Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие практики




 

В процессе антропосоциогенеза деятельность формирующегося чело­века была направлена непосредственно или опосредованно на удовлетво­рение материальных потребностей, т. е. имела практический характер. И первые этапы уже общественного разделения труда (на охотников и хранителей огня, на скотоводов и земледельцев и т. д.) не меняли его материальной, практической природы. Лишь с выделением труда шаманов, предсказателей, затем жрецов и других служителей религиоз­ных культов и, наконец, с возникновением государственных чиновни­ков, поэтов, художников, математиков и философов возникли новые виды трудовой деятельности, противоположные материальным, практи­ческим – идеальные, духовные. В конечном счете они были подчинены тем или иным видам, сторонам практической деятельности: улучше­нию организации и управления материальной деятельности, более глубо­кому познанию объектов практической деятельности, прогнозированию условий ее осуществления, введению письменных способов передачи ин­формации и т. п. Но для определенных групп людей они были единствен­ными видами деятельности, т. е. стали их профессиями и основными ис­точниками средств существования. По мере развития человечества, вслед­ствие продолжающегося общественного разделения труда, возникают все новые и новые виды как практической, так и духовной деятельности.

Различие между практической и духовной деятельностью стало про­водиться в истории философии с XVII века. В Новое время сложилось метафизически-материалистическое понимание практики. Согласно ему, практическое отношение человека к миру отождествлялось с научным опытом. Специфические особенности опытного исследования того времени были перенесены философами на понимание ими практики. Под практикой понималась деятельность, обладающая следующими признаками:

­ материальностью, т. е. предметным преобразованием объекта природы, которому присущи физико-химические свойства, и получением какого-либо чувственно воспринимаемого результата;

­ субъектом ее выступает индивид как природное существо;

­ внеисторичностью, т. е. отрицанием развития этой деятельности. В этом и в признании пассивности, созерцательности субъекта в познании выражался метафизический взгляд философов ХVII века на практику и познание вообще.

Идеализм немецкой классической философии выступил с критикой такого понимания практики и отверг все ее существенные черты, заменив на противоположные:

­ провозгласил идеальный характер практической (или как они говорили «созидательной» деятельности в противоположность познавательной) деятельности. Обосновывалось это исходными онтологическими установками немецких идеалистов. Например, Гегель утверждал, что человек есть воплощение абсолютной идеи на высшей стадии ее развития, когда она превращается в мировой разум. Хитрости мирового разума заключаются в том, что он руками человека делает то, что ему нужно; человек думает, что он в своей деятельности реализует свои цели, а на самом деле – замысел мирового разума. Таким образом, по своей сути любая человеческая деятельность есть проявление духовного абсолюта, т. е. по сути является идеальной;

­ субъектом взял общество, поскольку человека стал рассматривать не как природное, а как социальное существо;

­ ввел историзм в понимании человека и его деятельности, поскольку обосновывал диалектический взгляд на человека, общество, природу и мир в целом, рассматривая их в развитии.

На новом этапе развития европейской философии Маркс критически переосмыслил взгляды своих предшественников на практическую деятельность человека. В новое понимание практики он включил следующие характерные черты:

– материализм. Продолжая материалистическую традицию в философии, Маркс об­ращал внимание на то, что человек возникает и существует как матери­альное существо, которое включено в природный и общественный мир. Вся жизнедеятельность человека основана на обмене веществом и энер­гией с этим миром, хотя и не сводится к нему. Особенность человеческого отношения к миру заключается в практической деятельности, направлен­ной на материальное преобразование как природного, так и социального мира. Идеалистическая позиция в данном вопросе снимает всякую проти­воположность между практической и духовной деятельностью. Однако от такого отождествления в теории противоположность практической и духовной деятельности в жизни человека не исчезает. Ибо объективно остаются и постоянно напоминают о себе материальные и духовные потребности и интересы. И каждые из них требуют для своего удовлетворения специфической деятельности: матери­альные – материальной, практической, а духовные – духовной. Любую свою материальную потребность человек не может удовлетворить лишь мечтаниями или разговорами о том, как он будет это делать. Для этого нужна материальная, практическая деятельность;

– социальный характер практической деятельности Маркс связывал с деятельностью прежде всего социальных классов, а в рамках этих больших социальных групп действуют индивиды;

– конкретно-исторический характер практики выражается в том, что все основные элементы ее исторически развиваются: каждой исторической эпохи в развитии общества и человечества присущи свои конкретные социальные классы (эпохе рабовладения – рабы и рабовладельцы; феодализма – крестьяне и помещики; эпохе раннего капитализма – пролетарии и буржуа); возрастают потребности людей, развиваются средства практической деятельности (орудия труда, техника и технология, транспортные средства и т. д.); меняется сам человек и т. д.

Основанное на этих трех важнейших признаках (материализм, социальность и историчность) понимание Марксом практики не устарело и в настоящее время. И сейчас практика играет в жизни людей столь важные роли, что в определенном смысле человека можно назвать практическим существом. И это будет характеризовать важнейшую, определяющую сторону его сущности.

Человек включен в материальный мир таким образом, что, активно воздействуя на него, преобразует его. Это преобразование человеком внешнего мира предполагает прежде всего активную работу сознания, направленную на духовное преобразование объекта (определение необхо­димых средств, путей и форм будущего преобразования, возможных и желаемых результатов). Однако духовное целеполагание есть лишь необходимая предпосылка материального, предметного преобразования объекта. Человек практически преобразует природу для удовлетворения своих материальных потребностей, ибо, природа, можно сказать, ничего не дает человеку в готовом виде для удовлетворения его потребностей. В процессе преобразования природы и удовлетворения своих потребно­стей человек развивает себя: возрастают его потребности, разнообразятся интересы, совершенствуются способы удовлетворения потребностей и интересов, обретается новый опыт, обогащаются знания и т. д. При этом развиваются и общественные отношения, поскольку в практической дея­тельности участвует не один индивид. Воздействуя друг на друга, люди оказывают определенное влияние и на общественные отношения. Таким образом, в ходе практической деятельности осуществляется взаимодейст­вие природы, индивида и общества. И возникают три стороны материаль­ного преобразования: природы человеком, индивида природой и людей людьми.

Практическая деятельность человека имеет, с одной стороны, объ­ективную обусловленность: законами существования и развития объек­тивной реальности (как природной, так и общественной), законами функционирования материальных средств деятельности, законами разви­тия знания вообще и научного познания в частности, объективным характером человеческих потребностей и интересов. С другой стороны, она обусловлена рядом субъективных факторов: человеческими желания­ми, проистекающими из индивидуальных особенностей людей, своеобра­зия тех или иных социальных групп; неполнотой человеческих знаний о мире и существованием заблуждений наряду с истиной; индивидуали­зацией в понимании объективных закономерностей, в построении иде­альных моделей действительности и в формах их опредмечивания.

Диалектика взаимодействия объективного и субъективного оказыва­ет существенное влияние на результативность и на человечность прак­тической деятельности. Метафизическая абсолютизация объективной стороны практики и недооценка субъективной приводит к достаточно эффективным результатам деятельности, но с антигуманной направлен­ностью (например, поражавшие Запад успехи советской индустриализа­ции в 30-х годах были сопряжены с жесточайшим голодом 33-го года, с репрессиями и развертыванием системы ГУЛАГ, с крайне низким жизненным уровнем всего народа). И напротив, преувеличение субъек­тивной стороны и недооценка тех или иных моментов объективной приводит к снижению эффективности практики, к уменьшению темпов развития, к снижению качества производительных сил общества и т. д. (примером могут служить тенденции, проявляющиеся в экономике совре­менной Швеции).

Обобщая все сказанное, можно дать следующее определение практи­ки. Практика – это предметная деятельность конкретно-историче­ского субъекта, в ходе которой он осуществляет материальное преобразо­вание объекта в соответствии со своими целями, идеальной моделью действительности и знаниями о свойствах этого объекта, а также разви­вается сам.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты