Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Происхождение человека и его сущность




 

Происхождение человека (антропогенез) есть процесс выделения его из природы, в ходе которого он формируется как специфическое живое существо, качественно отличное от всех других существ на Земле. Станов­ление человека означает складывание его существенных свойств, черт, особенностей. И как всякая сущность они в своей совокупности опреде­ляют не только своеобразие человека, но и характер, способы и направ­ленность его жизнедеятельности. Определяют образ жизни человека как в отношениях с другими людьми, так и во взаимодействии с природой. В процессе происхождения человека складывается его наиболее общая, родовая сущность, которая в дальнейшем историческом движении полу­чает свое развитие и обогащение.

Происхождение человека – это длительный, сложный, многоэтап­ный и противоречивый процесс эволюции древнейших высокоразви­тых обезьян. В основных чертах его можно проследить, опираясь на достижения ряда наук (палеоантропологии, эволюционной теории, при­матологии, археологии, этнографии, экспериментальной археологии и других). Начало ему было положено очередным изменением на Земле климатических условий, которое привело к похолоданию и уменьшению количества лесов. Это в свою очередь вынудило высокоразвитых обезьян, обитавших на деревьях (дриопитеков), спускаться на землю в поисках пищи. Необходимость выживания толкала этот вид живых существ к расширению средств питания, к включению в рацион питания трав, кореньев, личинок, червей, а затем мелких животных. Для эффективного освоения и добычи этих видов питания оказалось недостаточно тех средств, которыми наделила природа дриопитеков – зубов без больших клыков и лап без когтей. И вначале случайно, а затем с необходимостью древнейшие обезьяны стали использовать при добывании пищи внешние предметы – камни, палки, кости. С этого и начался процесс антропо­генеза.

Первым этапом на пути превращения древнейших обезьян в человека можно считать человекообразных животных (рамапитеков), которые оби­тали примерно 13 млн. лет назад. Останки их найдены в Азии и Африке. Они явились первыми живыми существами на земле, которые пошли по неживотному пути развития. Приспосабливаться к изменяющимся при­родным условиям они стали не за счет изменения своих органов (допу­стим, отращивания клыков или когтей), а за счет использования внешних предметов. Это использование не было еще систематическим и потому имело лишь функциональное значение, делая более успешной охоту, но не изменяя пока внешний, физический облик данных человекообразных обезьян.

Второй этап на пути становления человека образуют австралопитеки, которые существовали примерно 3-5 млн. лет назад. Эти ископаемые предлюди (гоминиды) передвигались на задних конечностях, системати­чески использовали орудия для охоты и защиты от врагов. Они добывали пищу с помощью естественных ударных, колющих и режущих орудий – челюстей гиен, леопардов, павианов; плечевых, лучевых и берцовых костей антилоп и т. п. Черепа животных они использовали в качестве сосудов, а длинные кости – как дубинки. В числе пищевых трофеев австралопитеков были антилопы, газели, кабаны, дикобразы, черепахи, крабы и даже носороги, гиппопотамы, жирафы. Систематическое и целе­направленное использование орудий закреплялось в соответствующих навыках и в необходимой для успешной охоты на крупных животных поддержке индивидами друг друга. Складывались новые формы внутристадного поведения. И лучшие шансы на выживание оказывались у наи­более прочных стад. Иначе говоря, все больший удельный вес в эволюции стал занимать не естественный отбор отдельных особей, а своеобразная межстадная конкуренция.

Австралопитеки уже не просто использовали различные предметы в качестве орудий охоты, но и подправляли их, делая более удобными. Освобождавшаяся от функции передвижения рука и формирующийся в мозгу «образ» пригодного естественного орудия способствовали все более разносторонней и успешной доработке найденных в природе пред­метов до искусственных орудий труда. Орудийная деятельность вместе с тем предполагала все более тонкую дифференциацию предметов при­роды, выбор среди них наиболее подходящих. Таким образом, посте­пенно складывались предпосылки для перехода к целенаправленному созданию искусственных орудий, прежде всего каменных. Конечно, этот процесс был чрезвычайно медленным. За изготовлением первых ручных рубил могли стоять сотни поколений. Но тем не менее он на несколько порядков опережал в своих темпах, а главное, перспективах чисто био­логическую эволюцию других живых существ (в том числе и других приматов).

Третий этап на пути происхождения человека связан с гоминидами, получившими название «человек умелый» (гомо хабилис), которые жили 2 млн. лет назад. Для них характерно изготовление весьма разнообразных орудий труда, охоты, разделки туш убитых животных и т. д. Огромную роль в процессе антропогенеза сыграло использование огня. Как энерге­тическое орудие огонь, аналогично рубилу и резцу, явился орудием орудий. Он изменял свойства природных объектов (камня, дерева и т. д.), существенно расширяя диапазон их эффективного применения. Приру­ченный огонь защищал предлюдей от многочисленных врагов, давал комфортное тепло, обогревая пещеры. Огонь совершил революцию в спо­собе питания: благодаря термической обработке мяса существенно облег­чилось его пережевывание и усвоение, что повлекло за собой ослабление мощных челюстных мышц, которые сковывали черепную коробку, и из­менение строения лица. Ослабление челюстных и лицевых мышц, умень­шение энергозатрат на усвоение пищи открыли возможность для увели­чения объема головного мозга, усложнения его структуры.

Огонь повысил производительность формирующегося труда и его продолжительность, создал более комфортные условия для его протека­ния, предпосылки для выделения «домашнего труда» (по постоянному поддержанию огня, приготовлению пищи и т. д.). Костер продлил время жизни, труда и досуга, расширил кругозор, увеличил время общения представителей не только одного, но и разных поколений, стал местом совместного времяпрепровождения за пределами светового дня и в холод­ное время года. Благодаря использованию огня претерпел глубокие пре­образования способ жизни ископаемых предков, усилился его коллектив­ный характер, ускорилось формирование языка, речи, возросли темпы становления и развития социальности.

Четвертый этап в процессе антропогенеза связан с дальнейшим складыванием и совершенствованием морфофизиологической организации, с ускорением процесса формирования мышления, языка и речи, общества, социальных отношений и простых норм нравственности, которые приходят на смену чисто биологическим отношениям между гоминидами. Это присуще пите­кантропам, жившим примерно 1,5 млн. лет назад, и другим гоминидам этого периода, которых обобщенно называют «человек прямостоящий» (гомо эректус). Объем их черепа увеличился с 650 см3 (у хабилисов) до 860 см3. Головной мозг этих гоминидов обладал более сложной структу­рой, что свидетельствует о значительном усилении познавательной и це­ленаправленной деятельности по сравнению с предшествующим этапом антропогенеза.

Существенной особенно­стью данного этапа антропогенеза было то, что господство биологических факторов в эволюции гоминидов утратилось, но социальные еще оконча­тельно не сформировались. Поэтому сложилось своеобразное их равнове­сие, параллельное сосуществование биологических и социальных факто­ров, среди которых первые уже утратили свое господство, а вторые его еще не приобрели.

Пятый этап антропогенеза знаменуется появлением «человека разум­ного» (неоантропов) около 50 тыс. лет назад. Головной мозг человека достиг в среднем объема 1450 см3 и обрел сложную структуру. Человек стал обладать совершенным прямохождением, гибкой кистью руки, спо­собной к самым разнообразным и тонким действиям с предметами, развитыми органами речи, мышления и т. д. Социальные качества чело­века не только сформировались, но и заняли в его жизнедеятельности господствующее положение по сравнению с биологическими. В своей совокупности социальные качества стали определять сущность человека как такого существа, которое именно этим отличается от всех других живых существ.

В процессе происхождения человека действовал ряд особенностей, тенденций, черт, которые в той или иной мере оказывали влияние на складывание человеческой сущности.

Эволюция гоминид характеризуется наличием не только определен­ной последовательности стадий, ведущих к возникновению человека разумного, но и других направлений. Одно из них связано с возникнове­нием гигантопитеков, сосуществовавших с австралопитеками и питекан­тропами. Рост их достигал 4 м, а вес – примерно 300-500 кг. Гигантопитековое направление эволюции древнейших человекообразных обезьян представляет собой чисто биологическое приспособление к изменившим­ся природным условиям. Однако в сравнении с антропоидным направле­нием оно оказалось тупиковым, что привело в конечном счете к вымира­нию гигантопитеков. Другое направление эволюции древнейших человекообразных обезьян связано с «возвращением» некоторых ветвей австралопитековых в лоно животного мира с гипертрофированным развитием естественных орудий тела – физической силы, зубов, обоняния и т. п.

Таким образом, эволюция древнейших человекообразных обезьян пошла по разным направлениям, прогрессивным же из них оказалось лишь то, которое привело к возникновению человека разумного. Оно вы­явило наилучшие приспособительные возможности гоминидов.

Процесс превращения высокоразвитых человекообразных обезьян в человека был вместе с тем и процессом превращения животного стада в человеческое общество, был, коротко говоря, антропосоциогенезом. На фундаменте распавшихся животных форм стадности возникают зачат­ки кооперации, коллективности. Толчком к их возникновению было развитие предметной орудийной деятельности в направлении использо­вания и подправки естественных орудий труда, сооружение все более сложных укрытий, освоение огня, а также складывание внутристадных форм звуковой сигнализации. Зародившаяся коллективность как наибо­лее ранний общественный способ деятельности формирующегося челове­ка явилась своеобразным средством внебиологического «наследования» навыков и достижений развивающейся трудовой деятельности, накопле­ния их в совокупном опыте. В процессе развития коллективная деятель­ность закономерно расслаивается на общественную и индивидуальную, которые находятся в единстве. Это связано с разделением труда (собира­тельниц и охотников, координация трудовых действий во время охоты на крупных животных или при строительстве все более сложных жилищ) и обменом их результатами. Кооперация была социально обусловленной формой взаимопомощи и сплочения коллектива в процессе складываю­щейся и совершенствующейся трудовой деятельности.

Жилище было местом дислокации и наиболее полного проявления нарождающихся социальных эмоций и традиций. Жилище образовывало не только физически, но и психологически замкнутое пространство, где индивиды становились ближе друг к другу. Каждый индивид «смотрелся» в другого как в своего рода социальное «зеркало» и все более адекватно осознавал себя. Так создавались предпосылки психологической «притир­ки» друг к другу и постепенной выработки первых норм совместного общежития, а затем и простейших нравственно-социальных требований:

– запрета на кровосмесительство;

– запрета на убийство соплеменника;

– требование поддержания жизни (прокормления) любого из сопле­менников, независимо от его физической приспособленности к жизни. Они имели надбиологический смысл, являлись специфически социаль­ными качествами.

Процесс антропосоциогенеза имел комплексный характер. Это озна­чает, что человеческие, социальные качества складывались на основе биологических во взаимодействии друг с другом: на основе трудоподобной деятельности обезьян формировался человеческий труд; на основе животного стада – человеческое общество; на основе способности обезь­ян оперировать чувственными образами и выражать их в примитивных звуках, мимике и жестах–мышление, язык, членораздельная речь; на основе морфофизиологии обезьян – человеческая морфофизиология и т. д. Складывающиеся человеческие качества воздействовали друг на друга, подталкивая, ускоряя их формирование. Такие толчки на про­цесс антропосоциогенеза оказывали овладение огнем, речью, строитель­ство жилищ и т. д. Становление человеческих качеств происходило во взаимодействии, но вместе с тем скачками, приходящимися на разные этапы антропосоциогенеза. Так, у ранних гоминидов наиболее интенсивно изменялась группа органов, связанных с прямохождением, а у поздних – значительно возрастает объем мозга и скорость перестроек лицевой части черепа, что связано с формированием языка и мышления. И только прогресс в изготовлении орудий труда оказывал постоянное воздействие на процесс антропосоциогенеза, порождая то одни качественные измене­ния (на ранних этапах – морфобиологических структур), то другие (на поздних – мышление, язык и др.). При этом, конечно, и он получал толчки в своем становлении от других факторов, например, использова­ние огня, строительства жилищ, членораздельной речи и др. Но он играл роль системного принципа, который объединял антропосоциогенез в еди­ный целостный процесс, направляя его в русло отбора, выработки и за­крепления свойств полезных прежде всего для эффективной трудовой деятельности. Поэтому формирующийся труд явился центральным решающим фак­тором процесса антропосоциогенеза.

Происхождение человека было процессом не только возникновения социального из биологического, но и их параллельной взаимосвязанной эволюции. При этом шло постепенное нарастание социальной и сниже­ние биологической (природной) обусловленности в развитии гоминид. Биологические свойства не оставались неизменными, они приобретали в большей либо меньшей мере социальную окраску. Например, животная половая активность постепенно выходит из-под власти слепого закона размножения и начинает контролироваться головным мозгом. В процессе антропосоциогенеза произошло разделение эмоций: с одной стороны, агрессивность во время охоты, с другой – мягкость, нежность и взаимо­помощь в домашней среде. Это превращало биологические эмоции в социальные явления и закрепляло их в традициях.

Происхождение человека было связано с разнообразными превраще­ниями биологического и с возникновением разных форм социального. Если дифференцировать эти превращения в рамках перехода от биологи­ческого к социальному в большей либо меньшей степени, то можно выделить следующие формы, которые сложились в результате антропосо­циогенеза:

1. Природное биологическое, перешедшее к человеку (например, система генетического наследования).

2. Социально окрашенное биологическое (например, система пище­варения).

3. Социализированное биологическое (например, прямохождение, чувственно-эмоциональные проявления и т. д.).

4. Социальное на природной основе (процесс и орудия труда, а затем и вся неживая и живая «очеловеченная» природа, т. е. преобразованная человеческим трудом природа).

5. Социальное, так сказать, на социальной основе (мышление, язык, общество как система институтов, отношений, структур и т. д.).

Сущность человека как специфического существа, выделившегося из природы и противопоставившего себя ей, представляет собой совокупность ряда черт, свойств, характеристик. В процессе антропосоциогенеза они формировались в сложном взаимодействии друг с другом, что вело к ускорению процесса эволюции гоминид и к образованию системной совокупности сказывающихся свойств, которая и определила принципи­ально новое качество возникшего существа – человека разумного. Таким образом, сущность человека сложилась как система ряда взаимодейству­ющих свойств. Наиболее общие свойства, образовавшие эту систему, таковы:

1. Организм (физическое тело) человека как живая система, облада­ющая рядом специфических признаков: прямохождением, определенным физическим обликом, строением внутренних и внешних органов, физио­логическими закономерностями их функционирования, биологическими законами рождения, созревания, зрелого существования, старения и смерти человека. Некоторые ученые говорят о существовании у человека особой – энергетической, тонкоматериальной, яйцеобразной оболочки вокруг тела человека, называемой биополем (плазменным телом, аурой, астральным телом и т. д.). Биополе человека было известно людям с давних времен и явилось источником различных суеверий из-за недостаточных до сих пор сведе­ний о его природе. На основании имеющейся о нем информации можно предположить, что биополе представляет собой картину состояний орга­низма человека и выступает связующим посредником между физическим телом и психикой и человека, средством их взаимодействия.

2. Чувственность человека (душа) представляет собой не просто со­вокупность ощущений, восприятий и представлений, а сложных эмоций и чувств, эмоциональных состояний, темперамента, характера, волевых качеств, способностей, которые не только взаимодействуют друг с другом, но и зачастую осмысливаются. Чувственность человека есть гораздо более высокое качественное образование, чем чувственность животных.

3. Мышление (разум) и речь как орудие мышления, средство общения (коммуникации) между людьми и обобщения действительности.

4. Социальность как определенная система знаний, норм и ценно­стей, усвоение которой позволяет человеку функционировать в качестве полноправного членена общества. Превращение животного стада в обще­ство людей в процессе антропосоциогенеза означало не только возникно­вение социальности как существенной качественной характеристики че­ловека, но и превращение ее в системообразующий фактор как существо­вания человека, так и его сущности. Именно социальность выступает решающим фактором в процессе становления каждого человека (с момен­та его рождения, до зрелости), складывания его сущности.

5. Способность к труду – к целесообразной деятельности, в процессе которой человек при помощи орудий труда воздействует на природу и общество в целях создания предметов, условий, средств, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Труд сыграл решающую роль в процессе антропосоциогенеза, однако, и сейчас его роль трудно пере­оценить в процессе индивидуального становления и развития человека, определения его места в обществе и значения в историческом развитии человечества.

6. Духовность (дух), которую можно рассматривать как системно-це­лостное единство внутреннего мира человека, его обобщенное выражение, которое определяет все многообразие внешних проявлений чело­века – его отношения к окружающему миру, другим людям и к само­му себе.

Указанные шесть наиболее фундаментальных черт во взаимопроник­новении и взаимодействии образуют целостное системное единство, ко­торое и характеризует сущность человека в отличие от всех иных существ на Земле. Каждая из черт имеет многообразные проявления, формы существования, обусловленные конкретно-историческими условиями жизни людей. С изменением этих условий они в большей либо в меньшей мере меняются, развиваются.

Каждая из указанных черт в равной мере с другими важна для определения специфики человеческой сущности. И только в совокупно­сти, в системной целостности они дают всестороннюю характеристику ей. Всякое же вырывание из системы той или иной черты (например, способ­ности к труду или мышления, или социальности, сводимой тем паче к совокупности общественных отношений, и т. п.), преувеличение ее и определение через нее сущности человека есть ни что иное как односто­ронний, метафизический взгляд на человека.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 463; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты