Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тексты саргоновского слоя




 

Все тексты этой подгруппы по традиции связа­ны с именем дочери Саргона Энхедуанны, которую отец при своем воцарении назначил верховной жри­цей в главный храм города Ура. Энхедуанна про­жила долгую жизнь и оставалась на своем посту даже в правление Нарам-Суэна. Она талантливо сла­гала гимны, и нам достоверно известно, что именно Энхедуанне принадлежит огромный по тем временам корпус храмовых гимнов, а также несколько гимно-эпических поэм, имеющих политико-идеологи­ческую подоплеку.

Храмовые гимны составлены Энхедуанной, ве­роятно, в самые первые годы ее пребывания в долж­ности. Подлинники саргоновского времени, к сожа­лению, до нас не дошли, и мы можем пользоваться только копиями Старовавилонского периода, в кото­рых текст Энхедуанны наверняка подновлен и ис­правлен. И хотя это все, что у нас есть, мы и по этим документам можем восстановить основную мысль аккадской жрицы-поэтессы. Всего ею было составлено 42 гимна, следовавших друг за другом строго по иерархии. Первыми прославлялись храмы главных богов Шумера и их детей — Энки, Энлиля, Нинлиль, Нуску, Нинурты, Нинхурсаг, Нанны, Асарлухи, Уту (города Эреду, Ниппур, Ур, Ларса). В эпо­ху III династии Ура в этот список между Наиной и Асарлухи попадает обожествленный царь Шульги, которому вместе с его храмом Энхурсанг специаль­но составляют гимн, точь-в-точь похожий на гимны Энхедуанны. Затем прославляются храмы в честь богов, бывших в то время второстепенными. Сюда попадают как урукские боги плодородия Инанна и Думузи, так и боги Лагаша Нингирсу и Бау. Имен­но невыделение Инанны в сочинениях Энхедуанны в первую очередь говорит о том, что храмовые гим­ны были составлены ею еще во время правления Саргона, притом в тот период, когда не существо­вало представления об Инанне как покровительни­це Саргона и его династии. В противном случае гимн в честь Инанны стоял бы в списке на первом месте. Замыкают список божества и храмы малень­ких и политически безынициативных городков, но на предпоследнем месте мы находим божество города Аккада — столицы саргоновского государства. В таком расположении гимна родному божеству чувствуется пиетет Энхедуанны перед старыми шу­мерскими богами, выступающими в качестве учите­лей по отношению к аккадским божествам.

Каждый гимн состоит из пяти частей. В зачине воспевается имя храма, далее перечисляются и про­славляются его части, затем называется и благо­словляется имя хозяина храма, и под конец текста произносится формула благословения престола — самой сакральной части храма, в которой сосредо­точены его силы и священные сущности (ME). Ка­ждый гимн завершается колофоном, где обозначено, какому храму и какому городу данный гимн по­священ. Приведем для примера гимн Энхедуанны, написанный для прославления ниппурского храма Туммаль, в котором обитала супруга Энлиля богиня Нинлиль:

 

Туммаль, великих властных ME исполненный,

страх и ужас порождающий!

Основание! Твои чистые обряды омовения рук

над Абзу простерты!

Древний город, тростниковая заросль

с прекрасными молодыми тростниками!

Сердце твое — гора изобилия, на процветании

построенная!

В месяц Нового года, когда праздник твой

справляется, на диво ты украшен!

Великая владычица Киура, соперница Энлиля,

Госпожа твоя, мать Нинлиль, любимая жена

Нунамнира, —

О Туммаль! — на твоей твердой основе храм

установила,

На престоле твоем уселась!

Храм(у) Нинлиль в Ниппуре (хвала)!

 

С именем Энхедуанны связаны также две куль­товые поэмы, главной героиней которых является богиня Инанна. В науке они известны по своим первым строкам Нин-ме-шар-ра («госпожа множе­ства ME») и Иннин-ша-гур-ра («Инанна, сердце несущая»). В настоящее время наилучшим образом изучена первая из этих поэм.

Уже во время Нарам-Суэна, когда престарелая жрица Нанны Энхедуанна продолжала занимать свою должность в главном храме Ура, некто Лугаль-Ане провозгласил Ур отложившимся от Аккада и захва­тил в нем власть. Свои действия Лугаль-Ане моти­вировал «личным решением Нанны», якобы своей властью поставившего его во главе города. Высту­пая от имени Нанны, бунтовщик ополчился на бо­гов-покровителей династии Аккада — Инанну и ее отца Ана. Энхедуанна, имевшая священное заступ­ничество обоих божеств, не признала власть Лугаль-Ане легитимной, оказала сопротивление и была из­гнана из храма восставшими. В отчаянии жрица и дочь Саргона воззвала к своей госпоже Инанне с мольбой о помощи. Инанна явилась в Ур вместе с войсками Нарам-Суэна и наказала бунтовщиков, а Энхедуанна вновь была восстановлена в своей долж­ности. Власть Нанны в Уре была свергнута, и глав­ной повелительницей этого города была на время признана главная богиня аккадской династии — по­бедительница Инанна. Вот какими словами славит свою госпожу составительница гимна:

 

Владычица всех ME, день, испускающий сияние,

Жена праведная, одетая в излучение, Небом и Землей

возлюбленная,

Иеродула Ана, (хозяйка) всех великих украшений,

Любимая короной истинной, к энству назначенная,

Семь ME в руке постоянно (держащая),

О госпожа моя! Ты — страж великих ME!

ME ты подняла, ME на руку свою повесила!

ME ты собрала, ME на груди своей сохранила!

Подобно дракону, смерть на чужую землю ты наслала!

Подобно Ишкуру, при крике твоем колосьев нету!

Потоп, с горы (= чужой страны) своей сошедший,

Инанна, ты — первейшая в Небе и на Земле!

Возженным огнем страну поливающая,

Аном ME наделенная, госпожа, псов оседлавшая,

По священному слову Ана приказы отдающая, —

Великие обряды, тебе принадлежащие, кто узнает?

Истребительница гор, от демона бури крыло

получившая,

Любимица Энлиля, воспаряешь ты над Страной!

Ты — на службе советов Ана,

О моя госпожа! Заслышав тебя, горы долу клонятся!

Когда люди предстают перед тобой

В страхе и трепете перед твоим сиянием, —

Достойные ME, ужасные ME они от тебя получают!

Перед тобой они плач заводят,

В дом великих плачей улицей они к тебе идут!

 

От саргоновского времени дошла до нас и по­эма о Саргоне — гимно-эпическое произведение, местами даже напоминающее сказку. В первой час­ти текста боги принимают решение о смещении кишского царя Ур-Забабы и о возведении на престол Киша некоего Саргона из городка Азупирану, двор­цового чашеносца. Затем сообщается о каком-то дур­ном предзнаменовании для царя, связанном с боги­ней Инанной, — скорее всего, она не появилась на небе в течение десяти дней. В это же время Саргон видит священный сон, в котором Инанна окунает его в кровавую реку и набивает ему рот землей. О своем сне он рассказывает царю. Царь, вероятно, догадывается о смысле сна и хочет погубить Саргона. Он приказывает ему доставить бронзу началь­нику цеха плавильщиков. Одновременно этот чинов­ник получает приказ бросить в печь все, что пере­ступит порог плавильного цеха, в том числе и само­го гонца. Но Инанна защищает Саргона от смерти. Тогда Ур-Забаба посылает Саргона с письмом к Лугальзаггеси, который тогда уже правил в Уруке. В письме была просьба убить того, кто его принесет. Но Лугальзаггеси не понял смысл послания, и Саргон снова остается в живых. К сожалению, на этом текст обрывается. Его содержание напоминает нам известный сказочный мотив о священном сне, в ко­тором царю сообщают о некоем подрастающем со­пернике, и он всеми силами хочет его извести, но судьбу изменить невозможно (Кронос и Зевс, Ирод и Христос). Кроме того, на память приходит и шек­спировский сюжет из трагедии «Гамлет», когда ко­роль отправляет Гамлета в Англию с посланием, в котором просит английские власти убить его пода­теля. Как мы помним, Гамлет передает письмо сво­им недругам, а сам скрывается.

Тексты саргоновского слоя показывают, что в развитии идеологии того времени было два периода. В начале правления Саргона проявлялась максимальная почтительность к старой шумерской тради­ции, и аккадские божества упоминались после пе­речисления шумерских, причем Инанна не ставилась во главе пантеона. В более поздний период Инанна принимает на себя все властные функции, объявля­ется госпожой, обладающей всеми ME, и победительницей всех недругов аккадского царя. Если же говорить о формальной стороне текстов, нужно от­метить, что тексты саргоновского слоя более сухи, малоэмоциональны и более информативны в срав­нении с шумерскими. В них замечательно выстроена композиция, поскольку каждый такой текст слу­жит доказательством какой-либо политической идеи. Текстам этого рода интересна человеческая лич­ность, пусть даже помещенная внутри мифопоэтического канона. Личность говорит и действует точ­но так же, как в текстах архаического слоя дейст­вуют боги, лишь с большей внешней динамикой и с меньшим числом повторов в репликах. Но никаких черт характера мы при этом не наблюдаем.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты