторые дисциплинарные дела направлялись к кади, однако старались все дела решать в своем кругу. В связи с этим один из членов правления цеха, который должен был исполнять приговор цехового старшины, имел кнут и палку, висевшие на стене для острастки всех. Ремесленники, запятнавшие доброе имя цеха, лишались на время прав членов цеха или, в крайних случаях, исключались из него и тем самым действенно лишались возможности зарабатывать на жизнь достойным образом. Правление цеха собиралось всегда в первую и третью пятницу каждого месяца и выслушивало информацию своих членов о всем случившемся, о том, что могло повредить их интересам. Принимались также доклады двух членов цеха, которым ранее давалось поручение исследовать материальное положение ремесленников, обратившихся за помощью в цеховую кассу. Эта касса выполняла функцию фонда помощи, пополняемого еженедельно и ежемесячно и выделяющего средства частью на религиозные цели, например, на чтение Корана в мечети во время праздника рамазан и приобретение продуктов для нищих, частью на содержание каждого члена цеха, заболевшего или попавшего в трудную финансовую ситуацию. Цех покрывал расходы на погребение, если семья покойника не имела денег для этого, и выдавал кредиты под один процент мастерам, желавшим открыть собственное предприятие. Обычные обыватели также вносили вклады в общую цеховую кассу, к помощи которой прибегали в необходимых случаях; некоторые горожане вносили деньги, если исполнилось какое-либо их желание, а также притекали средства от суеверных, а такими были почти все, ожидающих благоприятного для себя события. Из цеховой кассы можно было под низкий процент получить кредиты любому гражданину, их нее брались средства для решения таких местных проблем, как постройка дома после пожара или помощь сиротам. Каждые десять-двадцать лет все цеха принимали участие в празднике; это действо совершалось на лоне природы в форме коллективной вылазки за город. Здесь на лотках выставлялись изделия различных ремесел, причем некоторые из самых прекрасных преподносились в дар султану, прежде всего тогда, когда цеховое празднество совпадало с каким-нибудь придворным праздником. Султан же зачастую присылал ответный подарок в виде серебряного или золотого подноса, который получивший цех бережно хранил и выставлял на празднествах вместе с собственным драгоценным подносом и другими дарами, преподнесенными в знак уважения и почтения властям цеха. Все расходы на празднества и официальные приемы покрывались не из цеховой кассы, а путем взимания налога с ремесленников. Все отношения и нравы цехов оказывали сильное влияние на турецкое общество, придавая ему характер торговой цивилизации (ведь без ремесленных цехов торговля не имела бы того широкого размаха, который был присущ Османской империи). Теперь рассмотрим быт и нравы японских рабочих эпохи Мейдзи, весьма напоминающие образ жизни русских рабочих прошлого столетия. Среди японских рабочих довольно большой процент составляли дети и подростки в возрасте 17, 10 и 13 лет. Наряду с большими фабриками (с числом рабочих порядка 3000 человек), по всей стране были рассыпано множество мелких предприятий. В Киото, отмечает Ж.Вейерси, в кварталах Нишиджин, где жили ткачи дорогих шелковых тканей, находилось более 4000 предприятий, преимущественно семейных; трудились, в основном, для дзайбацу Мицуи с его 30000 рабочих. «Внешний вид этих предприятий неказист; входные двери весьма узкие и настолько низкие, что можно удариться головой. Прихожую, где на татами гостям подается чай, украшают каллиграфически выписанные на золотой бумаге стихи; один цех, в нем около 20 работников и работниц. Предприятия почти такие же, как и в XVI веке, когда производство дорогих шелковых тканей размещалось в районе Нишиджин. Единственным источником энергии является человек...» (353, 110 - 111). На крупных фабриках условия труда мужчин, женщин и детей были страшными, ибо, пренебрегая распоряжением правительства, текстильные фабрики начинали трудовой день на рассвете и заканчивали его около 11 часов вечера. Работницы, разделенные на две группы, трудились 12 часов с перерывом на получасовой обед. Уставы предусматривали еще 15-минутный перерыв, но на практике его просто не соблюдали, так как станки не останавливались. Независимо от такого удлиненного рабочего дня, фабрики и так напоминали настоящий ад. В порядке вещей были увечья, причем искалеченные рабочие не получали никакой компенсации. После нескольких лет работы почти каждый рабочий приобретал какие-нибудь тяжелые заболевания, в основном, туберкулез и кожные болезни. О нечеловеческих условиях труда на фабриках свидетельствуют рапорты и книги правительственных чиновников, а также заметки иностранцев. «Мерзости промышленного феодализма, - с возмущением писал В.Берар, - превращают в каторгу, в камеру пыток те японские фабрики, где шестилет-ние дети, девушки и женщины становятся рабынями только для того, чтобы обогащать каких-нибудь дайме нового типа, капиталистов и банкиров, и чтобы не отставать от европейской промышленности. На этой азиатской почве жестокое право вооружилось еще клыками и когтями; нигде больше в мире жизнь работников из народа, нежные тела детей и женщин не четвертуются, раздираются, вымучиваются под механическими молотами или колесами машин, с такой жестокостью и беззаботностью при молчаливом одобрении правительства» (822а, 102). Рабочие и работницы жили в так называемых «совместных пансионах», где в одном доме толклись мужчины и женщины под неусыпным надзором фабричных надзирателей. Последние выступали в качестве хозяев этого дома, поставляли рабочим и работницам продукты и часто одалживали им деньги под высокий процент. Жизнь в этих коммунальных домах была несколько легче, чем в фабричных квартирах, которые представляли собой общие спальни и были окружены стенами, чтобы рабочие не могли сбежать. Чаще всего они размещались на территории фабрики или сообщались с цехами длинными коридорами. Выход жильцов находился под строгим контролем. На ночь спальни работниц запирались на ключ; некоторым из них за хорошее поведение разрешалось после работы выйти на два-три часа по специальному пропуску. Семейные рабочие, если не имели своего жилья в городе или пригороде, вынуждены были довольствоваться наймом «жилого пространства» в одном из длинных домов, выстроенных с этой целью фабрикой, или сдаваемых владельцами домов. Шибушава Кейзо в своем произведении так описывает одно из этих семейных помещений: «Номер 3 квартала Такибана-хо в Кобэ занимают рабочие спичечной фабрики; это один из известнейших кварталов нищеты. В каждом доме имеется около двадцати комнат, каждая размером два метра на четыре. Большую часть места занимают лежащие на полу три мата, татами... Маты для спанья обходятся в два сэна за сутки, поэтому семьи из пяти-шести человек спят только на двух матах» (329, 166). Опытные и квалифицированные рабочие получали мизерную зарплату -она составляла в лучшем случае около 20 иен в месяц, а рабочий содержал семью из отца, матери и более двух детей. Из них он платил за жилье 2 иены, за рис 8 иен, две с половиной иены за древесный уголь печурки, за рыбу и овощи 3 иены. Остальные весьма скромные расходы шли на сакэ, табак, сахар, керосин для лампы, средства личной гигиены, газеты... Немногие из рабочих могли откладывать хотя бы два сэна; в большинстве случаев рабочие тратили больше, чем зарабатывали, поэтому они вынуждены были занимать у хозяев фабрик и владельцев домов. Ситуация оказывалась безысходной и рабочий попадал в кабалу на всю оставшуюся жизнь. Следует иметь в виду, что уровень жизни и условия труда рабочих как в Европе, так и в Америке были, в целом, такими, что им особенно не позавидуешь. Образ жизни, в том числе быт и нравы, рабочих на Западе по сути ничем не отличался от образа жизни японских и русских работников. Это, очевидно, обусловлено общими закономерностями перехода от аграрного общества к индустриальной цивилизации в ходе промышленной революции и становления капитализма. Вполне естественно, что изменился и образ жизни с соответствующими нравами и бытовыми явлениями. Так, один из старых английских чулочных дел мастеров, вспоминая свое детство, которое пришлось на до-промышленную цивилизацию, писал: «Они (чулочники) жили в сравнительной легкости и изобилии, пользуясь правом на выпас на общественной земле свиньи, домашней птицы, а иногда и коровы. У каждого из них имелся огород, бочонок домашнего эля, рабочая одежда, выходной костюм и масса свободного времени» (211, 158). В тон ему, только не жалуясь, а страстно обвиняя, звучит популярное четверостишие тех времен:
Закон тебя поставит на правеж, Коль ты гуся в общине украдешь. Но почему ж молчит законность вся, Когда крадут общину у «гуся»?
Известно, что Англия в силу ряда исторических причин стала первой индустриальной державой мира, превратилась в «мастерскую мира» с первым на нашей планете классом обезземеленных рабочих. Бесконтрольное развитие молодой капиталистической системы характеризовалось невиданным обнищанием и страданиями ремесленников и рабочих. Многие ремесленники вынуждены были расстаться со своим ремеслом и либо попасть в работные дома, либо стать бедняками, существуя на нищенское пособие, либо превратиться в рабочих, которые работали в адских условиях по 14 - 16 часов в день. На многочисленных фабриках просто не было никакой охраны труда и здоровья рабочих, что признавал даже такой респектабельный журнал, как «Джельтменс мэгэзин». Он писал в 1782 году следующее об условиях жизни рабочих: «Они задыхаются от вредоносных газов в шахтах и рудниках или становятся жертвами ядовитых испарений во время обработки металлов, масел, порошков, жидких составов и т.п. На фабриках они являют собой печальную галерею слепых, хромых, преждевременно одряхлевших астматических и увечных инвалидов или полуинвалидов, в которых едва теплится жизнь...» (211, 160). Среди рабочих были и малолетние дети (начиная, с семи лет), причем сама их жизнь представляла беспросветное чередование тяжелого труда и короткого сна, нищенской же зарплаты едва хватало для поддержания скудного существования. Характеризуя семейные нравы пролетариата то» эпохи, Э.Фукс пишет о том, что в этой среде супружеская верность не подвергается искушениям: «Уже по одной той причине, что здесь, где приходится страшно работать для поддержания жизни, люди в короткое свободное время совершенно отупели и обессилены» (295, 297). Сюда следует добавить, как уже отмечалось, страшное пьянство и грубость в отношениях между английскими рабочими. Аналогичная ситуация сложилась и во Франции, где тоже нищета и страдания были присущи рабочим, крестьянам и батракам. Многие крестьяне XVIII столетия пытались пополнить свой нищенский бюджет работой на «рассеянной мануфактуре», другие становились рабочими-сезонниками, уходя в города или оседая на местных предприятиях. «И если у рабочих-горожан, занятых на централизованных мануфактурах, оставалась еще надежда на поддержку тайного, хотя бы запретного, союза, то в еще более жалком положении оказывались крестьяне-рабочие рассеянных мануфактур: работая поодиночке или всей семьей у себя дома, отданные во власть предпринимателя-скупщика, они прирабатывали гроши, позволяющие им как-то существовать после уплаты королевских налогов и сеньоральных поборов, и еще почитали себя счастливыми, что, кроме нищенского земельного надела, в их собственности имеется станок» (108, 298). И вполне естественна та ожесточенность, с которой французские рабочие расправлялись с представителями господствующего класса. Ведь Великая Французская революция 1789 года в определенной степени является порождением нравов угнетенных социальных слоев и групп. Можно сказать, что кровавая революция - следствие жестоких нравов низших слоев общества, сформированных недалекой политикой эгоистичных высших слоев монархического строя. И наконец, достаточно сильное влияние на нравы рабочих оказала индустриальная цивилизация - она убила красоту, что сказалось на взаимоотношениях полов. «Только слепой может не видеть убийственного уничтожения сохранившейся еще в народе физической красоты, - подчеркивает Э.Фукс, - производимого опустошительным действием чрезмерной и однообразной работы по обслуживанию капиталистически эксплуатируемой машины» (295, 139). Исчезновение эстетического начала из взаимоотношений индивидов влечет оскопление мира, который становится серым, что в свою очередь, делает жизнь серой и ведет к отуплению рабочих, формирует в их среде «безнравственные», жестокие и дикие нравы.
|