Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие и сущность государства. Государство — это политическое образование, представля­ющее собой не что иное, как определенную форму или способ организации общества




Государство — это политическое образование, представля­ющее собой не что иное, как определенную форму или способ организации общества. Это образование характеризуется на­личием установленной территории, проживающего там насе­ления и специального аппарата осуществления власти, суве­ренной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкциони­руются или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.

С этих позиций государство — это политическая целостность, образуемая моно- или полиэтнической общностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, монополизирую­щей власть и обладающей законным правом применения принуж­дения.

Принудительный характер власти государства, монополия на применение насилия делает его основой политической сис­темы. При этом государство обладает относительной самостоя­тельностью в обществе. Выражая в условиях демократии инте­ресы основных социальных групп и слоев, защищая совокупные интересы всего общества, государство в лице своих органов стре­мится поставить предел групповому эгоизму, могущему подвер­гнуть опасности существование и должное функционирование самой общественный системы.

Исходя из вышеизложенного,государство — это универсаль­ная политическая организация политической системы общества.Государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление соци­альных противников. Государство обладает монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внеш­ней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.

Сущность государства может быть рассмотрена с трех сто­рон. Во-первых, государство как универсальная организация.

Во-вторых, государство как социальный арбитр. В-третьих, государство как легализованное принуждение.

Первый аспект находит свое выражение в том, что органи­зационные качества государства имманентны его универсаль­ному для общества характеру. В эту организацию входят все, находящиеся на данной территории лица: физические и юри­дические. Другие общественные объединения находятся в за­висимости от этой организации, невзирая на то, разделяют они ее цели и задачи или борются против нее. Физические лица могут покинуть эту организацию, отказавшись от гражданства и эмигрировав из страны, но эта связь не будет разорвана окон­чательно, если в прежнем государстве остается, например, не­движимая собственность. Юридические лица выходят из-под ее власти, прекращая свое существование.

В современном социально асимметричном обществе нет другой аналогичной универсальной организации. Универсаль­ная организация предгосударственного родового общества, племенная организация населения, существует в иных услови­ях и построена на иных принципах, имеющих неполитический характер. «Универсальные» международные организации (на­пример, ООН), в принципе, никогда не являлись универсаль­ными: какие-то государства не входят в число их членов, да и организации эти совсем иного качества, чем государство.

Довольно широко в зарубежной науке разрабатывалась кон­цепция государства-арбитра. В современных условиях роль го­сударства как арбитра связывается с асимметричной структу­рой общества. Классы и иные группы общества, а также личности имеют свои собственные интересы. Это выражается в понятиях «заинтересованных групп» и «групп давления». В общественном производстве и разделении труда, а также в об­щественном распределении положение каждой личности и за­интересованной группы таково, что они склонны отступать от требований социальной справедливости и имеют повышенные притязания на долю общественного продукта, не соответству­ющего их вкладу и возможностям общества удовлетворить эти притязания. Отсюда возникает, во-первых, общественная не­обходимость иметь арбитра, а, во-вторых, общая заинтересо­ванность личностей и групп в беспристрастном арбитре, кото­рый бы распределял (или наблюдал с правом вмешательства) общественные ценности (богатство, образование, здравоохра­нение и др.) между различными группами и личностями.

Характеристика государства как легализованного принуж­дения принадлежит немецкому исследователю М. Веберу (1864—1920 гг.), очевидное влияние на которого оказали рабо­ты К. Маркса и Ф. Энгельса.

В современных исследованиях разрабатывается идея раз­личных способов легализации государственного принуждения как устрашение, с целью предотвращения нарушений установ­ленных стандартов общественного поведения со стороны от­дельных лиц, групп, организаций, учреждений. При этом важ­нейшим инструментом является право.

Право, однако, не единственный способ легитимации воз­можности государственного принуждения, в точном смысле слова это — лишь способ его легализации. Другие принятые в обществе социальные формы тоже могут выступать в качестве средств легитимации. Более того, государственное принужде­ние может быть легитимировано даже вопреки праву Наибо­лее яркий пример — социальные нормы поведения, складыва­ющиеся в ходе политических революций.

Легитимация государственного принуждения может быть осуществлена общественным мнением. Степень этой поддер­жки устанавливается различными путями: проведением реп­резентативных опросов, референдумов, плебисцитов и т. д. Однако принципиально важно установить, насколько насилие в конкретном случае соответствует интересам общества (при­чем не только его большинства, но и целям охраны прав мень­шинства), сочетается с общечеловеческими ценностями.

 

3.4. Признаки государства

 

Традиционно государство рассматривается как универсаль­ная политическая организация, в основе которой лежат терри­тория, народ и публичная власть. Именно они являются основ­ными признаками государства.

Характерной чертой всех догосударственных форм обще­ственного устройства была неопределенность территориальной организации. Границы территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные конфликты между соседними общинами. Что же касается государства, то его отличает наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административного или сеньориального деления. Установление такого деления обусловлено задачами управле­ния территорией государства, сбора дани, удержания в пови­новении население страны.

Государство — это, прежде всего, территориальная органи­зация населения.Именно над этой территорией и проживаю­щими на ней людьми распространяется государственная власть. И здесь не важно, какую национальность, расовую и этничес­кую принадлежность имеют эти люди. Главным является гео­графическое место их проживания, что предопределяет их граж­данство или подданство, т. е. определенную политико-право­вую связь с конкретным государством.

Государство объединяет своей властью и защитой всех лю­дей, населяющих территорию данной страны, независимо от их принадлежности к какому-либо роду или племени. Это оз­начает, во-первых, что государство имеет территорию, опреде­ляет и охраняет свои границы, защищает ее от нападения из­вне. Во-вторых, постоянное население данной территории (страны), как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется защитой госу­дарства как внутри страны, так и за ее пределами. Территори­альные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих граж­данства (подданства) — апатридов.

Следующим важным признаком государства, без которого немыслимо его существование, являетсянаселение, т. е. чело­веческое сообщество, проживающее на данной территории. Для образования государства численность его населения, расовый или национальный состав не имеют решающего значения. Несколько тысяч или многомиллионное население одинаково могут являться человеческой базой для организации государ­ства (Ватикан, Монако, Люксембург, Лихтенштейн, Исландия и т.д., с одной стороны, и такие многомиллионные гиганты, как Китай или Индия, — с другой).

Определяющей роли для образования государства не игра­ет и его национальный состав. Население, проживающее на определенной территории, находящееся под юрисдикцией кон­кретного государства, может быть многонациональным, многоэтническим, как Россия, США, Индия, Китай, или состоять в подавляющем большинстве из представителей одной нации (Польша, Германия, Венгрия и т. д.). Однако ни то, ни другое не мешает образованию государства в одних случаях с много­национальным составом, в других — почти мононациональным составом населения.

При родовом строе власть осуществлялась самими общин­никами, участвовавшими вместе со всеми в труде, ведении до­бывающего хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за особой группой людей, составляющей особый вид профессии. Оно осуществлялось лицами, выбранными чле­нами общины, рода в соответствии с их заслугами. Функции управления не составляли «должности», а осуществлялись в силу доверия и авторитета членов общины. Органы власти ро­дового строя не обладали и выделенными для них средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе наказа­ние или принуждение силой, выполнялись самими членами рода.

В отличие от этого устройства, для государства характерно возникновение и наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Иначе говоря, государство, наряду с орга­нами, издающими законы, выносящими решения и отдающи­ми приказы, обязательно обладает особым аппаратом управ­ления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и защиты общества), выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих, ставших специфическими государственных функций.

Воплощенная в государственных органах публичная власть трансформируется в государственную власть, и ее реализация обеспечивается всей мощью государственного аппарата.

Главными признаками государственной власти являются:

а) суверенность;

б) легитимность.

Суверенность государственной власти означает ее верховен­ство на территории конкретной страны, а также ее независи­мость в международных отношениях.

В свою очередь, легитимность получает выражение в поло­жительной оценке, ее правомерности. Легитимная власть обыч­но характеризуется как правомерная и справедливая. Легитим­ность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан с консен­сусом общества в области основополагающих политических ценностей.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 489; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты