Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Диалектика материальной жизни индивида




 

Каждый человек по-своему добывает средства, необходимые для удовлетворения своих материальных потребностей и интересов или, ко­ротко говоря, средства существования. Однако, если отвлечься от доста­точно редких и потому, скорее, исключительных форм добывания средств существования (к примеру, находиться на содержании у богатого родст­венника или богатого любовника, быть рантье или арендодателем земли, орудий труда, зданий, сооружений и т. п.) и ограничиться наиболее типичными формами, то можно выявить наиболее общие свойства и за­кономерности материальной жизни индивида.

Материальная жизнь индивида характеризуется способом добывания средств существования, уровнем и качеством удовлетворения материальных потребностей и интересов.

Прежде всего надо отметить, что формы добывания людьми средств существования исторически меняются. Обусловлено это изменение раз­витием орудий труда и ростом производительности труда. Можно выде­лить следующие исторические формы материального бытия человека:

Первая – аграрная (традиционная) цивилизация, основанная на ручных орудиях труда. Первые в истории человечества – каменные ору­дия труда были настолько малопроизводительны, что все члены общества вынуждены были участвовать в материальном производстве. Каждый индивид в соответствии с общественным разделением труда, а также с собственной физической силой, ловкостью, умелостью, хитростью, зна­нием тонкостей поведения животных и т. д. выполнял свою определен­ную функцию в общественном процессе производства материальных благ. Но как только развитие орудий труда позволило поднять произво­дительность труда и добывать некоторый излишек средств существова­ния, сразу же возникли группы людей, которые вышли из процесса непосредственного производства материальных благ. Бронзовые орудия труда породили патриархальное рабство, а железные – классическое рабовладение античного периода. Патриархальное рабство вызвало к жизни немногие и малочисленные группы людей, выключенных из не­посредственного процесса материального производства (жрецы, купцы да чиновники, деятельность которых была связана опосредованно с про­изводством материальных благ). Классическое же рабовладение породи­ло такие группы людей, которые занимались исключительно духовной деятельностью и даже косвенно не были связаны с материальным произ­водством. Это – поэты, скульпторы, актеры, музыканты, философы и другие. Занятия духовной деятельностью стали источником их сущест­вования.

Следующий качественный скачок в развитии орудий труда и соответ­ственно в росте производительности труда произошел с возникновением машин. На этой основе складывается вторая историческая форма матери­ального бытия человека – индустриальная цивилизация. Создание все новых и новых машин, распространение их не только на все отрасли промышленного, но и на сельскохозяйственное производство закономер­но вели к тому, что в обществе все меньшее количество людей было занято в материальном производстве. Все больше индивидов добывает средства существования духовной деятельностью либо деятельностью по предоставлению различных услуг. И в этих видах деятельности проис­ходит по мере совершенствования орудий труда все возрастающее разде­ление труда. Возникают такие группы людей, как машинисты и другие работники железнодорожного транспорта, фотографы, шоферы, телефо­нисты, радисты, летчики, работники киноискусства и кинопроката, ра­ботники телевидения и многие другие.

Эта закономерность усиливается в современных условиях, когда человечество в лице наиболее развитых стран мира начинает переходить к третьей исторической форме материального бытия человечества – к информационной (постиндустриальной) цивилизации, основанной на компьютерной технике и информационных технологиях.

Таким образом, уже в аграрной цивилизации возникли индивиды, в жизнедеятельности которых духовное начало играло ведущую роль, духовная деятельность выступала первичной в их жизненной судьбе, ибо являлась источником их существования. Получая за свою работу (духов­ную деятельность или ее результаты) денежное вознаграждение, они имели возможность полностью удовлетворять свои материальные потреб­ности и интересы. А наиболее талантливые и признанные при жизни имели особо щедрое вознаграждение, позволяющее им существовать не только в достатке, но и в роскоши. И уже тогда в сознании этих индивидов складывалось мнение, что поскольку духовная деятельность выступает источником удовлетворения их материальных потребностей и интересов, источником их существования, постольку она является главной, веду­щей, первичной. Этому способствовал еще захват господствующими в об­ществе социальными группами основных видов духовной деятельности (управления, законотворчества, судопроизводства, образования и др.). Чем больше людей в исторически развивающемся обществе занималось нематериальной деятельностью, тем большее распространение получали идеалистические воззрения на мир.

В то же время и объективно по мере исторического развития чело­вечества духовные факторы оказывают все большее влияние, хотя и по-разному, на развитие как индивидуальной, так и общественной жизни. В индивидуальной жизни каждый человек всегда действует сознательно уже потому, что он наделен разумом. Историческое умножение знаний о природе, обществе и самом человеке повышает осознанность индиви­дуальной жизнедеятельности.

В обществе дело обстоит иначе. Сложение сознательных действий индивидов не порождает автоматически разумного результата в разви­тии общества. И обусловлено это тем, что одни и те же потребности индивидов и социальных групп выражаются в различных, а очень часто и в противоположных интересах. Отсюда деятельность индивидов и соци­альных групп в обществе имеет противоречивый характер, что приво­дит к неожиданным для субъектов результатам общественного развития. Поэтому общественная жизнедеятельность имеет преимущественно сти­хийный характер. Стихия полностью господствовала на начальных этапах развития общества, когда особенно острыми были противоречия между основными большими социальными группами.

Однако по мере исторического развития человечества происходит переход от стихийного через неразумное, эгоистическое сознательное к разумному, компромиссно-альтруистическому сознательному. Челове­чество все более берет свою жизнь под осознанный контроль. И все изменения в жизни общества предварительно все более тщательно продумываются, просчитываются возможные последствия, из всех вариантов выбираются все более оптимальные. В этой связи можно говорить не только о тенденции усиления сознательного, разумного начала в жизни общества, но и о тенденции к превращению сознательного начала в главный, определяющий, первичный фактор общественного развития. Оно происходит, конечно, в определенных объективных рамках, задан­ных природными возможностями (географическим положением, клима­тическими условиями, имеющимися природными ресурсами и т. д.), уровнем развития производительных сил общества, национальными осо­бенностями, традициями и т. д. Но если раньше объективные условия выступали первичным фактором, определяющим жизнь конкретно-исто­рического общества, то в современных условиях коллективный разум все более объединяющегося человечества выдвигается на первое место среди факторов, определяющих общественную жизнь. Человечество, все точнее и глубже познавая объективные условия своего существования, матери­альные основы общества, приходит ко все более разумному установлению своей жизни.

Вместе с тем, все наиразумнейшие усилия, предпринимаемые как индиви­дом, так и обществом, направлены на одно – наиболее полное и глубо­кое удовлетворение потребностей и интересов людей. И в первую очередь материальных, а уж затем духовных. История показывает, что исключи­тельное устремление отдельных людей на духовные потребности и инте­ресы, связанное с аскетизмом в удовлетворении материальных потребно­стей и интересов, может получать в определенных социальных условиях достаточно широкое распространение, охватывая иногда большинство населения. Под влиянием пропаганды, ловко манипулирующей сознани­ем больших групп людей или спекулирующей на красивых идеалах, в условиях чрезвычайных обстоятельств, вызванных стихийными бедст­виями, определенной политической деятельностью или войнами, духовные устремления могут весьма долго господствовать в жизнедеятельности людей. Но в конце концов они отступают на задний план, уступая место материальным. И все большее число индивидов начинает заботиться о лучшем и все более полном удовлетворении своих материальных по­требностей и интересов. Ускорению такой переориентации людей способ­ствует сравнение собственной жизни с жизнью людей в других странах, находящихся примерно на такой же ступени развития.

Итак, несмотря на все исключения (как индивидуальные, так и групповые, общественные), материальные потребности и интересы индивидов являются главными, ведущими детерминантами в их жизнеде­ятельности. Первичность их обнаруживается не только в сравнении с ду­ховными потребностями и интересами, но и в отношении всех других материальных вещей, явлений, процессов и связей в обществе. Действи­тельно, уже простейшие формы материального в обществе – средства труда и овеществленные результаты человеческой деятельности – по­рождены стремлением индивида к наиболее полному удовлетворению своих материальных потребностей и интересов. Они являются вместе с тем и необходимыми элементами процесса удовлетворения потребностей. Их развитие и совершенствование обусловлены опять же стремлением человека ко все более полному удовлетворению возрастающих материаль­ных потребностей и интересов.

Таким образом, общеисторическими факторами, оказывающими наибольшее влияние на состояние и развитие материальной жизни индивидов, являются:

­ Цивилизационный, связанный с развитием орудий труда, производительных сил общества, совокупного материального богатства общества и способов его распределения между людьми, что выражается в их образах жизни.

­ Формационный, свидетельствующий о характере производственных общественных отношений и основывающейся на них всей системы общественных отношений, из которых самое сильное влияние на материальную жизнь индивидов оказывают политические отношения.

­ Духовные общеисторические факторы: господствующее в обществе мировоззрение (например, религиозное или научное); стихийно или сознательно развивается общество в конкретно-исторический период; эгоистически или альтруистически ведет себя господствующая в обществе социальная группа, властвующая элита; уровень развития науки и характер влияния ее на социальную практику и т. д.

Исторический аспект диалектики материальной жизни индивида следует дополнить актуальным аспектом. Необходимо отметить особен­ности материальной жизни людей в процессе их индивидуального раз­вития.

Удовлетворение прежде всего насущных, а затем и остальных материальных потребностей и интере­сов – вот первейшая цель и предназначение индивидуальной жизнедея­тельности. Надо подчеркнуть, что для подавляющего большинства людей во все времена и даже сейчас эта цель была и остается единственной. Борьба, так сказать, за кусок хлеба составляет главное и основное содержание их жизнедеятельности. Духовная деятельность при этом играет вспомогательную роль, выполняет функцию восстанов­ления утраченных в труде сил и отвлечения от работы. Досуг посвящается преимущественно материальным наслаждениям, а в лучшем случае – воспитанию подрастающего поколения или минимальным и довольно примитивным духовным наслаждениям (например, чтению детективов, слушанию популярной музыки, просмотру развлекательных телевизион­ных программ и т. п.). Эта первая жизненная ориентация индивида может быть названа минимально материальной. Минимальное удовлетворение материальных потребностей и интересов имеет конкретно-исторический характер, т. е. зависит от характера и уровня материального развития общества и тех социальных групп, которым принадлежит индивид. Одни люди останавливаются на этом, другие идут в своем развитии дальше.

Вторая жизненная ориентация индивида может быть определена как максимально материальная. Она заключается в устремленности индиви­да на удовлетворение своих материальных потребностей и интересов на самом высоком уровне, который позволяет достичь характер и уро­вень материального развития общества. При такой ориентации индивид стремится подняться как можно выше в своем социальном положении, ибо это связано с получением наиболее высокой заработной платы или максимальных прибылей, а вместе с ними и материальное обогащение. Духовная деятельность и в этом случае играет вспомогательную роль и не имеет самостоятельного значения. Ею в той или иной форме, на том или ином уровне индивид занимается лишь потому, что это принято в том социальном круге, до которого поднимается он в своем материальном развитии. Одни люди делают такую ориентацию целью всей своей жизни, другие идут дальше.

Третья жизненная позиция связана с равным вниманием индивида к удовлетворению своих как материальных, так и духовных потребностей и интересов. Она может появляться как при минимальном, так и при максимально возможном удовлетворении материальных потребностей и интересов. Однако в первом случае индивид не довольствуется имею­щимся у него уровнем материальной жизни. Он стремится поднять его вместе с развитием своих духовных потребностей и интересов.

Наконец, четвертая жизненная позиция индивида связана с преуве­личением роли духовных потребностей и интересов над материальными. Такой человек может ограничиваться самым минимальным удовлетворе­нием своих материальных потребностей и интересов ради того, чтобы все силы, время и средства отдавать той или иной духовной деятельности, развивать ее до такого состояния и результата, которые допускают спо­собности и талант индивида. Но может, если позволяют его социальное положение и условия существования, вести и весьма обеспеченную мате­риальную жизнь, считая ее лишь основанием для той или иной духовной деятельности.

Совмещение данной типологии индивидуальной жизнедеятельности с историей человечества показывает, что по мере развития общества все большее количество людей обеспечивает себе, благодаря прогрессу ору­дий труда и производительных сил в целом, минимально необходимый уровень удовлетворения материальных потребностей и интересов. И со­ответственно все большее количество людей выходит из жестких цепей объективной обусловленности, получает возможность делать свободный выбор в направлениях своей жизнедеятельности. В этом выборе законо­мерно будет возрастать сознательное стремление к компромиссному раз­решению всех общественных противоречий, дабы предохранить общество от разрушительных классовых, этнических, межнациональных, междуна­родных столкновений, борьбы, войн. Вместе с тем закономерно будет усиливаться и стремление людей не ограничиваться ростом материально­го благосостояния, а всемерно умножать свое духовное богатство, разви­вать свои творческие задатки и способности, т. е. развивать истинно человеческую сущность.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты