КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и структура человеческой деятельности
Человек может существовать только посредством деятельности. Деятельность – это необходимый способ существования и развития человека. Человеческая деятельность есть разновидность движения как способа существования всех материальных образований. Она отличается как от физико-химических форм движения, представляющих собой преобразования вещества и энергии, так и от биологических форм движения, которые представляют собой разнообразные виды приспособительной активности биологических систем. Вместе с тем деятельность человека как высшая форма активности на Земле включает в себя в диалектически снятом виде низшие формы. В ней можно обнаружить и физико-химические процессы по преобразованию вещества и энергии как физиологическую основу деятельности, и приспособительные реакции на основе информационно-генетического кода, и неосознаваемые действия, осуществляемые под влиянием тех или иных чувств, инстинктов и других проявлений бессознательного. В то же время существенно отличается от активности животных. Это отличие заключается в следующем: 1. Если животное включено в определенную экологическую нишу, то человек включен в природную среду всей Земли и даже выходит за ее пределы в ближний космос. Узкая экологическая ниша как среда обитания того или иного вида животных предопределяет и характер его жизнедеятельности: определяет строение тела животного, наличие и степень развитости органов чувств, формы их приспособительного поведения. Человек же взаимодействуя со всей природой, выступает как универсальное существо. Его жизнедеятельность содержит возможность развития все новых средств и способов взаимодействия с окружающей средой. Иначе говоря, если жизнедеятельность животного носит закрытый характер, то жизнедеятельность человека – открытый. 2. Животное приспосабливается к окружающей природной среде путем определенных собственных изменений (изменяет волосяной покров, осуществляет миграцию, меняет свой цвет, впадает в спячку и т. д.). Человек же приспосабливается к окружающей среде совершенно иначе. Удовлетворяя свои потребности, он материально, предметно преобразует окружающую среду (шьет одежду, обувь, выращивает овощи, фрукты, животных, строит дома и т. д.). 3. Для материального преобразования окружающей природной среды человек создает специальные средства (орудия труда, энергетические и транспортные средства, здания и сооружения, средства связи и т. д.), которые передаются от поколения к поколению как особая культурная реальность и развиваются в процессе исторического развития человечества. Животные никаких средств деятельности не создают; в лучшем случае они могут использовать отдельные предметы природы (камни, палки и пр.) для добывания пищи, защиты от врагов, строительства жилищ. 4. Если животное действует инстинктивно, по биологической программе, заложенной в генах, а формирование у него условных рефлексов не выходит за рамки биологического отражения действительности, то человек действует сознательно; осознанно ставит цель, определяет средства для ее достижения, учитывая изменяющиеся обстоятельства, вносит коррективы и т. д. Инстинктивное поведение занимает в жизнедеятельности человека несоизмеримо малое место по сравнению с сознательным, осознанным, целеполагающим. 5. Если модель поведения того или иного вида животных остается неизменной и передается из поколения в поколение генетическим путем, то человеческая практика постоянно развивается. Каждое поколение вносит качественные изменения в нее. Практически взаимодействуя с природой, люди совершенствуют не только орудия, способы и другие средства воздействия на нее, но и самих себя. Причем в трех аспектах: индивидуального развития, социально-группового и общественного. Последний аспект связан с развитием социальных структур и общественных отношений. Многообразное развитие человека в процессе деятельности обусловлено тем, что субъектом ее выступает не только индивид, но и различные социальные общности (от малых групп до общества в целом). Субъект деятельности имеет конкретно-исторический характер, т. е. его воздействие на объект зависит от конкретных условий места и времени, от уровня развития орудий труда и других средств деятельности, от глубины и точности познания объективной реальности, от господствующих в обществе идеалов, от характера общественных отношений и т. д. Деятельность человека имеет диалектически противоречивый характер. Деятельности человека по природе ее присущи многие противоречия: между субъективной и объективной сторонами, индивидуальной и общественной, идеальной и материальной, между свободным целеполаганием и всевозможной обусловленностью, творчеством и отражением и т. д. Однако противоречие между изменчивостью и устойчивостью (во всех его разновидностях) выделяется среди них особо, как наиболее общее, фундаментальное. Таковым оно выступает и в плане присутствия в каждом конкретном виде деятельности (экологической, политической, правовой, религиозной, нравственной, эстетической, спортивной и т. д.), и в плане конкретизации его в целом либо одной из сторон иными противоречиями человеческой деятельности (например, в противоречии материальной и идеальной сторон первое есть конкретное выражение устойчивости, а второе – изменчивости, а противоречие между творчеством и отражением конкретизирует изменчивость человеческой деятельности). В деятельном существовании человека обнаруживается, проявляется его сущность. Представляя собой целостное единство основополагающих качеств (организма человека, его чувственности, мышления, социальности, способности к труду и духовности), сущность человека может формироваться, существовать и развиваться только посредством деятельности. Деятельность человека есть способ существования его сущности, есть средство выражения, актуализации сущности. О сущности бездействующего человека (хоть и трудно представить себе такого) можно говорить лишь как о возможной, но не действительной сущности, а точнее – вообще невозможно говорить о сущности, ибо иным способом как в деятельности нормальный человек не может существовать. Главное назначение деятельности – обеспечение существования человека: поддержание его жизни, удовлетворение всех его потребностей, развитие задатков и способностей и т. д. Однако во всем этом формируется и проявляется человеческая сущность. С развитием человеческой деятельности развивается не только существование человека, но и его сущность. Поэтому деятельность человека представляет неразрывное единство сущности и существования в их конкретно-историческом развитии. Реализация главного назначения человеческой деятельности возможна тогда, когда деятельность человека направлена на окружающий его мир – на природу, общество, других людей, на овеществленные результаты человеческой деятельности, на духовные результаты, закрепленные в различных материальных формах, наконец, на самого себя (свое тело или внутренний, духовный мир). Поэтому в своей основе человеческая деятельность предполагает разделение действующего лица – субъекта и предмета действия – объекта. Учитывая отмеченные особенности, человеческая деятельность может быть определена как высшая форма активности, которая имеет осознанно-целеполагающий, орудийный и социальный характер, является диалектически противоречивым способом существования человека и проявлением его сущности в конкретно-исторических формах. Человеческая деятельность выступает как целостная система необходимых элементов, действий и операций. Структура человеческой деятельности представляет собой ряд связанных между собой, сложно взаимодействующих элементов. Элементы эти таковы: 1. Субъект как действующая сила, носитель активности. Исходным, первичным субъектом деятельности является отдельный человек – индивид. Однако в качестве субъектов человеческой деятельности выступают и различные объединения людей: малые социальные группы (коллективы цехов, предприятий, учреждений, спортивные команды, семьи и т. п.), большие социальные группы (социальные слои и классы, профессиональные группы, политические партии и движения и т. п.), исторические формы общности людей (роды, племена, народности, нации, этнические группы), конкретно-исторические общества (например, Киевская Русь, средневековая Франция, современная Германия и т. д.), человечество. Надо отметить, что все человечество стало выступать в качестве совокупного, единого субъекта человеческой деятельности лишь с середины XX века, когда возникли и стали активно действовать международные организации (ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и т. п.) как показатель сплоченности людей на Земле. 2. Причиной, порождающей деятельность, является потребность. Она представляет собой не только источник, но и объективную основу всех многообразных форм человеческой деятельности. Объективность потребности заключается в том, что осознает ее человек или нет, нравится она ему или нет – независимо от этого она заставляет действовать, будучи фундаментальным, неотъемлемым свойством субъекта. Потребность – это самый фундаментальный, объективный побудитель деятельности человека, выражающий некоторое притязание субъекта на внешние обстоятельства (объект), которое вытекает из его сущности. Всякая потребность есть глубинное побуждение субъекта к деятельности, обусловленное противоречием между сущностью субъекта и внешними условиями его существования. Потребность индивида есть отражение в психике человека несоответствия между внутренним миром и внешними условиями, есть особое психическое состояние индивида, переживаемое (ощущаемое или осознаваемое) как напряжение, неудовлетворенность. Потребность обнаруживает себя в неосознанных влечениях или осознанных мотивах поведения. Жизнедеятельность человека осуществляется за счет разрешения противоречия, которое представляет собой процесс обмена между субъектом и внешними условиями веществом, энергией, информацией. В ходе этого процесса субъект достигает все необходимое и достаточное для его существования. В то же время удовлетворение потребности ведет к качественному изменению субъекта, росту его потребностей и возникновению нового противоречия с внешними условиями жизнедеятельности. Так происходит развитие субъекта. 3. Первоначальной конкретизацией потребности на пути ее удовлетворения выступает интерес. Интерес объективно обусловлен потребностью, но в нем возникает и субъективная сторона, связанная с осознанием потребности, с осознанием субъектом самого себя и своего места в обществе, с осознанием внешних условий (природных и общественных), которые содержат разные возможности и пути удовлетворения потребности. Интерес характеризует избирательное отношение субъекта к условиям его жизни. В отличие от потребности, которая ориентирована на предмет ее удовлетворения, интерес направлен на средства, пути, формы, методы, организации и учреждения, посредством которых обеспечивается удовлетворение потребностей. Благодаря тому, что в интересе непосредственно отражается социальное положение человека, неравенство людей в экономической, политической и духовной жизни, в способах получения средств к жизни и их качественном составе, он объединяет людей в социальные группы. Интерес – это определенное отношение человека (той или иной общности людей) к способам и средствам удовлетворения потребностей, обусловленное его объективным положением в обществе. Интересы получают свое завершение в мотивах как непосредственных побудителях человеческой деятельности. 4. Мотив как необходимый элемент человеческой деятельности возникает тогда, когда субъект, оценив свои интересы, имеющиеся возможности их удовлетворения, соотношение своих интересов с интересами других субъектов, делает выбор. И этот выбор оформляется в непосредственный и конкретный побудитель деятельности. Таким образом, мотив – это конкретная, субъективная причина, непосредственно определяющая направление и основные формы человеческой деятельности. Мотив определяет содержание деятельности в конкретных обстоятельствах. В роли мотивов выступают ценностные установки и ориентации, приспособленные к конкретным ситуациям, желания, мечтания, идеалы, страсти и влечения (иногда даже неосознаваемые), эмоции (симпатии и антипатии, любви и ненависти, гордости и самобичевания, самоуважения и гордыни и т. д.), убеждения, привычки и т. д. От мотива следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие путем указания на побудившие его объективные или субъективные обстоятельства. Мотивировки могут не совпадать с действительными мотивами тех или иных действий или даже сознательно маскировать их. 5. Мотив конкретизируется в цели. Формулирование цели означает вместе с тем завершение процесса конкретизации побудителей деятельности вообще. Цель представляет собой итог действия стимуляторов человеческой деятельности. Цель – это предвосхищение в мышлении результата деятельности, путей и средств его достижения. Цель есть высшее, присущее только человеку выражение целесообразности. Низшие формы целесообразности присуши живым организмам и техническим системам, которые управляются программой (генетическим кодом и технико-технологическими программами) для обеспечения их функционирования в условиях приспособления к изменяющейся среде и поддержания заданных параметров. Всякий живой организм обладает таким механизмом целесообразности, как способность к опережающему отражению, которая и позволяет ему приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Так, весь растительный мир значительно опережает события, развивая под влиянием первых осенних похолоданий такую цепь химических реакций, которая нужна будет для предотвращения вредных воздействий первых зимних морозов только в будущем. Осуществляемое лишь человеком целеполагание имеет сложную природу, представляет собой сплав, итог взаимодействия ряда факторов: 1) объективной обусловленности, идущей от потребностей; 2) объективной обусловленности, идущей от внешних конкретно-исторических условий существования субъекта (природных и общественных, материальных и духовных); 3) субъективного влияния окружающих людей; 4) субъективной внутренней обусловленности (чувствами, эмоциями, рассудком, разумом, интуицией и т. п.); 5) свободным творческим волеизъявлением человека. 6. Необходимым элементом реализации цели и всей человеческой деятельности являются средства, с помощью которых человек воздействует на объект. Средства человеческой деятельности – это совокупность материальных и (или) духовных факторов, которые субъект использует в качестве посредника, проводника его воздействий на объект. Каждый тип человеческой деятельности требует соответствующего набора используемых средств и способов их функционирования. В зависимости от этого можно выделить пять видов средств: 1) средства практического преобразования действительности (материально-производственные средства, управления обществом и его преобразования, средства воспитания и др.); 2) средства общения (естественный язык и другие знаковые системы); 3) средства познания (знаковые системы и орудийно-технические средства); 4) средства аксиологической (ценностно-оценочной) деятельности (знаковые системы и социально-организационные средства, закрепляющие и утверждающие те или иные ценности); 5) средства художественного освоения мира (живописные, литературные, театральные и т. д.). 7. Объектом человеческой деятельности является то, что противостоит субъекту и подвергается преобразующему воздействию. Объектом выступает та часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом. В качестве объекта могут выступать: природные предметы, процессы, явления, социальные институты, учреждения, общественные отношения, социальные группы, индивид, наконец, сам субъект, если он осуществляет самопознание или самоизменение; всевозможные идеальные образования (взгляды, чувства, настроения, теории и т. п.). 8. Завершается цикл человеческой деятельности результатом. Результат есть реализованная цель. Но не только. Он всегда содержит в себе некий избыток, т. е. нечто такое, что не было предписано целью и даже не входило в намерение субъекта. Расхождение между результатом деятельности и целью обусловлено как внешними по отношению к процессу деятельности факторами, так и сложностью внутреннего взаимодействия элементов самой системы деятельности. Структура взаимодействия элементов человеческой деятельности имеет две стороны. С одной стороны, обнаруживается их причинно-следственная зависимость, т. е. каждый последующий элемент в процессе деятельности является следствием по отношению к предыдущим, выступающим в качестве причины. Например, потребности есть причина интересов, а интересы есть причина мотивов, но цель как следствие порождается не только мотивами, но и интересами и потребностями. С другой стороны, обнаруживается и множество обратных влияний последующих элементов процесса деятельности на предыдущие, причем как на непосредственно предшествующие, так и опосредованно. Вследствие этих обратных воздействий уже в процессе деятельности могут меняться, корректироваться и интересы субъекта, и мотивы, и цели, и выбор средств воздействия на объект. Причиной этих изменений может быть и первоначальный, еще только складывающийся результат (если он существенно расходится с целью), и средства, если обнаруживается их недостаточность или неудовлетворительность, и интересы, если, к примеру, выявляется их завышенность и невозможность удовлетворения и т. д. Сложность взаимодействия составных элементов человеческой деятельности придает ей высоко динамичный характер, позволяющий субъекту успешно удовлетворять свои возрастающие потребности и интересы, эффективно преобразовывать окружающую действительность и вместе с тем самому приспосабливаться к ее изменениям, последовательно улучшать условия жизни и т. д.
|