КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Процесс обновления выразительных средств театра затронулПрежде всего режиссеров, уже имевших значительный опыт работы. Молодые только начинают в эти годы. 1 ≪Учительская газета≫, 1953, 20 ноября. 2 ≪Правда≫, 1953, 27 ноября. Товстоногов, чье творчество всегда было отзывчиво на запросы Времени, ставит в эти годы спектакли, в которых стремительный ход, как набор высоты, завершается в 1955 году ≪Оптимистической трагедией≫ Вс. Вишневского в Академическом театре Драмы им. А. С. Пушкина в Ленинграде. В этом спектакле, Этапном для всего советского театра, сфокусировались поиски Новых средств художественной выразительности, которые были очевидны в ≪Гибели эскадры≫ А. Корнейчука (1952), ≪Новых людях≫ по роману Н. Чернышевского ≪Что делать?≫ (1953), ≪Помпадурах и помпадуршах≫ М. Салтыкова-Щедрина (1954). В это время многое открылось как бы заново. Заново зазвучала Русская и советская классика, ставшая для режиссеров Той лабораторией, где в наиболее благоприятных условиях Можно было прийти к открытиям. Почти каждый спектакль вызывал Споры, порождая подчас весьма интересные и содержательные дискуссии. Разгорается спор вокруг ≪Власти тьмы≫ Л. Толстого в постановке Б. Равенских, весьма крайние позиции Заявляются критиками по поводу таких спектаклей и пьес, как ≪Годы странствий≫ А. Арбузова и ≪Персональное дело≫ А. Штейна. Период 1953—956 годов, спектакли этих лет, споры этих Лет свидетельствовали, что в искусстве театра происходит интенсивный Процесс обновления, прежде всего связанный с режиссурой. Место режиссера, его творческие обязанности и административные Права, художественный язык режиссера —все оказывается В центре внимания театральной общественности, становится Предметом обсуждений, споров. Товстоногов выступает активным поборником ведущей роли Режиссера в театре. В этом утверждении, казалось бы, нет Ничего принципиально нового. Но особенность ситуации заключалась В том, что многие старые понятия, старые истины приобретали Новизну, весьма подчас острую, а в иных случаях Сами понятия были новыми по существу, представая лишь В старой терминологической упаковке. Так было и с утверждением ведущей роли режиссера. Разумеется, И Станиславский, и Мейерхольд были руководителями, Умевшими определять идейно-художественный курс своих театров. И все же Товстоногов и те режиссеры, которые выступали По этому вопросу, не ломились в открытую дверь, отстаивая Права режиссера-руководителя. Нужно было разбудить самостоятельность И волю режиссера —открыть перед ним свободное Поле поиска, сломить некий психологический барьер,
|