Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема урока




Обычно весь описанный объем работы учителю приходится проделывать на основе тех программ и учебных пособий, которые в основном сориентированы на технологическую подготовку учащихся, с преимущественным вниманием к конкретным изделиям и приемам обработки материалов. Как правило, в этих программах последова­тельность уроков не обозначается, поэтому учителю нужно самому продумать разумное чередование различных техник, чтобы обеспе­чить разнообразие видов работы учащихся и возможность переноса трудовых операций с одного вида работ на другой.

Иначе выглядит процесс планирования работы на основе тех программ, которые в своей структуре уже предусматривают определен­ную логику прохождения материала и выстраивают его по соответствующим тематическим блокам. Как правило,в этих случаях разделы и темы выделены с учетом количества уроков в каждой учебной чет­верти и в году. Если такая программа оснащена учебниками, то в каж­дом из них фактически уже содержится конкретная основа для кален­дарного планирования: последовательно представлены разделы и темы, в общем виде определено содержание работы учащихся(именно таким образом построена программа и комплект учебников по технологии Н. М. Конышевой).

Если учитель имеет дело с такими материалами, то у него нет необходимости осуществлять разноску часов по четвертям и состав­лять перспективный план. Тем не менее, календарно-тематический план составить нужно: следует более определенно распределить уроки в течение четверти, руководствуясь следующими сообра­жениями. Прежде всего, необходимо по календарю сверить точное количество часов, отведенных расписанием в данной учебной чет­верти на предмет, и сопоставить их с содержанием учебника. Одна и та же тема, представленная в нем, может быть, дана более сжато или развернуто и соответственно рассчитывается учителем на то или иное количество уроков. По некоторым темам в учебниках предусмо­трены дополнительные задания и изделия; право учителя определить, будет ли он использовать их для организации дифференцированной работы на уроке или последовательно предложит всему классу, т. е. увеличит количество уроков по этой теме. Кроме того, в процессе календарного планирования учитель имеет возможность вносить из­менения в предусмотренное программой содержание работ. Обычно такая процедура допускается любой программой, но, в зависимости от концепции, ей придается разный смысл. Так, технологически на­правленные программы, в которых главным ориентиром является во­оружение учеников приемами обработки материалов, обусловлива­ют это, как правило, возможным отсутствием у учителя тех или иных материалов и инструментов. В этих случаях учитель должен найти им соответствующую замену, т. е. похожие материалы (например, если нет тонкого листового металла, можно заменить чеканку тиснением по фольге или изготовлением изделий из проволоки).

В программе Н.М. Конышевой возможность внесения изменений в содер­жание работы учащихся предусмотрена на основании одного из про­граммных принципов - «вариативности содержания и творчества учителя». Однако имеется в виду не просто технологическая замена, а учет конкретных условий работы, региональных особенностей, склон­ностей и интересов учителя. При такой замене может быть взят совершенно другой материал и другие технологии, но следует обязательно учитывать, насколько новое изделие позволяет решить поставленные образовательные и развивающие задачи.

Формулировка темы занятия требует от учителя понимания смыс­ла и назначения уроков труда в целом. Методистами и педагогами уже многократно говорилось об этой проблеме: тема отражает основное содержание работы на уроке и не должна сводиться к наименованию изделия (изделие является лишь средством, позволяющим реализо­вать запланированное содержание); тема не может формулироваться и как наименование используемого материала. Тем не менее, именно такие формулировки приходится встречать чаще всего; это являет­ся лишним свидетельством того, насколько трудно в нашем сознании преодолевается «поделочный» подход к урокам трудового обучения. Вот типичные примеры из календарного плана, составленного учите­лем: «Работа с разными материалами. Лепка. Грибы в лесу»; «Работа с бумагой. Складная сумочка»; «Техническое моделирование. Рабо­та с конструктором». Подобные формулировки урочных тем ничего не говорят о системе знаний и умений, которыми овладевают дети, а лишь последовательно перечисляют материалы и изделия; трудно установить какую-либо логику в таком планировании, а уроки можно как угодно перемещать в этом перечне.

Между тем грамотно составленный календарно-тематический план позволит учителю наглядно строить систему учебных занятий на учебную четверть и при необходимости своевременно вносить в нее коррективы.

Для того чтобы проиллюстрировать некоторые возможности вариативного подхода к этой работе, приведем в качестве примера два варианта тематического плана на I четверть, составленных по одному учебнику.

 

Примерный тематический план уроков на 1 четверть, 2 класс (по учебнику Н. М. Конышевой «Чудесная мастерская»)

Тема урока Изделие кол-во часов
Организация работы на четверть. Культура труда. По­строение прямоугольника от двух прямых углов Чертежи, эски­зы, упражнения в построении прямоу­гольника
2-3 Конструирование приспо­соблений для удобной работы. Развертка Подставка для кисти
Оригами. Приемы изго­товления квадрата без помощи чертежных инструментов. Про­стые складки. Квадрат, маска собачки
Оригами. Закрепление приема. Другие складки Бабочка, тюль­паны
Композиция Картина в оваль­ной раме
7-8 Формы и краски осени. Ритм движения Аппликация «Ли­стопад»
9-10 Формы и краски осени. Композиция. Приклеивание засушенных листьев и цветов Композиция на пло­скости из засушенных растений (букет)
11-12 «Превращения» листьев (создание образа по ассоци­ации) Композиция на плос­кости из засушенных рас­тений (образы животных)
13-14 Симметричное выреза­ние из бумаги. Симметрия и асимметрия в композиции Листья. Картина для ска­зочного героя
15-16 Лесная скульптура. Создание образа из природных матери­алов. Приемы работы Объемно-простран­ственная композиция «Сова»
17-18 Бумага и ножницы заставляют думать. Урок-викторина Симметричные и асим­метричные вырезки из бумаги (головоломки)

 

ВАРИАНТ

 

Организация работы на Чертежи,эскизы,
  четверть. Культура труда. По- упражнения в построении прямоугольника -  
  строение прямоугольника от    
  двух прямых углов    
2-3 Конструирование при- Подставка для кисти
  способлений для удобной ра-    
  боты. Развертка    
4-5 Оригами. Приемы изготовления Квадраты. Тюльпаны.
  квадрата без помощи - Коллективное панно«Цветущий луг»  
  чертежных инструментов.    
  Простые складки    
Оригами: другие складки. Рыбки. Коллективное
  Композиция панно «Аквариум»  
Формы и краски осени. Аппликация «Листопад»
  Ритм движения (работа в группе)  
8-9 Формы и краски осени. Композиция на плоскости
  Композиция. Приклеивание из засушенных растений(букет)  
  засушенных листьев и цветов    
«Превращения» листьев (создание образа по ассоци­ации) Композиция на пло­скости из засушенных рас­тений
11-12 Способы симметричного вырезания из бумаги с одной и двумя осями симметрии Листья, цветы. От­крытка
13-14 Симметрия и асимметрия в композиции. Использование цвета Картина для сказоч­ного героя (композиция из листьев и цветов)
15-16 Лесная скульптура. Соз­дание образа из природных материалов. Приемы работы Объемно-простраственная композиция «Рыбка»
17-18 Бумага и ножницы застав­ляют думать. Урок-викторина Симметричные и асимметричные вырезки /из бумаги (головоломки)

Составление плана и конспекта урока

На данном этапе подготовки к уроку в наибольшей степени проявляется профессионализм и творчество учителя. Это очень ответственная работа, поскольку именно на уроке осуществляется основное целенаправленное воздействие наличность ребенка. Оттого, насколько грамотно он будет продуман и организован, зависит реализация по­ставленных в учебной программе образовательно-воспитательных за­дач. В рамках строго отведенного учебного времени учителю прихо­дится находить оптимальные для каждого этапа урока пути и средства организации работы учащихся; именно это помогает обеспечить наибольшую интенсивность ее образовательного воздействия.

Разрабатывая конкретный урок, учитель имеет в виду содержание работы всей четверти, ее ведущие идеи - только тогда он может четко выстроить логику заданий отдельного занятия.

Описание урока может быть более или менее развернутым. Опыт­ный учитель способен ограничиться лаконичным планом, но студен­там следует делать подробные конспекты, поскольку это позволит им более тщательно осмыслить все нюансы подготовки к уроку и его про­ведения. Конспект записывается в тетради или на отдельных листах.

соответствующая предварительная работа. Как это сделать, учитель продумывает заранее.

Могут быть и такие подготовительные задания: вспомнить или выучить какие-то стихотворения, подготовить краткие сообщения по теме предстоящего занятия и т. п.; обычно они даются не как обяза­тельные, а по желанию учащихся.

После того как вся подготовительная работа будет продумана и обозначена, в конспект включается описание хода урока. Он излага­ется последовательно, в соответствии с намеченными структурными этапами.

Нами уже был рассмотрен вопрос о структуре урока технологии. Мы обозначили ряд основных структурных компо­нентов, которые содержатся практически в каждом уроке, и отмети­ли, что к планированию взаимного расположения и сочетания этих компонентов учителю следует проявить творческий подход.

Рассмотрим возможное содержательное наполнение и особенно­сти организации каждого из этапов подробнее.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты