Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Ее решения




 

Современное состояние экологической проблемы как проблемы вза­имодействия человека (общества) и природы характеризуется кризисом. Нагрузка, оказываемая человеческой деятельностью на окружающую при­родную среду, в 2000 раз интенсивнее всей остальной биосферы. Челове­чество, взаимодействуя с природой как единый вид, превратилось в глав­ный фактор, определяющий эволюцию природы на Земле. Экологиче­ский кризис – это глобальный процесс неблагоприятных изменений естественных условий существования живых организмов и биосферы в целом, грозящих подрыву ее динамического равновесия, которое сложи­лось на Земле. От локальных экологических кризисов он отличается тем, что отрицательно сказывается на условиях существования всех форм жизни на Земле, угрожает существованию человека как биологическо­го вида.

Экологический кризис сложился стихийно в ходе целесообразной деятельности людей, направленной на удовлетворение их растущих по­требностей и улучшение локальных природных условий их существова­ния. Изменение ландшафтов, вырубка лесов, засоление почвы, загрязне­ние воздуха и т. д., т. е. почти все отрицательные последствия воздействия человека на природную среду, снижающие в целом ее качество – резуль­тат стремления людей увеличить свое богатство и улучшить условия жизни, более полно удовлетворять потребности в продовольствии, одеж­де, жилье и т. п. Человек не считал природу безоговорочно совершенной и постоянно изменял ее согласно своим потребностям. Но добиваясь в первую очередь тех целей, на которые человек первоначально рассчиты­вал, он получил затем последствия, которые не ожидал и которые порой превосходят ожидаемый результат, сводят на нет достигнутое.

Причины, породившие экологический кризис, связаны с несовер­шенством индустриальной цивилизации, основанной на машинных ору­диях труда. Ей присущи такие недостатки, которые явились конкретными причинами экологического кризиса:

1. Господство в индустриальном производстве механической техно­логии, не ориентированной на глубокую переработку природного и вто­ричного сырья.

2. Отсутствие до последнего времени естественных наук, изучающих природу как единую, целостно функционирующую систему, и наук, глубоко изучающих процессы взаимодействия человека (общества) и природы.

3. Неглубокое знание закономерностей общественного развития, диалектики превращения индивидуальной деятельности людей в обще­ственно и природнозначимые результаты, неразвитость научного прогно­зирования антропогенного влияния на природу.

4. Стихийность развития социальных систем, присущих индустри­альной цивилизации, преобладание недемократических политических режимов, что связано с неустойчивостью общественного развития, с про­изволом и игнорированием объективных тенденций в жизни общества, с противоборством в международных отношениях и развязыванием войн, с отстранением большинства народа от власти в обществе и политической жизни вообще и т. д.

5. Отчужденное положение человека в индустриальном обществе, которое порождается в сфере производства, но пронизывает всю жизне­деятельность человека (потребление, досуг, духовную культуру, нравст­венность и т. д.).

Экологический кризис проявляется в загрязнении гидросферы, ат­мосферы, в разрушении литосферы, в радиационном и тепловом за­грязнении, в уничтожении некоторых видов растений и животных, в ухудшении качества других биосферных показателей. Так, например, за последние сто лет индустриального развития концентрация углекис­лого газа в атмосфере увеличилась на 12-18 %. С появлением радио и телевидения радиоизлучение Земли на метровых волнах увеличилось в миллион раз и сравнялось с радиоизлучением Солнца. Это увеличение, безусловно, влияет на частоту мутаций (изменений наследственных свойств организма). Последствия мутагенного загрязнения среды ощу­тимы уже сейчас. Если в первой половине XX века в мире было за­регистрировано 4 % рождения неполноценных детей, то в 1977 году уже 10 %. Эксперты Национального научного фонда США подсчитали, что одно только загрязнение атмосферы отработанными газами автомобиля приводит к преждевременной смерти около 15 тысяч американцев еже­годно.

Результатом производственной деятельности людей явилось образо­вание нового – техногенного – процесса движения химических элемен­тов в биосфере, который стал интенсивно изменять ее физико-химиче­ские свойства. Причем темпы этого процесса во много раз превосходят приспособительные возможности организмов. С этим и связаны сейчас нарушение динамического равновесия и деградация биосферы. Пока процессы деградации природной среды коснулись человека в меньшей мере, чем других видов живых организмов. Объясняется это тем, что, искусственно изменив условия труда и быта, наладив медицинский кон­троль и т. п., человек в известном смысле обезопасил себя от влияния физико-химических воздействий изменения природной среды. Но в ор­ганизме людей происходит постепенное накопление неблагоприятных изменений, которые могут в будущем вызвать непредсказуемые негатив­ные последствия. В этом – главная опасность возможной экологической катастрофы.

Экологическая деятельность человека (его поведение в природе) не может далее развиваться как стихийно складывающееся дополнение к технической деятельности. Ею необходимо сознательно и целенаправ­ленно управлять, чтобы не допустить необратимых существенных поло­мок механизмов биосферы, которые могут повлечь уничтожение челове­чества. Поэтому первоочередной, чрезвычайно важной становится сейчас задача теоретического осмысления и обоснования экологических перс­пектив развития человечества, выработки экологически целесообразной стратегии природопользования. Основы такой теории были разработаны русским естествоиспытателем В. И. Вернадским в его концепции ноосфе­ры (сферы разума). Исследуя геохимические процессы миграции вещест­ва и энергии в природе, он выявил геологическую роль живого вещества в становлении и последующем поддержании динамического равновесия биосферы. Он выделил человека как планетарную силу, способную пере­строить согласно своим представлениям складывавшиеся на протяжении многих геологических эпох естественные циклы миграции вещества и энергии и изменять таким образом биосферу Земли. Благодаря развитию техники, науки и производительных сил как факторов, определяющих мощь антропогенной геологической силы, человек способен превратить биосферу в царство разума – ноосферу. Ноосфера – это преобразо­ванная в интересах человека природа, равновесное состояние которой поддерживается целенаправленной деятельностью объединившегося че­ловечества.

В процессе становления ноосферы следует различать стихийный и целенаправленный этапы. Первый этап формирования предпосы­лок становления ноосферы начался с появлением человека. Стихий­ное, неразумное природопользование привело к экологическому кризису, который создал реальную угрозу существования человечества. Второй этап – этап сознательного, разумного, творческого, планомерного пре­образования природы в интересах настоящего и будущих поколений людей – стал насущной необходимостью современного развития чело­вечества.

Переход от биосферы к ноосфере требует создания, причем в доста­точно короткие сроки, новых взаимоотношений человека с природой и людей между собой. Реальные предпосылки для этого сложились в на­стоящее время: происходит величайшая научно-техническая револю­ция, которая знаменует переход человечества от индустриальной к постиндустриальной (информационной) цивилизации; рухнула система социалистических стран, которая находилась в жестком военном проти­востоянии капиталистическому миру, чреватом третьей мировой войной и термоядерной катастрофой; в бывших социалистических странах закла­дывается фундамент для демократических преобразований; начинается процесс экономического объединения конкретно-исторических обществ в единую мировую ассоциацию.

Теперь необходимо создание стратегии человечества – программы изменения общества и окружающей среды, которая должна опираться как на программу технического и технологического перевоору­жения человечества, так и на множество социальных программ (полити­ческого переустройства общества, изменение систем воспитания и обра­зования подрастающего поколения, изменение систем потребностей, ценностей, нравственных установок и т. д.).

Стратегия человечества должна иметь две составляющие: технико-технологическое перевооружение и утверждение в сознании людей новой нравственности.

Технико-технологическое перевооружение призвано значительно по­высить эффективность использования природных ресурсов и даже при нынешнем уровне потребностей снизить нагрузку на биосферу. Однако здесь следует сделать одно важное замечание. Можно спорить по поводу того количества людей, которое сможет прокормить, одеть, обуть наша планета при самой совершенной технологии сельскохозяйственного и промышленного производства. Но очевидно, что предел очень недалек и без ограничения рождаемости, без весьма жесткой регламентированной демографической политики обойтись не удастся.

Человечество уже сегодня способно понять, какими должны быть биосфера и общество будущего, чтобы обеспечить дальнейшее существо­вание рода человеческого. Но где гарантия того, что люди захотят при­нять разумные и, может быть, единственно возможные нормы своего поведения? Ведь для этого нужны усилия и лишения. Поэтому второй необходимой составляющей стратегии человечества является нравст­венность.

Для формирования ноосферной нравственности необходима глубокая перестройка самого духа и смысла всей человече­ской культуры. Ибо с особенностями той или иной культуры (например, западной и восточной, мусульманской и христианской, католической и протестантской и т. д.) связана готовность человека подчинить свою жизнь обеспечению будущих поколений.

На пути преодоления экологического кризиса и построения ноосфе­ры человечеству придется столкнуться с рядом конкретных трудностей и проблем.

Во-первых, проблема создания общепланетарной научно-техниче­ской политики и разделения ресурсов. С ней будут тесно связаны и вза­имоотношения между странами (технически развитыми и отсталыми, богатыми и бедными, имеющими природные ресурсы и неимеющими и т. д.), и переустройство образа жизни, правил общежития, и планиро­вание рождаемости, и регламентация материального потребления. Это потребует перестройки сознания людей, а также тех объективных факто­ров, которые воздействуют на их сознание и психологию, формируя оценочный подход, систему взглядов, привычек, а следовательно, и струк­туру поведения по отношению к природным условиям жизни. То есть речь идет о необходимости формирования у людей такого аспекта созна­ния, который можно назвать экологическим. Экологическое со­знание можно определить как совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы взаимодействия человека и природной среды в плане оптимального их решения применительно к конкретным соци­альным и природным возможностям. Несомненно, что экологическое сознание только в том случае окажет заметное воздействие на образ действий человека, если охватит как мыслительную, так и эмоциональную сферы его психики, если научные доводы взволнуют его и будут воспри­няты как личная убежденность в необходимости изменить отношение к природе, к себе и другим людям соответственно усвоенным знаниям. Чем более мощными средствами воздействия на природную среду обла­дает человечество, тем в большей степени нарастает важность формиро­вания экологического сознания.

Во-вторых, технико-технологическая проблема, связанная с созданием материало- и энергосберегающей высокопроизводительной техники, зам­кнутых технологических циклов и безотходных технологий; с заменой механических технологий на более эффективные и экономные, использу­ющие физические, химические и биологические процессы, что позволяет не только изменять форму вещества, но и коренным образом преобразо­вывать его свойства и качества; с широким внедрением в производство информационных технологий. С таким решением технико-технологиче­ской проблемы может быть реализована возможность создания экологи­чески чистого производства.

Для создания новых технологий, новой организации труда, поиска новых идей и путей в познании мира крайне важно раскрепощение творческого потенциала личности, обеспечение ее свободы и инициати­вы. Только свободный человек может быть творцом своей разумной жизнедеятельности и ноосферы. Отсюда вытекает третья – политико-правовая проблема. Она связана с демократизацией общества и законо­дательным обеспечением прав и свобод каждого индивида. Решение этой проблемы предполагает ориентацию на гуманистическое развертывание научно-технического и общественного развития, т. е. утверждение блага каждого человека в качестве критерия преобразования природы и образа жизни людей, гармонического согласования их интересов.

Вместе с тем такая ориентация неизбежно станет мешать утверж­дению ряда новых нравственных начал, ограничивающих свободу и инициативу личности, подчиняющих ее некоторым коллективным обя­занностям. Ведь трудно представить, как, например, американец, реали­зовавший «американскую мечту», т. е. живущий в домике с садиком и имеющий на счету несколько десятков тысяч долларов, сможет отка­заться от многого из этой жизни, чтобы стать вровень с аборигеном Новой Гвинеи. Сделать это совсем не просто. Но если все останется по-старому, то хуже будет всем. Здесь возможно возникновение жесточайших проти­воречий между разными культурами – ориентированными на индивиду­ализм и ориентированными на коллективизм, дисциплину личности. Даже в рамках одной культуры возможно возникновение противоречий, если одна из наций глубоко убеждена в своем абсолютном превосходстве над другими. Конфронтации и столкновения между народами возможны и на основе религиозных различий.

Однако в современном мире сложились все объективные предпосыл­ки для решения этих проблем и преодоления всех трудностей путем устойчивых компромиссов: отошли в прошлое антагонистические проти­воречия, противостояние социалистического и капиталистического лаге­рей, затухает классовая борьба, сходят с исторической арены диктатор­ские политические режимы и все больше укрепляются демократиче­ские, человечество все чаще в решении самых различных проблем выступает как единый субъект исторического процесса, все сильнее действует общая объединяющая цель – обеспечить сохранение на Земле человечества.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты