Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Корни этого реализма в ранних чеховских спектаклях




МХАТ, в чеховской поэтике, недаром первая половина 1960-х

Годов отмечена чеховскими спектаклями.

Новая суть режиссерского подхода, новая грань реализма

Была не в стилистике, а прежде всего в способе художественного

Освоения характера человека, не в одной искренности, не

В верности формам жизни (искренни и правдивы были многие

Спектакли), но в том, что конфликт здесь проходил через душу

Г. Т о в с т о н о г о в . Круг мыслей, с. 56.

Героя и герой сам перестраивался, преодолевал в себе преграды,

Избавлялся от предрассудков и осознавал свое место в мире,

Свою значительность и свое достоинство. Герой Товстоногова

Выступал аналогом лирическому герою в поэзии.

(Заметим попутно, что И. Смоктуновский в роли Мышкина

И 3. Ш а р к о в роли Тамары явственно обозначили новый актерский

Стиль в БДТ. Предыдущий период классично завершил

В. Полицеймако ролью баснописца Эзопа в ≪Лисе и винограде

≫). 3. Ш а р к о —Т а м а р а и Е. Копелян —Ильин великолепно

Раскрыли в характерах своих героев драму преодоления самих

Себя, показали, как тяжело и трудно восстанавливается человек,

Потерявший надежды, и как прекрасен он в счастье.

Некоторые упрекали спектакль в пропаганде уныния. Но

Он был содержательно оптимистичен, направлен против пессимизма,

Ибо утверждал человека властелином своей судьбы.

Автор пьесы писал впоследствии: ≪Обвинения в приземленности

И очернительстве были, разумеется, потешны... Лишь ненормальный

Психически человек может утверждать своим творчеством,

Что жизнь ужасна. Т о л ь к о —п о м о г а т ь жить. Потому

что другой жизни —вместо этой, лучше этой —не будет≫.1

Восходящий к чеховской традиции поэтический реализм Товстоногова

Координировался с тем, что искали и утверждали

Тогда же некоторые другие режиссеры, прежде всего О. Ефремов

в ≪Современнике≫.

В работе над первыми спектаклями в Большом драматическом

театре (и с особой ясностью в работе над ≪Пятью вечерами

≫) уточнялись многие важные принципы творчества режиссера.

В первую очередь в области создания образной структуры

Спектакля, его режиссерской партитуры и в работе с актером.

Новый взгляд на героя, новая грань реализма требовали

Своих выразительных средств и приемов. Очевидно, что та или

Иная линия в искусстве укрепляется, имеет перспективу развития

Только в том случае, если мировоззренческие, идейные мотивы

Творчества, доказав свою общественную актуальность, выступают

В неразрывном единстве с соответствующими им художественными

Средствами.

Театр —громоздкое искусство, ему всегда нужно время, чтобы


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты