КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жизнедеятельности человека
Практика имеет многообразное и фундаментальное значение в жизнедеятельности человека, всех социальных субъектов. Конкретно выражается оно в следующем. Во-первых, практика в виде деятельности по изготовлению каменных орудий сначала охоты, а затем и всякого труда, их использованию, явилась решающим фактором выделения человека из животного мира. В процессе превращения трудоподобной активности древнейших обезьян в трудовую деятельность человека и благодаря ей менялся внешний облик гоминидов, их звукоподражание превратилось в членораздельную речь, возникло мышление, стадо обезьян превратилось в общество людей и т. д. Под влиянием практической, предметно-преобразующей деятельности сложилась человеческая сущность и первые формы ее существования. История возникновения человечества показывает, что первой формой человеческой деятельности явилась предметно-преобразующая, практическая деятельность. И на начальных этапах человеческой истории она была единственной формой жизнедеятельности, ибо содержала в себе моменты познавательной, нравственной, художественной деятельности как зародыши будущих самостоятельных видов духовной деятельности. Более того, эти моменты духовной деятельности оказались изначально подчинены практике, которая явилась основой существования и развития человека. Развитие практической деятельности, связанное с первыми историческими формами общественного разделения труда, обусловлено было необходимостью повышения ее производительности и эффективности. В свою очередь каждое очередное общественное разделение труда свидетельствовало о выходе человека на новый, более высокий уровень развития. На определенном этапе исторического развития практики из нее стали выделяться разновидности духовной деятельности. Однако и это выделение было обусловлено потребностями роста производительности практической деятельности за счет повышения надежности и точности познания объектов предметного преобразования либо создания наилучших условий для практической деятельности (например, достижение психологического настроя на успешную охоту и наилучшего согласования будущих действий в ходе ритуальных танцев). Для обретения духовной деятельностью относительной самостоятельности от практики потребовался довольно долгий период ее исторического развития. Во-вторых, практика является необходимым способом воспроизводства человеческого существования в окружающем реальном мире. При этом воспроизводство осуществляется в расширенном масштабе. Конечными пружинами расширенного воспроизводства человеческого существования выступают творческая сущность человека, постоянно побуждающая его к поиску нового, и стремление улучшить свою жизнь в самых разных аспектах (вкуснее питаться, лучше одеваться, облегчить условия труда, занять более высокое социальное положение, обрести больше политических свобод и т. д.). Они порождают взаимодействие стимулов (потребностей, интересов, мотивов) друг с другом и с результатами деятельности. Диалектика этого взаимодействия в самом общем виде такова, что удовлетворение одного из стимулов ведет к его развитию и подталкивает к развитию другие стимулы. Возросшие стимулы в свою очередь требуют для своего удовлетворения более развитой практики, которая способна дать больший по количеству либо более качественный результат. В процессе расширенного воспроизводства человеческого существования совершенствуются не только потребности, интересы, мотивы, но и способы их удовлетворения, методы, формы и средства преобразования мира, а также сам человек как субъект практической деятельности. Развитие человека осуществляется и как индивида, и как члена различных социальных общностей (малых и больших социальных групп, этнических и политических общностей и пр.), причем в разных аспектах – психологическом, интеллектуальном, политическом, нравственном, культурном и т. д. Вместе с историческим совершенствованием человеческого существования развивается и его сущность. Причем диалектика взаимодействия сущности и существования такова, что сущность является первичной, определяющей по отношению к существованию. На примере жизненного пути индивида видно, что как только его сущность выходит на более высокий уровень развития (к примеру, получил высшее образование), тотчас он прилагает все усилия для приведения своего существования в соответствие с новой сущностью (меняет стиль одежды, развлечений, жилищные условия и т. д.). И напротив, если индивид неожиданно и быстро меняет свое существование (к примеру, получил наследство богатого заграничного дядюшки), то сущность его остается неизменной (если был необразованным хамом, так им и остался в своей роскошной жизни). Эта диалектика сущности и существования действует и в обществе, где существование (общества в целом, либо отдельных его сфер, элементов, моментов) никогда не меняется до тех пор, пока не изменится сущность. Например, если власть в своей сущности не понимает необходимости реформы, полагает, что можно прожить и без нее, то существование остается без изменений. При этом власть, в зависимости от характера оппозиции, либо замалчивает реформы, либо забалтывает реформы, либо делает вид, что проводит реформы. Поэтому практика является необходимым способом расширенного воспроизводства человека в плане противоречивого взаимодействия сущности и существования. В-третьих, является единственным способом воспроизводства человеческой жизни в плане опредмечивания и распредмечивания человеческой сущности, в плане противоречивого взаимодействия вещественного и процессуального компонентов человеческого существования. Только посредством практической деятельности происходит «очеловечивание» природы. В практике создаются все вещи, необходимые каждому индивиду и любому социальному субъекту для существования. И это касается всех сфер человеческой жизнедеятельности без исключения: от материально-производственной, бытовой, медицинской до политической, духовной, научно-познавательной. В процессе практического созидания вещей, опредмечивания человеческих сущностных свойств вырабатываются и процедуры, методы, правила их распредмечивания, использования, потребления. Поэтому благодаря практике обеспечивается воспроизводство наиболее фундаментального, материального средства общения между людьми. В то же время практика воспроизводит и связи человека с природой. Развитие прежде всего материально-производственной практики исторически вело к расширению взаимодействия человека с природой Земли, а теперь выводит и за ее пределы. Развитие практики устанавливает связи между людьми и человека с природой не только в пространстве, но и во времени, обеспечивая преемственность поколений. В-четвертых, на основе вырабатываемых практикой вещей и устанавливаемых ими связей между людьми в обществе складываются, функционируют и воспроизводятся общественные отношения. Не только материальные, но и духовные общественные отношения складываются и существуют в связи либо по поводу вещей. Конечной целью существования общественных отношений являются не вещи, а положение человека, социальных субъектов в обществе, которое и определяет формы, способы и уровень их жизнедеятельности. Но социальное положение человека всегда опосредовано вещами, связано с их владением, использованием и распоряжением. Вещи при этом имеют либо самостоятельную и непосредственную притягательность как объекты удовлетворения материальных потребностей и интересов, либо опосредованную – в качестве средств закрепления и выражения духовного содержания, служащего предметом удовлетворения духовных потребностей и интересов. Практическое воспроизводство вещественного фактора общественных отношений означает, таким образом, воспроизведение самих общественных отношений. Практика оказывает воздействие на общественные отношения еще в одном направлении. Материально-производственная практика порождает экономические общественные отношения, которые, в свою очередь, обусловливают непосредственно или опосредованно всю систему общественных отношений. Характер и уровень развития экономических отношений детерминирует характер политических и правовых отношений, а они оказывают существенное влияние на состояние всех остальных общественных отношений. В-пятых, производя и воспроизводя вещественный фактор духовной жизни общества, практика создает материальную базу, необходимую для существования всех духовных общественных отношений (например, общественные отношения по поводу киноискусства невозможны были бы без киносъемочной аппаратуры и соответствующего оборудования, без кинопленки, проявочных лабораторий с их оборудованием, кинозалов с кинопроекционной аппаратурой и всего прочего). А все это создается практической деятельностью людей. Однако есть еще один канал, по которому осуществляется воздействие практики на духовную жизнь людей – содержательный. Материально-производственная и социально-преобразующая практика – основные объекты отражения различными формами духовной жизни общества (естественными, техническими и гуманитарными науками, литературой и искусством, нравственностью, философией и религией). Ведь в конечном счете не только материальная, но и духовная жизнь людей подчинена стремлению улучшить положение человека в мире и обществе: улучшить условия труда, увеличить производство необходимых социальным субъектам вещей, усовершенствовать взаимоотношения между людьми на основе добра, справедливости и красоты и т. д. Но если материальная жизнь осуществляет это практически, то духовная жизнь – идеально. И чтобы выполнить свое предназначение, они должны диалектически взаимодействовать. Это означает, с одной стороны, необходимость отражения практики в самых разнообразных формах и аспектах духовной жизни (дабы достичь всесторонности и глубины) – естественнонаучных, гуманитарнонаучных, литературно-художественных, театральных, нравственных и прочих. С другой стороны, на основе полученных форм отражения необходимо сотворить идеальную модель будущего, желательного социальным субъектам состояния материально-производственной и социально-преобразующей практики либо тех или иных ее частей, элементов, структуры, систем, результатов и т. д. Отсюда так или иначе, в той или иной форме, более или менее точно содержание духовной жизни составляет отражение практической деятельности человека и творческое конструирование ее будущих состояний, направлений развития, целеполагание процесса осуществления практики и ее результатов. В-шестых, практика имеет фундаментальное значение для такой разновидности духовной деятельности, как научное познание. И не только в форме научного эксперимента, но и как совокупная предметно-преобразующая деятельность человека. Будучи противоположностью познанию, существуя в определенной мере самостоятельно и независимо от него, она выполняет по отношению к научному познанию ряд важных функций: 1. Практика является источником возникновения научного познания. История появления в глубокой древности первых зачатков научного познания показывает, что причиной этого процесса были практические потребности людей. Например, источником возникновения астрономических познаний явилась потребность моряков ориентироваться по звездам в открытом море или караванщиков в пустыне. Источником возникновения современных наук тоже остаются практические потребности. Так, создание атомной бомбы породило практическую потребность в эффективной защите человека от возникающего при ее взрыве жесткого излучения. Ответом на эту потребность и явилось возникновение такой отрасли научного знания, как радиационная биология. 2. Практика является постоянной движущей силой научного познания. Конечно, непосредственно движущей силой научного познания выступают внутренние факторы самой науки (логика развития научного знания, любознательность ученого, его честолюбие или желание самоутвердиться и др.). Однако опосредованно, в конечном счете именно практика постоянно ставит задачи перед наукой, побуждая к развитию научных исследований. 3. Практика создает материальную базу, основу, на которой осуществляется процесс научного познания, ибо она производит необходимые для этого средства (здания, сооружения, энергетическую базу, приборы, инструменты и прочее научное оборудование). Кроме того, она выступает необходимой основой познания и в форме научного эксперимента. Общеизвестно, сколь огромную роль играет в научном познании эксперимент. 4. Практика является целью познания. Все результаты научного познания рано или поздно, прямо или косвенно находят свое воплощение в практике. В конечном счете научное познание призвано совершенствовать, развивать практику с целью более полного удовлетворения материальных потребностей человека. 5. Практика, наконец, является главным критерием истинности результатов научного познания, отличия истинного знания от заблуждений. В естественнонаучном и техническом познании практика выступает конечным и единственным критерием истины. В гуманитарном же е роль как критерия истины усложняется за счет действия субъективных факторов в обществе (столкновения интересов, желаний, стремлений разных социальных субъектов; выступления в качестве объекта познания человека, который имеет свое миропонимание и вырабатывает свое отношение как к субъекту познания, гак и к процессу, целям, получаемому результату, и который действует, не считаясь с ожиданиями субъекта познания). Однако и в этом случае социальная практика, сама будучи истинной или неистинной, имеет существенное значение при отграничении истины от заблуждения. Таким образом, рассмотренные аспекты фундаментальной значимости практики для всех остальных сфер общественной жизнедеятельности человека в целом и для научного познания в частности, позволяют заключить, что практика – это основа всех форм жизнедеятельности человека. Она выполняет объединение всех форм деятельности социальных субъектов в единую целостную систему, сплачивает не только различных социальных субъектов, но и общество в целом с природой.
|