КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Добрая память как о первых, особенно дорогих успехах.Однако важнее всего отметить, что в ≪Акации≫ и ≪Шестом этаже≫, пусть пока пунктирно, наметилось то качество эстетики Товстоногова, которое разовьется вскоре в целую режиссерскую Систему. Спектакли, рассказывающие о рядовых людях, обладали по- Особому доверительной и лиричной интонацией —первым предчувствием Трагической откровенности князя Мышкина в инсце1 ≪Советская культура≫, 1957, 15 июня. нировке ≪Идиота≫, душевной наполненности героев иных спектаклей. После этих двух постановок станет ясно, что в искусстве Товстоногова определилась плодотворная тенденция, вобравшая Жизненные и театральные мотивы времени, отразившая Потребность в искусстве, внимание которого сосредоточено На внутреннем мире человека. Чуть остраненная несовременными сюжетами от реальности Нынешнего дня, эта линия ждала драматурга, который позволил Бы ей раскрыться на материале современности с очевидной полнотой. Таким драматургом для Товстоногова явился А. Володин, его пьеса ≪Пять вечеров≫. И противники, и поклонники пьесы и спектакля ощущали их Как принципиальное явление. Завязавшийся спор шел не об отдельных Достоинствах и недостатках, а о позиции писателя и Режиссера, об образе героя, об идейной значительности выбранного Автором сюжета, шире —о направлении развития театрального искусства. По прошествии лет (≪Пять вечеров≫ были поставлены В 1959 году) можно уже спокойно разобраться в том, Что вызывало споры, и отметить как сильные, имевшие перспективу Развития, так и слабые, преходящие мотивы пьесы и спектакля. ≪Пять вечеров≫ упрекали в ≪вечернем настроении≫, в расплывчатости идейной линии, в стремлении ≪жизненную правду выставить в нарочито будничном свете≫.1 Можно было бы собрать множество других критических замечаний В адрес пьесы, и они будут по-своему логичны и убедительны. Однако Товстоногов решительно защищал пьесу от нападок, объяснял свое понимание проблемы: ≪В пьесе ≪Пять вечеров≫ нет героев, совершающих открытия, героические подвиги. Обыкновенные люди —мастер цеха, шофер, студент, телефонистка С переговорной, инженер-химик —заставляют себя, Своих друзей, своих любимых жить чище, лучше, честнее. За Такие подвиги не награждают орденами, о них незачем писать в газетах. Но пьесы о них писать надо. И играть их надо≫.2 Защищая ≪Пять вечеров≫, а позднее и ≪Мою старшую сестру ≫. Товстоногов отнюдь не абсолютизировал обозначенное ими Направление в драматургии, не противопоставлял его другим Линиям, прежде всего героической, но утверждал, что направление
|