Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Информационного пространства учебного заведения




 

Бесспорно, профилактика наркотизма актуальна в любом возрасте. К примеру, А.Г. Макеева предлагает превентивные мероприятия с детьми дошкольного возраста, тогда как Ю.В. Вершиненко, Л.Д. Набатникова, считают, что профилактику надо проводить в старшем подростковом возрасте. А.С. Миронов, К.А. Разуванов говорят о необходимости профилактической деятельности среди военнослужащих срочной службы. В основе профилактической работы в рамках дополнительного образования в условиях школы лежат наши представления о собриологической культуре и принципах построения единого информационного пространства.

Для обучения детей критичному восприятию наркогенной информации мы обратили внимание на младший подростковый возраст. При анализе результатов опроса по методике «АТН» бросается в глаза «провал» на кривой графика на участке, который приходится на младший подростковый возраст. Аналогичный «провал» мы увидели на одном из графиков диссертационного исследования Л.Х. Казакова (1992. С.25). И.Н. Пятницкая, С.В. Березин, Е.С. Скворцова и другие ученые показывают, что после прохождения этого возрастного периода у подростков начинается лавинообразный процесс приобщения к ПАВ. Подобный феномен открыли наши результаты. Это позволило предположить, что возраст 10-11 лет может быть благоприятным периодом для формирования сознательного, критичного отношения к процессу употребления опьяняющих веществ.

Устный опрос показал, что младшие подростки хотят видеть себя в будущем успешными личностями. Для большинства детей этого возраста потребители ПАВ вызывают негативную реакцию, они их осуждают и заверяют, что с ними ничего подобного произойти не может. Данное отношение мы объясняем особенностями возраста, когда у ребенка нет реального представления о действительности. Он может играть, допустим, в курильщика, но в то, что сам станет когда-то зависимым от табачного дыма, со всеми вытекающими последствиями, не верит.

Психологи К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман, П.А. Сергоманов, В.В. Башев и другие отмечают, что в подростковом возрасте происходит открытие идеальной формы и ее мифологизации, то есть ребенок видит себя благополучным, успешным, здоровым, а свое будущее – самым лучшим. У него происходит развитие представлений о взрослости и реструктуризация временной перспективы, когда внутренний мир наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе, окружающих, человечестве в целом. Младший подростковый возраст - эффективный период для образования психологических защит, формирования ответственного действия. На данном этапе происходит закрепление нравственно-этических норм (А.Б. Григорян, 1999) и нравственной устойчивости (Т.П. Гаврилова, 1999), развитие сознания и самосознания (Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких, 2000), проявляется интерес к анализу нравственно-оценочных качеств, оценочного отношения к окружающему миру (О.В. Селецкая, 2000). Он благоприятен для воспитания дисциплинарных привычек (А.Е. Святская, 1988), для развития умений саморегуляции поведения (Н.Г. Ермохина, 2001) и позитивного мышления (Н.Б. Куклина, 1999).

Мы полагаем, что к 10-11 годам завершается процесс наркогенной инфотипизации сознания. Очень часто на этом этапе наркогенный инфотип поведения выражается через поведенческий инфотип наркогенного содержания (ПИНС). По крайней мере, более яркие наркогенные формы поведения начинают проявляться в последующие возрастные периоды. Хотя можно предполагать, что алкогольный образ «Я-действование» оформляется в младшем школьном возрасте, тогда как табачный - четко проявляется к старшему подростковому возрасту. Наркотический образ «Я-действование» заканчивает свое оформление в юношеские годы, именно тогда появляются поведенческие инфотипы наркотического содержания. Однако массово наркогенный образ «Я-действование», который выступает базой для последующего употребления ПАВ, проявляется к младшему подростковому возрасту. Другими словами, в зависимости от того, какая установка на употребление ПАВ преобладает у индивида в младшем подростковом возрасте - отрицательная, нейтральная или положительная, будет зависеть его дальнейшее отношение к ПАВ.

Итак, к подростковому возрасту у детей формируется образ «Я-действование» наркогенного содержания, который в последующем проявится в поведенческом инфотипе наркогенного содержания. Поэтому, если к к младшему подростковому возрасту у ребенка будет сформирован образ «Я-действование» трезвенного содержания, то это позволит ему в более поздний период осознанно отвергать употребление ПАВ, быть критичным в отношении информации наркогенного содержания, что будет выражено поведенческим инфотипом трезвенного содержания.

Ученые сходятся на том, что возраст 10-11 лет следует использовать для формирования у ребенка лучших человеческих качеств, которые станут морально-нравственной основой успешности взрослеющего человека. Данный возраст наиболее благоприятен для развития трезвенного мировоззрения, что делать необходимо, так как в современных условиях трезвость, по мере взросления человека, вытесняется наркотизмом.

По утверждению И.В. Носовой (2000), традиции, будучи одной из определяющих составляющих духовной жизни общества, имеют информационную сущность и могут транслироваться при помощи информационных механизмов. Причем с информационной точки зрения традиция представляет собой упорядоченный и структурно организованный текст, который коллектив посылает самому себе, осуществляя тем самым «автокоммуникацию, необходимую для самоорганизации любой системы» (С.14). Взаимодействуя друг с другом, молодые люди транслируют различные формы традиции, культуры, в том числе и наркогенного свойства, тем самым, расширяя информационное пространство наркотизма и вытесняя трезвость.

Учитывая эти нюансы, при проведении педагогического эксперимента мы уделяли внимание не только формированию у учащихся навыков информационной культуры, рекреационно-игровой и культурно-досуговой деятельности, но и усвоению собриологических знаний и умений. Это позволяет культивировать и развивать ценностные ориентации, формировать навыки критичного мышления, осознавать эстетический спектр визуального пространства, а также расширять коммуникативный ресурс, учиться толерантности и разрешению конфликтов, налаживанию партнерских отношений и пр.

Поэтому на работу с учащимися 3-4 классов обращалось особое внимание. Однако, в силу возрастных особенностей, большее внимание уделялось четвероклассникам, с которыми как проводили беседы и обсуждение проблемы, так и ставили театрализованное представление, где в качестве действующих актеров выступали сами ребята.

При проведении мероприятий в учебном заведении особая роль отводилась собриологическим качествам информации, где трезвость обретала особую ценность и значимость. Кроме форм культурно-досуговой деятельности, использовались приемы прямого и косвенного педагогического внушения, убеждения, разъяснения. Особо отметим, что в процессе бесед с учащимися говорилось не столько о вреде опьяняющих веществ, сколько о преимуществах трезвого образа жизни, качествах человека, ведущего трезвый образ жизни, раскрывались его духовно-нравственные стороны, деловые качества, успехи, творчество.

При подготовке праздника и после него всегда находился повод поговорить на собриологические темы. К примеру, решались вопросы: Как готовиться к празднику? Какие костюмы надо сшить? Почему следует себя вести так, а не иначе? Какая опасность ожидает человека, если он не соблюдает технику безопасности? и др. Беседы в данном случае будут иметь не прямой, а косвенно-причинный характер. Это своего рода профилактические мероприятия, которые проводятся не традиционным способом, не на специально выделенную тему, например, «О вреде алкоголя». Хотя и об этом следует говорить с детьми, потому что редко какое торжество проходит у россиян без употребления спиртного. Но прямой разговор на эту «щекотливую» тему может вызывать у детей к предмету беседы дополнительный интерес. Поэтому, на наш взгляд, следует говорить о том и надо учить тому, как проводить досуг, то есть учить детей рекреации – умению отдыхать, а не рассуждать о том, насколько вредны для здоровья опьяняющие вещества. Мы взяли за правило затрагивать эту тему только в том случае, если в пространство детско-взрослого взаимодействия, информационно-игровое образовательное пространство врываются элементы, знаки наркотизма, дети сталкиваются с информацией наркогенного содержания.

Пример 1. Дети в домашних условиях и, судя по всему, с помощью взрослых изготовили на городскую елку большую игрушку, используя для этого броские пачки и коробки из-под сигарет. Игрушка получилась яркая и очень привлекательная. Ее изготовление потребовало фантазии и старания. К сожалению, новая форма материала, используемого для изготовления игрушки, ничуть не изменила его сути – отношения к табачной продукции вообще и рекламной функции яркой упаковки в частности. Более того, ее рекламные возможности, связанные с поиском потенциального потребителя табачной продукции, по нашему мнению, возросли в несколько раз. Этот конкретный случай послужил поводом для проведения профилактической беседы с детьми, предоставившими игрушку, а также с теми детьми, которые успели обратить на нее внимание. Логика беседы о здоровом образе жизни включает обсуждение ряда обязательных уточняющих вопросов:

Педагог (П): Что это такое?

Дети (Д): Игрушка на городскую елку, красивая!

П: А из чего она сделана?

Д: Из сигарет, из пачек от сигарет, здесь разные марки, у дяди была коллекция, теперь ему не нужна, теперь он не собирает, мы взяли пачки, да и сделали игрушку, вот какая большая, целое колесо…

П: А почему дядя больше не собирает?

Д: Он больше не курит, ему врачи запретили, у него болезнь, при которой курить нельзя.

П: А вы знаете, что заболеть дядя мог потому, что курил?

Д: Ну…Нет…Почему?

П: Да…курить вредно для здоровья. Портится организм: легкие, сердце, кровеносные сосуды.

Педагог знакомит детей с медико-биологическими следствиями табачной зависимости, рассказывает о составе и вредном влиянии табачного дыма. Разъясняет, отчего ухудшается память, восприятие и мышление.

П: Человек начинает хуже соображать, становится раздражительным, агрессивным, готов совершать плохие поступки. Получается, что курение опасно для человека, причем для любого: и того, кто курит, и того, кто просто рядом находится, ведь ему тоже приходится отравленным воздухом дышать. Вы помните, какой запах у табачного дыма?

Д: Противный…горький…вонючий.. ..едкий, даже глаза ест …

П: Дым разрушает сосуды, поэтому начинает болеть сердце, голова и человек рано умирает. А так как люди умирают, то нужны новые потребители табачных изделий. А где их взять? Среди детей и молодых людей, именно поэтому вся реклама сигарет направлена, прежде всего, на тех, кто еще не курит.

Д: А я понял, почему сигареты такими интересными делают! И рекламу! И пачки вот такие красивые выпускают: гладкие, блестящие, некоторые с золотинками, чтобы люди специально их покупали?

П: Выходит, что так. Ведь не всякий человек знает, что курение опасно. А производители табака стараются поскорей реализовать свой товар и получить больше денег, тем более что человек, который начинает курить, очень быстро становится зависимым от этого: покупает все чаще и чаще курит. Вот у вашего дяди сколько пачек накопилось! А ведь это еще не все пачки. Зависимый человек постепенно становится больным и несчастным, а кроме того, он еще начинает плохо поступать – курить в общественных местах, на улицах, на виду у других людей – взрослых и детей. Они с него пример берут, обращают внимание на сигареты или на пачки, если пачки красивые, то и другим людям хочется такие же. Так и они попадают в зависимость. Потому что они верят рекламе, пробуют курить и становятся зависимыми от табачного дыма, так как в нем содержатся наркотические вещества.

Д: Выходит, что наша новогодняя игрушка тоже кому-то о курении может рассказать или напомнить, выходит, что игрушка подает плохой пример.

П: Верно, она играет роль рекламы, распространяет информацию о курении, да еще связывает ее с положительными эмоциями, то есть с радостью встречи Нового года. Это называется ассоциация.

Д: Получается, что нельзя эту штуку на елку вешать, нельзя помогать производителям табачных изделий рекламировать отраву!

П: Да, это знак вредной привычки, его стоит оценить критическим взглядом и остаться свободным человеком.

Д: Но ведь нам и игрушку надо сдать, а другой нет. Можно эту обклеить и будет незаметно.

П: Нет, потом бумага порвется и опять все будет видно.

Д: А может быть, лучше другую игрушку сделаем, еще больше и красивее этой?

Д: Да! Начинаем!.. Что нам нужно?.. А из чего?..

П: А о чем будет рассказывать наша игрушка людям?..

Таким образом, предпринимается попытка выработать у школьника критическое отношение не только к наркотически действующим веществам, в частности к табачному дыму, но и к информации, рекламирующей табачные изделия и навязывающей опыт табакокурения.

Очень важно, чтобы беседа не превратилась в поучительную нотацию, а закончилась реальным преобразованием ситуации: детям необходимо решить свою задачу - сделать большую игрушку на городскую елку из другого материала, не имеющего отношения к наркогенной информации и трансляции инфотипов наркогенного содержания. Игрушка должна получиться лучше прежней, чтобы содержание предваряющей деятельность беседы получило эмоциональное подкрепление. Важно понимать, что новый результат может оказаться возможным благодаря конструктивному взаимодействию всех участников ситуации, включая педагога.

Необходимо, чтобы после общения с педагогом, совместной, продуктивной деятельности ребята испытали эмоциональное удовлетворение, повысили свою самооценку, проявив собственную умелость и способность здравомыслия. Это один из ведущих принципов организации профилактической работы.

Важным условием,обеспечивающим результативность профилактической работы,являетсяотслеживание и исключение из предметно-пространственной среды, окружающей учащихся, знаков и элементов наркотизма, порождающих наркогенные инфотипы.

Информация наркогенного содержания может прорваться в информационное пространство благодаря необдуманным действиям взрослого, не придающего существенного значения проблеме наркотизма. Бывает так, что незначительная на первый взгляд мелочь имеет целый ряд серьезных последствий.

В качестве примера рассмотрим один из праздничных сюжетов предновогоднего мероприятия «Таинственная встреча Дедов Морозов».

Пример 2. Запланированное мероприятие проходит 25 декабря, в один из самых коротких дней года, и начинается в восемь часов утра. В это время на улице еще темно. Действие происходит во внутреннем дворике школы, куда со всех концов света слетаются Деды Морозы. Их количество обычно приближено к количеству классов в школе первой ступени, по точному замечанию одной первоклассницы, эмоционально переживающей описываемое событие: «Каждому классу по Деду Морозу!». Дети с нетерпением ждут появления настоящей сказки, ведь они наблюдают за происходящим из окон школы. Все дистанции, обеспечивающие чудесность и сказочную реальность, соблюдены. Настоящая снежная горка, построенная детьми, учителями и родителями, снеговики, наряженные елочки обеспечивают причастность каждого зрителя к чудесам, начинающимся с минуты на минуту…. Первоклассники особенно удивлены: еще вчера они готовились к празднику, лепили из снега, склеивали елочные цепи, но о том, что сегодня вместо урока совершенно неожиданно, придут настоящие Деды Морозы, они не знали. Поэтому малыши особенно взволнованы происходящим и во все глаза наблюдают через подмерзшие окна школы за «Встречей…». Вот появляется один Дед Мороз, через некоторое время - другой, третий… Ни один настоящий волшебный праздник не обходится без живого огня. Деды встречаются и, радуясь, раскладывают костер, чтобы прыгать через огонь, греться, водить хороводы, рассматривать подарки…

По замыслу организаторов, один из взрослых участников шоу должен незаметно плеснуть бензин на приготовленные дрова, чтобы огонь вспыхнул ярко, как по волшебству. В тот год, а это уже традиционный праздник, роль ответственного за костер Мороза играл «папа-стажист», родитель, участвующий в шоу уже в четвертый раз. Организаторы, понадеявшись на его опыт, не придали существенного значения тому, как и в чем он принесет бензин. А папа, как говорится, перестарался… И вот, в тот момент, когда страсти накалились до предела, наши дети (к счастью, не все, а только самые внимательные) увидели такую картину. Дед Мороз достает двухлитровую пластмассовую бутылку из-под пива и что-то выплескивает в костер. То, что это бутылка из-под пива, очевидно, потому что она имеет этикетку, которую взрослый и не подумал снять. Костер ярко вспыхивает. Особо внимательные реагируют неожиданно, уже не обращая внимания на завораживающий огонь. Мальчишки кричат: «Ух, ты! Пиво! Пиво в костер льет!», «Пиво, что ли, пить будут?»- удивленно перешептываются девочки. Возможно, из-за массовости происходящего мы как организаторы никогда не узнали бы об этом. Разворачивающиеся далее события, безусловно, вычеркнули из самых ярких воспоминаний взрослых этот злосчастный момент. Отследить его нам помогла тщательная фиксация реакций детей на происходящее, осуществляемая методом скрытого наблюдения, которую проводили работающие с нами студенты. Анализ видеозаписи не позволяет нам оставлять без внимания факт проникновения наркогенной информации в школьную среду, ведь восприятие инфотипов наркогенного поведения способствует возникновению поведенческих инфотипов наркогенного содержания, формированию образа «Я-действования» и трансляции в недалеком будущем инфотипа поведения самим сегодняшним реципиентом.

Взрослым этот случай показывает, насколько важно продумывать детали построения пространства детско-взрослого взаимодействия, ориентируясь на собриологические принципы, ведь человеку, использующему для переноса бензина бутылку из-под пива, даже в голову не пришло, что эта мелочь вызовет у детей целый ряд ассоциаций, связанных с пространством наркотизма. А руководителям ДИЦа этот случай дает возможность поговорить с детьми о пиве как о самом опасном алкогольном изделии, с которого начинается вхождение в мир наркотизма, и рассказать о его губительных свойствах для человеческого, особенно детского, организма, поговорить о рекламе пива и о том, кто за ней стоит. Однако поговорить только с теми, кого это действительно задело, кто обратил на этот факт внимание и начал переживать, думать, задавать вопросы, проявил интерес.

Таким образом, поводами для трезвенного воспитания становятся случаи из реальной жизни школьников. Следует уточнить, что во всех профилактических беседах мы развеивали мифы «о пользе малых доз», раскрывали их несостоятельность, отвергали легенды о «культурном» или «умеренном» употреблении опьяняющих веществ. Как правило, такие мифы и легенды построены по одному и тому же алгоритму, который может быть применен ко всем ПАВ. Обязательным условием является педагогическая установка на полное исключение из своей жизни алкоголя, табака, наркотиков.

Пример 3. Примером косвенной профилактики наркотизма среди учащихся 4-х классов служит подготовка театрализованных представлений в театре «Аз-Буки», где в качестве актеров и зрителей выступают сами ребята. Каждый сценарий должен разрабатываться вместе с детьми. Маленькие представления могут даваться на переменах, а более серьезная (во временном и содержательном аспектах) постановка - в актовом зале.

В постановке миниатюр участвовали школьники из дежурной параллели, которые сочиняли на злобу дня частушки, прибаутки, речёвки. Главными персонажами в театре выступали герои Аз и Бука. Аз – образец для подражания, а Бука – отрицательный персонаж, обладающий недостатками, которые необходимо высмеять, осудить, критически осмыслить. Наличие других персонажей целиком зависело от воображения детей-сценаристов, фантазии, находчивости и умения актеров импровизировать.

В постановке миниатюр на переменах принимали участие все желающие от первоклассников до четвероклассников. Для постановки в представления в актовом зале приглашались ученики 4-х классов. Началу репетиций предшествовало сочинение, обсуждение сценария, подготовка костюмов, изготовление декораций. В основу спектакля легли мотивы русских народных сказок с участием отрицательных персонажей: Трехглавого Змия, Бабы Яги, Кощея Бессмертного, а также положительных героев: Добра Молодца, Красной Девицы, их дружков и подружек, родителей.

Участие детей в качестве актеров и зрителей развивало их ценностное ориентирование, как мы говорим «собриологический вкус»: закрепляло морально-нравственные качества, помогало отличить добро от зла, хорошее от плохого, вредное от полезного. Кроме этого, ребенок развивал в себе уверенность, смекалку, артистизм.

Пример 4. Проведение «Праздника Чести: гимн, герб, стяг».

Во время организации и проведения конкурса для мальчиков «Удальцы – добры молодцы» участники узнают, что трезвость – это национальная черта русского народа. Что Русь была всегда сильна Богатырями – людьми трезвыми, нравственными, сильными духом, с чистой душой, обладающими крепким здоровьем, сильной волей, физической мощью. В пример приводятся Илья Муромец, князь Александр Невский, генералиссимус Александр Васильевич Суворов, защитник Сталинграда сержант Павлов, другие Богатыри земли Русской. Ведется разговор и об удальцах: олимпийском чемпионе Иване Ярыгине, путешественнике Федоре Конюхове, разведчиках в годы Великой Отечественной войны. Обсуждаются и умельцы - художники, конструкторы, творческие люди. В данном случае ребята воспринимают инфотипы поведения высшего качества, что позволяет сформировать образ «Я-действование» трезвенного либо собриологического содержания. Такие примеры создают благоприятную почву для трезвенного мировоззрения будущих мужчин.

Нужно заметить, что среди умельцев дети, как правило, вспоминают лесковского Левшу, который сумел блоху подковать. Если дети знают о злосчастной кончине Левши, пытаются разобраться, почему так произошло, то педагог, вновь используя метод разъяснения, уделяет внимание вопросам прямой профилактики.

Пример 5. Работа с письменными и графическими текстами для школьной прессы предполагает исключение инфотипов, которые могут вызвать негативное переживание, ущемление собственного достоинства, злобу, зависть и другие отрицательную эмоции.

Пример 6. Масленичная игра «Взятие снежного городка» по мотивам одноименной картины нашего земляка В.И. Сурикова. Это заставляет детей более ответственно подойти к мероприятию, изучить картины русского художника, познакомиться с его автобиографией, подготовится к игре. Снежные горки во внутреннем дворе школы с наступлением весны преобразуются в снежный городок. В определенный день, мальчики начальных классов делились на команды и боролись за знамя, водруженное на вершине городка. В преддверие этого мероприятия команды знакомились с историей данной старинной русской забавы и соревновались в эрудированности и смекалке. При этом педагог обращал внимание ребят на правило боя: в старину людям под хмелем запрещалось участвовать в подобных мероприятиях. Более того, приводить себя в состояние опьянения считалось позором, поэтому русские люди любили жизнь трезвую, радостную и веселую, как этот праздник. Наблюдения за детьми позволяют сделать вывод о том, что подготовка и участие в мероприятиях, подобных «Взятию снежного городка» делают участников команды сплоченнее, отважнее, миролюбивее, формирует собриологический вкус празднования.

Таким образом, модель психолого-педагогической профилактики наркотизма в рамках дополнительного образования, базирующаяся на информационно-деятельном подходе, опирается на концепцию нравственного воспитания, где большое внимание уделялось раскрытию черт сибирского характера (М.И. Шилова, 2003) и поддержке таких качеств, как деловитость, творческая самостоятельность, самодисциплинированность, стремление к самосовершенствованию и собриологической культуре. По результатам выделены принципы собриологической деятельности:

1. Профилактические мероприятия должны быть адекватны возрасту.

2. Информация должна содержать собриологические знания, где трезвость наделена особой ценностью и значимостью, иметь не прямой, а косвенно-причинный характер.

3. Коммуникация должна строиться на раскрытии преимуществ и достоинств трезвого образа жизни, выделении духовно-нравственных ориентиров трезвенных людей, их деловых качеств, успехов.

4. Учащихся следует обучать практическим навыкам проведения досуга, рекреационно-игровой и социально-культурной деятельности, то есть умению отдыхать, а не рассуждать о том, насколько вредны для здоровья ПАВ.

5. Не превращать собриологическую беседу в нравоучительную нотацию, лучше промолчать, чем вызвать у собеседника негативную эмоцию. Важно повернуть разговор в русло реального преобразования ситуации, чтобы содержание предваряющей деятельность беседы получило позитивное эмоциональное подкрепление.

6. Важно, чтобы в результате общения с педагогом или взрослым, совместной продуктивной деятельности учащиеся испытали эмоциональное удовлетворение, повысили самооценку, проявив собственную умелость и способность к здравомыслию.

7. Необходимо отслеживать и исключать из информационного пространства и предметно-пространственной среды учащихся знаки и смыслы наркотизма, порождающие наркогенные инфотипы.

8. Беседа должна проводиться только с теми учащимися, кто обратил внимание на проявление наркотизма, заинтересовался, начал переживать, думать, задавать вопросы.

9. Во время собриологических бесед следует развеивать мифы «о пользе малых доз», раскрывая их несостоятельность, отвергать легенды о «культурном» или «умеренном» употреблении ПАВ.

10. Педагог должен избегать споров и дискуссий относительно вредности ПАВ. Действия всех видов ПАВ на человеческий организм подобны действию наркотиков. Все они являются токсичными продуктами и их зачисление в реестр наркотиков – дело времени. Аксиома: ПАВ – ядовитые вещества, которые обладают токсическим и наркотическим действием на организм. Поэтому беседы из плоскости «вредно» следует перемещать в плоскость «плохо», «глупо».

11. Обязательна педагогическая установка для учащихся на полное исключение из своей жизни алкогольных и табачных изделий, наркотиков.

12. Желательно, чтобы собриологические мероприятия проводил педагог, ведущий трезвый образ жизни. Запрещается к собриологической деятельности привлекать лиц курящих, склонных к употреблению спиртного, наркотиков.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты